Конституционные права и обязанности общественных объединений в Республике Беларусь
Деятельность структур гражданского общества, неотъемлемыми элементами которого являются общественные объединения, а также иные неправительственные организации (НПО), политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, посредством которых более эффективно представляются к удовлетворению личные и общественные интересы, является одним из важнейших условий осуществления эффективных экономических и социально-политических преобразований. Возможность выполнения общественными объединениями своих функций, несомненно, зависит от условий, предоставляемых для их деятельности, основу которых составляет правовой статус. Предоставляемые законодательством права и обязанности общественных объединений, являясь стержневым элементом их конституционно-правового статуса, определяют его основное содержание. В правах и обязанностях фиксируется система взаимосвязи общества и государства, основанная на конституционных принципах. Эффективность (а вместе с ней и вообще возможность) реализации функций общественных объединений зависит от совокупности их фактических прав и обязанностей. Эти отношения формируются в результате действия закономерностей развития общества. Одной из задач юридической науки, по словам Л.С. Явича, является выяснение, насколько система субъективных прав (юридических обязанностей) полно отражает и закрепляет реально существующие интересы граждан (организаций, учреждений) и какие из этих интересов требуют дополнительных признаний [1, с. 190]. В контексте сказанного отметим также, что более полное закрепление в законодательстве порядка реализации прав и свобод граждан способствовало бы укреплению конституционной законности [2].
Данные предпосылки обусловили интерес к рассматриваемой теме и предопределяют основное содержание статьи. Понятие конституционных прав общественных объединений базируется на общем понятии субъективного права. Субъективное право - мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Его содержание выражается в возможности определенного поведения самого управомоченного, в возможности управомоченного требовать от обязанного лица определенного поведения и в возможности обращения к государственным органам за защитой своих нарушенных прав [3, с. 297-298]. Субъективное право выступает в качестве гарантированной государством возможности определенного поведения [4, с. 139]. Определение конституционных прав общественных объединений через категорию возможности также представляется вполне логичным. Конституционные права общественных объединений - это гарантированные объективным правом формально-определенные возможности пользоваться установленными законодательством благами, мера возможного поведения. Государство закрепляет права общественных объединений не произвольно. Оно ограничено, с одной стороны, международными стандартами и обязательствами, а с другой стороны, степенью зрелости гражданского общества, уровнем его экономического развития. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность объединения свободно осуществлять те или иные действия, пользоваться каким-либо благом в границах и порядке, обозначенных в законе. При этом права общественных объединений приобретают не только юридическое, но и политическое значение.
Отсюда общественные объединения как субъекты конституционного права обладают правами, выражающими не потенциальные, а реальные возможности, закрепленные не только в Конституции, но и в иных актах конституционного законодательства. И в данном случае дефиниция «конституционные» вместо «конституционно-правовые» употребляется с целью избегания тавтологии. Являясь частью объективного права, права, как и обязанности, при реализации их в конкретном правоотношении (в рамках системы действующего законодательства) становятся субъективными правами, т.к. они будут принадлежать конкретному субъекту права. Для практической реализации субъективных прав, свобод и законных интересов необходимо проявление активности со стороны общественных объединений. Таким образом, субъективные конституционные права общественных объединений - это конкретные возможности, возникающие из конституционных прав, существующих в составе конституционно-правового статуса, которые реализуются под воздействием определенных юридических фактов в конкретном правоотношении. Стадия конституционно-правовых отношений видится обязательной в процессе реализации конституционных прав и обязанностей [5, с. 11]. Соответственно вне конституционных правоотношений субъективные конституционные права (также и обязанности) общественных объединений существовать не могут. Статьей 22 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З) (далее - Закон «Об общественных объединениях») общественным объединениям предоставлены следующие права: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы [6].
Однако этот перечень конкретизируется в других актах законодательства. Так, ст. 16 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» относит к общедоступной информацию о деятельности общественных объединений, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены [7]. Исходя из отображенного в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» принципа равенства все физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица имеют равные права на распространение и получение массовой информации [8]. Основная часть прав общественных объединений закреплена Конституцией Республики Беларусь [9]. В соответствии со ст. 35 Основного Закона государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а также ответственность за несоблюдение соответствующего законодательства регулируется Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 233-З) [10], согласно которому регламентируются условия и порядок проведения этих мероприятий, в т.ч. и общественными объединениями. Ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Согласно ст. 69 Конституции Республики Беларусь право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом. Эти конституционные положения определяют основные права общественных объединений в политике, что обуславливается повышением в данной сфере их роли, как и в целом гражданского общества. Дальнейшей детальной конкретизации указанных прав законодателем не произведено. Ст. 20 ч. 1 Закона «Об общественных объединениях» является отсылочной, указывая на право участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством. Порядок выдвижения кандидатов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) [11]. Однако Избирательный кодекс не выделяет общественные объединения как отдельные субъекты, обладающие правом выдвижения кандидатов. Такое право принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей, на что уже обращалось внимание в литературе [12, с. 111]. Избирательный кодекс Республики Беларусь наделяет общественные объединения рядом иных прав при проведении выборов, референдума, отзыва депутата: присутствие представителей в качестве наблюдателей (ч. 4 ст. 13), выдвижение своих представителей в состав избирательных комиссий (ст. 35), право проведения агитации, обсуждения предвыборных программ (ст. 45).
