Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки

 

Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, "голографическое" представление о реально существующих направлениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме.

На стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики,- статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической деятельности. [Борисова, 2003; С.30-35]

На стендах помещаются разнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из массивов электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержащие сведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах.

Планирование стендовой презентации начинается с принятия решения о ее проведении, затем следуют изучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация встреч, бесед, обзоров.

Стендовая презентация должна представлять собой не случайный набор, а целостную систему логически выстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам, организации материалов.

Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). Постерное направление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии.

Наиболее апробированными формами стендовой рекламы являются библиотечные (книжные) иллюстративные выставки литературы, — практикуемые в отечественных библиотечно-библиографических и книготорговых учреждениях с середины XIXв. До настоящего времени они пользуются неизменным успехом у читателей. Виды выставок разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Выделим основные группы:

Первая группа книжные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых книг.

Выставка новинок литературы (новые поступления). Экспонируемые книги объединяются по чисто формальному признаку — времени выхода в свет и поступления в библиотечно-библиографическое учреждение. Для удобства пользования выставкой литература группируется по отраслям знания. На одну полку выставляются новинки социально-экономической литературы, на другую — естественнонаучной, далее — технической, сельскохозяйственной и т. д.

Выставка новинок может проводиться и в такой форме, как открытый просмотр. Она концентрирует внимание читателей на крупных массивах документов разных типов и видов по одной или нескольким проблемам, темам, отраслям знания. Они могут охватывать несколько сот названий. Цель открытых просмотров — познакомить читателей с новой литературой в условиях доступности и комфорта. Посетителю предоставляются по возможности удобные условия для работы, он может сесть за стол, почитать заинтересовавшую его книгу, сделать выписки, в том числе библиографические, получить ксерокопию.

Широко практикуются "открытые просмотры" при проведении дней информации, дней специалиста и других подобных мероприятий. Открытый просмотр дает возможность фронтального, комплексного ознакомления с литературой. Не только с ограниченным числом новинок, но и всей коллекцией

Столы новинок — разновидность выставки новых поступлений, которую организуют многие публичные библиотеки. На особых столах в удобных для экспонирования пространствах библиотеки выставляют 30—40 новых изданий.

Настенные (стендовые) постоянные выставки оформляются по наиболее важным, "вечным" темам или в целях непрерывного мониторинга новых поступлений литературы.

Выставка новых журналов — распространенная и эффективная разновидность экспозиций, не требующая серьезной технологической подготовки. Новые журналы, как и книги, группируются по отраслям знания.

Выставки-просмотры призваны знакомить читателей с новой литературой по универсуму человеческой деятельности или по определенному вопросу в условиях доступности, открытости, комфортности.

Особые функции выполняют выставки-книжные развалы, выставки-аукционы и т. д.

Выставка "забытых" книг — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом у читателей, хотя по своему содержанию представляет значительную ценность и требует актуализации. Выставка "забытых" книг напоминает о произведениях, которые по каким-либо причинам неизвестны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоят на полках без движения. Такие выставки обогащают представление читателя о литературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возобновляют "связь времен", содействуют сохранению социальной памяти. На выставках этого типа могут быть представлены книги по различным отраслям знания, не связанные друг с другом по содержанию, тематике или времени написания. В то же время практикуются и тематические выставки "забытых" книг определенного содержания. Эффективность подобных экспозиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.

Особая разновидность библиотечных экспозиций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданий из коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний. При подготовке таких выставок, имеющих значительное популярно-просветительское, историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большая исследовательская историко-книжная, источниковедческая работа. Обосновываются научные принципы экспозиций, определяются понятие "книжный памятник" и круг книг, которые относятся к этому понятию.

Второй вид библиотечных экспозиций — тематические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме.