Из содержания Конституции Республики Беларусь вытекают право общественных объединений участвовать в решении государственных дел, право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством (ст. 37), право направлять обращения в государственные органы (ст. 40). Право на обращение содержит конституционную возможность апеллировать к власти, обжаловать действия соответствующих органов. В конституционном аспекте это право наполняется специальной политической составляющей - возможностью участвовать в управлении делами государства, реализовывать свои политические интересы [13, с. 35-36]. Как было указано в решении Конституционного Суда, «обращения граждан отражают реальные социально-экономические процессы, способствуют повышению эффективности работы органов власти, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, устранению противоречий и других недостатков в законодательстве, практике его применения» [14]. Реализация общественными объединениями конституционного права на обращение согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XIII «Об обращениях граждан» (в редакции Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 340-З) предусмотрена возможностью обращения в государственный орган путем подачи коллективного предложения, заявления, жалобы в различные органы [15]. Так, в 2002 году только в Конституционный Суд поступило 249 письменных обращений от общественных объединений (в том числе 63 письма за подписью 3500 их членов) [16]; в 2000 году - 58 обращений от общественных объединений и правозащитных организаций [17].
Еще одну возможность реализации права общественных объединений участвовать в решении государственных дел - право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни - предоставляет ст. 6 Закона Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [18], согласно которой общественные объединения могут выступать с соответствующей инициативой перед лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности какого-либо нормативного правового акта. Это положение дублируется также в ч. 3 ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [19]. Однако механизм реализации данных положений не выработан, на что обращалось внимание Конституционного Суда [20]. Конституционным Судом неоднократно указывалось также на необходимость законодательного развития закрепленного в статье 122 Конституции права граждан на непосредственное обращение в Конституционный Суд по вопросам проверки решений нормативного характера местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих их права, свободы и законные интересы. Реализация этих предложений не требует корректировки Конституции. Необходимо точно определить на законодательном уровне порядок внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц, в том числе и общественных объединений. Принципиально важным для развития общественных объединений в Республике Беларусь представляется замечание американских исследователей М. Фоули и Б. Эдвардса: «Там, где государство невосприимчиво, его институты недемократичны, а его демократия плохо реагирует на требования граждан, характер коллективных действий будет кардинально иным, чем при сильной и демократической системе. В таком обществе государственная политика сводит на нет усилия граждан организоваться для достижения каких-то гражданских целей - иногда путем открытого подавления, иногда путем простого игнорирования. Тогда возникают все более агрессивные формы гражданских ассоциаций и все больше рядовых граждан либо вовлекается в активную борьбу против государства, либо впадает в спасительную апатию» [21]. Общественные объединения, не ставящие перед собой политические цели, не имеют возможностей приблизиться к механизмам публичной власти, что затрудняет реализацию общественных интересов и достижение целей, для которых они создаются. По нашему мнению, реализация интересов определенной части общества (ветераны, инвалиды, экологи) может происходить в том числе и путем актуализации социально значимых проблем, требующих законодательного разрешения. Общественные объединения действуют практически во всех сферах и, тесно соприкасаясь с острыми вопросами жизни общества, замечая недостатки правового регулирования в этих областях, готовы предложить необходимые изменения в законодательстве. Создание условий, при которых каждая социальная группа и организация будут иметь возможность участвовать в процессе разработки и принятия государственных решений, оценивать воздействие последствий их реализации на структуры гражданского общества с максимальным использованием возможностей неправительственных организаций, является важнейшей целью Национальной стратегией устойчивого развития (НСУР)-2020 [22, с. 171]. На наш взгляд, неверно ограничивать возрастающее стремление граждан и их коллективов содействовать разрешению общественных проблем и реализации своих интересов, лишив их возможности совершенствовать национальное законодательство. Речь не идет о наделении общественных объединений статусом субъекта законодательной инициативы в строго правовом, узком значении. Но в широком понимании законодательные, правовые инициативы как предложения общественных объединений по совершенствованию законодательства являются, на наш взгляд, важным элементом в реализации общественными объединениями права на участие в решении государственных дел. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что вытекающие из Конституции Республики Беларусь право общественных объединений участвовать в решении государственных дел и право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством (ст. 37), нуждаются в конкретизации и закреплении в Законе «Об общественных объединениях». Права общественных объединений необходимо дополнить правом выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Этим правам должна корреспондировать обязанность субъектов права законодательной инициативы рассматривать инициативы общественных объединений. Необходимо также выработать правовой механизм обязательности учета выдвигаемых общественными объединениями инициатив. Таким образом будут созданы реальные предпосылки для полноценного привлечения общественных объединений к управлению делами общества и государства, обусловленные необходимостью донесения и отображения постоянно возникающих новых потребностей общественного развития в самых разных сферах. Важнейшим элементом в структуре конституционно-правового статуса общественных объединений, непосредственно связанным с их правами, являются их конституционно-правовые обязанности. Достоверное выяснение нормативного содержания конституционных обязанностей, их точная конкретизация в текущем законодательстве в полном соответствии с буквой и духом Конституции - важное условие эффективности конституционного и всего правового регулирования [23, с. 215]. В литературе к определению юридической обязанности, являющемуся базовым, существует два подхода. Через категорию необходимого юридическая обязанность рассматривается такими юристами, как С.С. Алексеев, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук и др. Так, Н.И. Матузов полагает, что «юридическая обязанность - это установленная государством мера общественно необходимого, ответственного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности, управомоченных и правообязанных лиц» [24, с. 64]. Другими юристами она определяется через категорию должного. По мнению В.Н. Шеломенцева, под обязанностью общественного объединения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате деятельности данного объединения, которые требуют от него определенных действий или воздержания от них, предусмотренные Законом «Об общественных объединениях» [25, с. 44]. Данным подходом, по нашему мнению, во-первых, формируются общие обязанности общественных объединений без отраслевой дифференциации. Во-вторых, речь идет о переносе упора с составляющей содержания правоотношения (должное поведение) на форму опосредования этих правоотношений (совокупность правовых норм). Конституционно-правовую обязанность, таким образом, можно определить как объективно необходимое, должное поведение общественного объединения как субъекта конституционного права. Она реализуется в сфере предписаний Конституции и иных актов законодательства, в которых государство предписывает целесообразный, полезный и необходимый вариант поведения. В соответствии со ст. 52 Конституции Республики Беларусь данные объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства. Это является их основной обязанностью. Кроме того, согласно ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» они осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об общественных объединениях», иными актами законодательства и на основании их учредительных документов. Указанный Закон «Об общественных объединениях» не упоминает об обязанности объединений вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, регистрироваться в налоговых органах и вносить в бюджет платежи. Эта обязанность возникает у общественных объединений автоматически после регистрации их в качестве юридического лица, которая обязательна для приобретения легального статуса. Ст. 24 Закона «Об общественных объединениях» определено, что налоговые органы осуществляют «контроль финансовой деятельности общественных объединений, в том числе за источниками их доходов, размерами полученных ими средств и уплатой налогов». Общественные объединения согласно ст. 34 Конституции обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ч. 2). Ст. 6 ч. 2 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [26], конкретизируя это положение Конституции, устанавливает обязанность общественных объединений предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном данным Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Согласно ст. 38 Избирательного кодекса Республики Беларусь общественные объединения, организации обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Обязанность содействовать патриотическому воспитанию граждан, укреплению обороны возложена на ветеранские, молодежные организации и другие общественные объединения ст. 15 Закона Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 129-З «Об обороне» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З) [27], но лишь при наличии соответствующих задач в уставах данных объединений. Данное положение, во-первых, дублирует ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» (осуществление деятельности согласно учредительным документам), во-вторых, носит декларативный характер. Использование общих формулировок (содействовать «патриотическому воспитанию граждан», «укреплению обороны»), отсутствие четких критериев определения необходимого, должного поведения не позволяют соблюсти формальный подход для отнесения данной нормы как определяющей конституционно-правовую обязанность общественных объединений. Кроме этого, содержание самой обязанности, на наш взгляд, противоречит принципу самоуправления, в соответствии с которым право осуществления деятельности, определенной уставом объединения, принадлежит исключительно членам (участникам) конкретного объединения и понуждение к тем или иным действиям, равно как и установление их направлений, является недопустимым. Закон «Об общественных объединениях» не содержит конкретной статьи, определяющей обязанности общественных объединений. Анализ законодательных актов показывает: обязанности, выделенные в Законе «Об общественных объединениях», - это обязанности объединений только перед государством, регистрирующими и контролирующими органами. Перечень и содержание иных обязанностей раскрыты в других актах. В условиях отсутствия в составе общественных объединений специалистов-правоведов это может привести к нарушениям законодательства либо, применительно к раскрытию основных прав, к неоправданному сужению возможностей в разных сферах деятельности. Наделение общественных объединений определенными правами и обязанностями - не произвольный шаг законодателя, а объективные возможности, обеспечивающие объединения определенными условиями для реализации своих интересов. Законодатель не может безосновательно расширять или сужать объем прав. Деятельность государства в данной сфере зависит от основных конституционных принципов, социальных, политических и экономических условий, складывающихся в обществе. Конституционные права общественных объединений - это их возможности, обусловленные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них должна выражаться та мера свободы осуществления деятельности, которая объективно возможна для общественных объединений на конкретном этапе развития общества. В свою очередь законодательное закрепление конституционных прав общественных объединений позволяет простимулировать определенные процессы, предоставить