Это основной и наиболее распространенный вид библиотечно-библиографической рекламы. Тематические выставки помогают читателям в приобретении или углублении знаний по какому-либо вопросу путем рекомендации специально подобранной литературы. Экспонируемые тексты последовательно раскрывают тему выставки, каждый экспонат так или иначе связан с окружающими его материалами, что детализирует освещение темы. Каждая книга и статья, помещенные на выставке, имеют свое, строго определенное место. Для более живого и убедительного показа широко используются иллюстративные материалы, "вещественные" экспонаты, например воинские каски, погоны, награды, муляжи оружия на выставках, посвященных военной тематике.

Тематические выставки различаются следующим образом.

Выставка, посвященная актуальным проблемам современности. Тематика ее может быть чрезвычайно разнообразной и отражать актуальную панораму универсума человеческой деятельности — все отрасли знания, политики, экономики, культуры, литературы и искусства. Подобные экспозиции можно выстроить как серию выставок, имеющих общий заголовок, например "Книги о природе и ее законах", и частные заголовки — "Законы экологии", "Планета Земля и проблема глобального потепления", "Экологическое движение в России" и др.

Выставки к памятным и знаменательным датам (Календарь знаменательных и памятных дат). Представленная литература дает общую характеристику юбилейного (знаменательного) события и содержит минимум необходимой фактографической информации.

Постоянно действующие выставки-календари посвящаются памятным юбилейным датам и сменяются через определенные периоды времени, приуроченные к очередному историческому событию.

Выставки-персоналии, выставки-портреты, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. На этих выставках представляется литература о деятелях мировой и отечественной культуры, книжного дела, науки, техники и т. д.

На выставках, посвященных одному произведению, экспонируются его публикации, переиздания, факсимильные воспроизведения, подготовительные материалы, литература, раскрывающая историю, значение и обстоятельства подготовки к изданию, критические статьи, методические материалы в помощь изучению. В частности, подобные выставки уместно посвящать книгам, удостоенным нобелевских, государственных и иных премий, выдающимся классическим произведениям, в частности, изучаемым в учебных заведениях.

Жанровые выставки акцентируют внимание читателя на произведениях одного литературного жанра (повести, любовные (дамские) романы, фантастика, фэнтези, детективы и пр.).

Особые разновидности выставок носят преимущественно досуговый развлекательно-просветительный характер. В основе выставки-кроссворда небольшой кроссворд, "ключ" к разгадываю которого можно найти в приведенной здесь литературе. Выставки-викторины предполагают наличие вопросов и отвечающей на эти вопросы литературы.

Подготовка и организация выставки начинаются с четкого определения рекламно-информационной задачи, группировки основных и иллюстративных материалов, объекта выставки (проблемной области), аудитории выставочной рекламы, целевого и читательского назначения экспозиции. В соответствии со всем этим производится подбор литературы, продумывается способ ее расположения на стенде.

Первый этап — выбор и изучение темы — социально значимой, злободневной, актуальной, оперативно откликающейся на требования времени. Изучая тему, библиотекарь-библиограф выясняет уровень обеспеченности ее литературой, возможность с помощью наличного документного массива познакомиться с работами, дающими общее представление о выбранной предметно-проблемной области: энциклопедиями и другой справочной литературой, учебниками, учебными программами, основными монографиями и статьями, информационно-библиографическими изданиями. На этом этапе происходят конкретизация, уточнение темы выставки. Составляется ее тематический план, включающий определение ее заглавия и подзаголовков, эпиграфов, цитат, иллюстраций, структуры разделов и подразделов.

Компоновка материала должна быть логичной. Литература располагается на стенде согласно тематическому плану, по значимости. На первое место выставляются основные, важнейшие произведения, охватывающие все проблемное поле в целом, затем идут тексты, менее значимые, тематически локальные, посвященные различным аспектам темы. Зачастую в конце раздела дается художественная литература, чтобы полнее раскрыть содержание темы. Цитаты, иллюстрации, рецензии помещают рядом с соответствующим изданием.

Материально-техническое оснащение выставки представляет собой сочетание традиционных и новейших средств библиотечной экспозиции. Для демонстрации книг используются витрины горизонтальные и вертикальные, открытые и застекленные, стенды, представляющие собой комбинацию из различных витрин и щитов для демонстрации иллюстративного материала, и турникеты, а также боковые стенки стеллажей, столы и прилавки выдачи литературы, щиты, удобные для переноски. Популярны выставки-витрины, где демонстрируются предметные аксессуары и книжные материалы в едином комплексе.

Выставочные стенды-витрины желательно оформлять просто, но оригинально, с творческой выдумкой. Практикой установлено, что на стендовой рекламе, плакате больше всего бросается в глаза правый верхний угол. Именно там надо помещать значимый слоган, наиболее существенную информацию. Заголовок выставки должен легко восприниматься. Задача библиотекаря-библиографа — привлечь внимание к выставке самыми разнообразными художественно-графическими средствами (включая богатые электронно-технологические возможности). Особенно важно умение выделять основное, учитывать психологические особенности читателей.

Стендовая библиотечная выставка теснейшим образом связана с другими видами рекламы, средствами воздействия на читателей. Значительно повышают эффективность библиотечной выставки проводимые рядом с ней беседы и обзоры, привлечение аудиовидеоматериалов с записями обращений авторов и т. д. Устные обзоры и беседы у выставок значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра. Беседы на злободневные темы целесообразно проводить в дни установки выставочного стенда, а затем регулярно, до тех пор, пока экспозиция сохраняет актуальность. Библиотечная выставка — жанр библиотечно-библиографической рекламы, но и она нуждается в специальной рекламе, в частности — в информационных сообщениях о ней в периодических изданиях, на сайтах в Интернете, в передачах по радио. [Борисова, 2003; С.30-35]


Заключение

 

Таким образом, в курсовой работе мы выяснили, что организация рекламной деятельности в библиотеке оказывает влияние на эффективность библиотечной рекламы как важного средства формирования общественного имиджа библиотеки. Чем выше развитие общества, тем активней используется реклама. И хотя разработкой библиотечной рекламы стали заниматься только в последние годы, можно утверждать, что реклама стала неотъемлемой частью библиотечной деятельности.

Но не стоит забывать, что как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей и своевременное предупреждение конфликтов между библиотекой и ее пользователями. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей. Постоянно совершенствовать свою деятельность, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства. Расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, разрабатывая новые дополнительные услуги, повышая тем самым комфортность обслуживания. И, может быть, когда-нибудь самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, станет устная реклама – рекомендации постоянных клиентов.


Список литературы

1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» [Текст] // Рос. Вести. – 1993. - № 152 (321). – С. 4-6

2. Закон РФ «О библиотечном деле» [Текст] // Библиотековедение. – 1995. - № 1. – С. 3-17

3. Федеральный закон «О рекламе» [Текст] // Библиотека и закон: Юрид. Журнал-справочник. – Вып. 3. – М., 1997. – С. 14-27

4. Кодекс рекламной практики [Текст] // Маркетинг. – 1993. - № 2. – С. 33-36

5. Нормативные акты, касающиеся вопросов рекламной деятельности [Текст] // Реклама. – 1995. - № 1-2. – С. 26-27

6. Александрова. «Я люблю читать» - конкурс детского плаката [Текст] / Александрова //Библиотека, - 1999. - № 4. - С. 20 - 21.

7. Ашервуд, Б. Видимая библиотека [Текст]: Практическое руководство по паблик рилейшен (связям с общественностью) для работников публичных библиотек/ Б.Фшервуд, Пер. с англ. И.П. Осипова, Ред. Л.М. Инькова. – London, 1981. – 51с.

8. Бабенко, С. Нужна реклама, которая воспитывает [Текст] / С. Бабенко // Библиотека. — 2001. — N11. — С.17-18.