возможности для реализации их потенциала. В пределах этих закрепленных прав происходит установление условий и осуществление деятельности общественных объединений в различных сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Как было отмечено в послании Конституционного Суда, ряд статей Конституции, определяющих права человека и содержащих нормы прямого действия, не нуждаются в их конкретизации законом или другим нормативным актом. Однако при этом не исключено, что для определения правомерности отдельных действий гражданина и государства необходима конкретизация некоторых конституционных норм в законах и иных нормативных актах [20]. На основании вышеизложенного целесообразно внести в Закон «Об общественных объединениях» следующие изменения: ) Обязанности общественных объединений закрепить отдельной статьей Закона, включив в нее обязанности осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и уставом; обеспечивать возможность осуществления контролирующими и регистрирующими органами своих полномочий; предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. ) Дополнить ст. 22 Закона «Об общественных объединениях», включив в нее следующие права общественных объединений: право на обращение общественных объединений о внесении уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов; право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; право на непосредственное обращение в Конституционный Суд по вопросам проверки решений нормативного характера местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих их права, свободы и законные интересы. Представляется также целесообразным пересмотреть статью 15 Закона Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XII «Об обороне» в отношении обязанности ветеранских, молодежных организаций и других общественных объединений содействовать патриотическому воспитанию граждан, укреплению обороны. Необходимо точно определить на законодательном уровне порядок внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц, в том числе и общественных объединений.
Литература
1. Явич, Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич; под ред. А.И. Королева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 287 с. . О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2003 году: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 6 февр. 2004 г., № Р-169/2004 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 26. - 6/396. . Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с. . Малько, А.В. Гарантии осуществления законных интересов / А.В. Малько, В.В. Субочев // Правоведение. - 2007. - № 6. - С. 138-148. . Бурцев, А.А. Система субъектов конституционно-правовых отношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Бурцев; Моск. гос. юрид. акад. - М., 2005. - 24 с. . Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 17 окт. 1994 г., № 3254-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 авг. 2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. . Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. . О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. . Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с измен. и дополн. от 24 нояб. 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032. . О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 1997 г., № 114-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 7 авг. 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. . Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-З: Принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: Одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. . Выборы: правовые основы, избирательные технологии: науч. правовое и практ. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / С.А. Альфер, И.И. Бугрова, А.Е. Вашкевич [и др.]; отв. ред. С.А. Альфер; науч. ред. М.Ф. Чудаков. - Минск: Тесей, 2000. - 304 с. . Васильева, С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации / С.В. Васильева // Законодательство и экономика. - 2005. - № 5. - С. 35-42. . О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2005 году: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 1 февр. 2006 г., № Р-193/2006 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 23. - 6/476. . Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г., № 407-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 1 нояб. 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. . О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2002 году: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 5 февр. 2003 г., № Р-153/2003 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 19. - 6/356. . О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 22 янв. 2001 г., № Р-105/2003 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 12. - 6/267. . О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. . О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 193-З: Принят Палатой представителей 31 мая 2000 г.: Одобр. Советом Респ. 16 июня 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. . О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 12 февр. 2002 г., № Р-138/2002 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 22. - 6/318. . Фоули, М. Парадокс гражданского общества / М. Фоули, Б. Эдвардс // Русский журнал [Электронный ресурс]. - 1997. - Режим доступа: http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm - Дата доступа: 02.05.2009. . Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. - 202 с. . Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. - М.: Юрид. лит., 2005. - 574 с. . Матузов, Н.И. Правовой статус личности: понятие и структура / Н.И. Матузов // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете конституции СССР 1977 года: Вопросы теории государства и права, государственного и административного права / В.М. Манохин [и др.]; под ред. М.И. Байтина. - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та. - 2004. - С. 58-193. . Шеломенцев, В.Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ: автореф. дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.01, 12.00.02 / В.Н. Шеломенцев; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва, 2006. - 55 с. . Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. . Об обороне: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 129-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|