9. Баукова, Н.И. Роль рекламы и PR библиотеки в продвижении чтения [Электронный ресурс] / Н.И. Баукова / Режим доступа: http://www.rgbs.ru/ru/std/info/doklad

10. Безносова, О.В. Реклама в библиотеке [Электронный ресурс] / О.В. Безносова. – www.microsoft.com \ isapi \ redir

11. Библиотечная реклама: Лекция / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; Сост.: З.В.Руссак, И.Ю.Окольнишникова; Отв. ред. М.Я.Соболь; Рец. Л.В.Солоненко.- Челябинск, 1995.-23 с.

12. Библиотечная реклама / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Челяб. обл. универс. науч. б-ка, ЦБС г.Челябинска; Сост.: З.В.Руссак, Л.В.Солоненко, И.Ю.Окольнишникова; Рец.: В.Н.Штыхван, С.В.Онищенко.- Челябинск, 1997.- 92 с.

13. Борисова, О. О. Технология стендовой рекламы в библиотеке [Текст] / О.О. Борисова // Мир библиографии. — 2003. — N 5. — С. 30-35

14. Борисова, О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: гл. 2. Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки [Текст] / О.О.Борисова // Библиография. — 2003. — N 3. — С.101-105

15. Борисова, О.О. Рекламная кампания библиотек [Текст] / О.О.Борисова // Библиография. — 2001. — N6. — С.56-64. — Библиогр.: с.63-64

16. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке [Текст]: Учебно-практическое пособие / О.О. Борисова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 216с. ISBN 5-85129-175-3

17. Бугрова Т. Что может кабинет деловой книги [Текст] / Т. Бугрова //Библиотека. - 1997. - № 12. - С. 13 - 16.

18. Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория, методика, практика: избранные труды А.Н. Ванеев. – СПб, 2004. – 380с. (Серия «Библиотека»)

19. Власова, Н.М. Психология в рекламе [Текст]: Методическое пособие. – Кемерово, 2000. – 28с.

20. Гавриленко, О. Л. Реклама в системе информационно-образовательной деятельности библиотек вузов: автореф. дис. [Текст] / канд. пед. наук Гавриленко Ольга Леонидовна; [С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. - СПб., 2004. - 17 с. - Библиогр.: с. 17

21. Галамага Т. «Чудное мгновенье, запечатленное в веках» [Текст] / Т. Галамага //Библиотека. - 1999. - № 4. - С. 62 - 63.

22. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама России: практика и рекомендации [Текст] / Л.Ю. Гермогенова. - М.: Партнер Лтд, 1994. - 252 с.

23. Герасимова, Л.Н., Кокойкина, О.Н. Маркетинг в библиотеке: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Н. Герасимова, Л.Н.Кокойкина. – М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1993. – 64с.

24. Глазков, М.Н. Реклама как двигатель библиотечно-библиографического дела [Текст] / М.Н.Глазков // Библиография. — 2003. — N3. — С.100-101

25. Головко, С. И. "Реклама - предмет увлекательный" [Текст] / С.И.Головко // Библиотека. — 2004. — N 6. — С. 76-79

26. Горбунова, Н. К. Реклама в сфере деятельности вузовской библиотеки [Электронный ресурс] / Н.К. Горбунова // Университетская библиотека: выбор пути: материалы Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - <http://dspace.lib.usu.ru/handle/123456789/643>

27. Данилова, М. «Поставить всех в известность о… себе» [Текст] / М. Данилова // Библиотека. – 2006. - № 2. – С. 71-72

28. Зайцева, Н. Эффективность рекламы и особенности рекламной коммуникации [Электронный ресурс] /Н. Зайцева. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/recl8.htm

29. Зуева, О. И., Рекламно - имиджевая деятельность библиотек [Электронный ресурс] / О.И. Зуева. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1381&r=4

30. Клюев, В.К. Научные основы рекламной деятельности библиотеки [Текст] / В.К.Клюев // Библиография. — 2003. — N3. — С.97-100

31. Кохтев, И.Н., Розенталь, Д.Э. Слово в рекламе [Текст] / И.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. – М.: Экономика, 1978. – 72с.

32. Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: практ. Пособие [Текст] / С.Г. Матлина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Либерея, 2000. - 127 с. - (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека"; 1 полугодие 2000). - Библиогр.: с. 122-126

33. Мильчакова, С. «Фирменные» цвета для малышей [Текст] / С. Мильчакова // Библиотека. – 2006. - № 4. – С.41-42 (Рекламные технологии: дизайн)

34. Минкина, В.А., Брежнева, В.В. Информационное обслуживание. Продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации [Текст] / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. – СПб., 2004. - 320с. – (Серия «Библиотека»)

35. Михнева, И. Б. Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотек [Текст]: Теория. Методика. Практика / И.Б. Михнева, Г.Л. Цесарская – М.: НВЦ "Библиомаркет", 1996. – 220 с.

36. Мужикова, Е. Выставка – это всегда интересно [Текст] / Е. Мужикова // Библиополе. – 2009. - № 1. – С.31

37. Немировский, К. Дизайн рекламных материалов [Электронный ресурс] / К. Немировский. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/recl6.htm

38. Окольнишникова, И.Ю. Рекламная деятельность отечественных общедоступных библиотек: история, теория, методика: автореф. дис. [Текст] / канд. пед. Наук И.Ю.Окольнишникова; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Тюмен. гос. ин-т искусства и культуры. — СПб., 1998. — 15 с.

39. Осипова О. Современный дизайн, или новый взгляд на старые проблемы [Текст] / О. Осипова //Библиотека. – 1998. - № 10. - С. 77 - 79.

40. Петреева, С.В. Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки [Электронный ресурс] // Менеджмент библиотек учреждений образования: IV Международная конференция / ВГУ им. П.М. Машерова. - Витебск, 2003. <http://lib.vsu.by/by/konf/pt.htm>

41. Подшивайлова, О. Служба «Библиосервис» [Текст] / О. ПОдшивайлова // Библиотека. – 2006. - № 1. – С. 58-59

42. Рекламная деятельность: Учебник для вузов [Текст] / Ф.Г.Панкратов, Ю.К.Баженов, Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин.-2-е изд., перераб.и доп.-М., 2000.-С.42

43. Реклама в практике работы отечественных библиотек: историч. аспект // Библиотека. Общество. Читатель: Межвуз. сб. науч. ст.- Челябинск, 1996.- С. 30 - 39.

44. Рейнш, А. PR-акции приобщают к прекрасному [Текст] / А. Рейнш // Библиотека. – 2009. - № 5. – С. 39

45. Рудич, Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Рудич. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 268с. ISBN 5-202-00156-8

46. Руссак З.В., Окольнишникова И.Ю. Рекламная деятельность библиотек: Лекция/ Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; Рец.: Л.В.Солоненко, В.Н.Штыхван.- Челябинск, 1996.-64 с: ил.

47. Справочник библиотекаря [Текст] / Науч.ред.А.Н.Ванеев,В.А.Минкина.-2-е изд., испр. и доп.- СПб., 2001.-448с.

48. Теория и практика библиотечной рекламы: Прогр. курса по выбору для студ. III курса дневного и заочного отд-ний. - Челябинск, 1995.- 10 с.

49. Теория и практика библиотечной рекламы: Материалы к изучению курсов по выбору "Библиотечный менеджер" и "Библиотекарь - организатор досуга" для студентов дневного и заочного отд-ний информ.-библ. фак.- Челябинск, 1995.- 17 с.

50. Цесарская, Г. О фирменном стиле [Текст] / Г.О. Цесарская //Библиотека.-1997.-№1.-С.32-33

51. Чрелашвили, О. А. Реклама в библиотеке и реклама библиотек [Текст] / О.А.Чрелашвили // Библиотечное дело. — 2004. — N 8. — С. 31-34

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...