Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и основные этапы развития адвокатуры в России




 

Предшественником российской адвокатуры был институт судебного представительства в Древней Руси. Первые упоминания о нем мы находим в законодательных сборниках XV в. В частности, по Псковской судной грамоте иметь поверенных лиц могли не все, а только женщины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие. Напротив, Новгородская судная грамота дозволяет иметь доверенных лиц всем. Обязанности поверенных исполняли, во-первых, родственники тяжущихся, во-вторых, все правоспособные граждане, за исключением тех, кто, состоя на службе, были облечены властью.

Необходимо отметить, что до издания Судебных уставов 1864 г. судебное представительство было свободной профессией, не связанной организационно-корпоративными обязательствами. В разные исторические периоды сфера деятельности поверенных была различной. В древние времена, когда уголовный процесс не отделялся от гражданского, участие поверенных допускалось в делах обоего рода. После того как судопроизводство начало делиться па две формы - гражданскую и уголовную (Судебники 1497-1950 г.г.), роль поверенных стала меняться. Уголовный процесс теперь составляли стадии: состязательный суд и следственный розыск привел к тому, что границы розыска расширялись и он постепенно оттеснил обвинительный процесс на второй план. К участию в розыскном процессе поверенные не допускались.

С развитием судопроизводства возникают зачатки института правозащиты в уголовном суде, которую обеспечивали подсудимому прокуроры и стряпчие, возбудившие преследование за преступление. Обязанность наблюдения за соблюдением интересов подсудимого возлагалась на депутатов, избиравшихся из представителей того сословия или ведомства, к которому относился обвиняемый. Депутаты присутствовали на следствии, наблюдали за правильным его производством, а в случае необходимости могли высказывать собственное мнение. Прокуроры и стряпчие имели право предлагать суду свои заключения о невиновности подсудимого.

Российские цари были настроены против создания в России адвокатской корпорации западного образца. Петр I считал «ходатаев» ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. Отрицательное отношение к идее учреждения адвокатуры по западному образцу сохранялось практически до отмены крепостного права.

Адвокатской практикой занимались государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Примечательно, что сам термин «адвокат» впервые был упомянут в Воинском уставе Петра I.

При обсуждении проектов судебной реформы 1864 г. Государственный совет признал необходимым создание организованной адвокатуры, без которой, по его мнению, «невозможно будет ведение состязания в гражданских и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и представления полной защиты тяжущимся и обвиняемых пред судом».

Присяжные стряпчие в коммерческих судах полностью зависели от суда: по его усмотрению они могли быть допущены к практике или исключены из списка без каких-либо веских причин. В целом говорить об адвокатуре дореформенной России в классическом ее понимании (правозащитная юридическая помощь) нельзя. Лишь наличие у адвоката возможности оказывать помощь своему доверителю, подзащитному на всех стадиях юридической процессуальной деятельности свидетельствует о существовании полноценного института адвокатуры.

Можно считать, что история классической русской адвокатуры начинается после судебной реформы 1864 г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон и судебная власть была отделена от административной, когда был изменен организационно-правовой и функциональный статус прокуратуры в России, изменен порядок дознания и следствия.

В целом можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры основывалась на следующих принципах:

) совмещение правозаступничества с судебным представительством;

) относительная свобода профессии;

) формальное отсутствие связи с магистратурой;

) сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

) договорное определение суммы гонорара.

В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.

Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде - Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917 г. Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде.

В годы революции было много юристов-практиков, не имевших соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту Положения об адвокатуре на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки. Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний. Все поручения по оказанию юридической помощи принимались только через коллектив, в кассу которого вносилось вознаграждение за помощь.

В Положении нашло подтверждение одно из важнейших условий обеспечения права на защиту: каждый обращающийся мог сам выбирать защитника из числа членов коллегии по своему усмотрению. Труд защитника оплачивался в зависимости от его квалификации, общественно-правовой работы и нагрузки.

Вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права па защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта повой Конституции СССР в 1936 г. После принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание «адвокат», одно время замененное термином «член коллегии защитников».

На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, по и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям путем дачи советов, справок, разъяснений, составления жалоб, заявлений и других документов.

В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия». Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой.

Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению - обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.

Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.

Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений (ст. 5). В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.

Основополагающие принципы деятельности адвокатуры - это полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право па создание ассоциаций, присоединение к международным сообществам адвокатов и участие в их работе, соблюдение норм профессиональной этики, справедливости и гуманизма. Именно эти принципы были положены в основу Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Задача №1

 

Во время патрулирования городских улиц лейтенант полиции Сидоров и прапорщик полиции Артемов были оскорблены группой молодых людей, стоящих около детской площадки. Оскорбление выражалось в нецензурной брани, адресованной патрулирующим полицейским. Лейтенант полиции Сидоров потребовал от группы молодых людей, чтобы те прекратили выражаться в их адрес нецензурной речью, на что последние еще интенсивнее стали выкрикивать нецензурные выражения, при этом кто-то из группы молодых людей (в ходе следствия личность не установлена) запустил камень в сторону полицейских, который попал в голову прапорщику полиции Артемову, причинив тем самым тяжкий вред здоровью. Лейтенант полиции Сидоров в ответ открыл огонь на поражение, ранив при этом гражданина Сидоренко.

Оцените сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия сотрудников полиции?

Перечислите случаи применения оружия сотрудниками полиции.

Решение.

На основании ст. 19 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным. Т.к. прапорщику Артемову был причинен тяжкий вред здоровью, а так же неадекватность действий молодых людей могла привести к иным тяжким последствиям, Сидоров правомочен был применить огнестрельное оружие, однако, ущерб должен быть минимизирован действиями сотрудника полиции. Так же, Сидоров должен, на основании ст. 19 ФЗ «О полиции» оказать первую помощь в результате применения огнестрельного оружия. Перечень случаев применения огнестрельного оружия закреплен в ст. 21 и 23 ФЗ «О полиции»:

для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции;

для освобождения заложников;

для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

иные случаи, закрепленные законом.


 

Задача №2

 

Студент Иванов, отвечая на семинарском занятии по предмету «Правоохранительные органы» отметил, что международно-правовые акты не могут являться источниками курса Правоохранительные органы РФ».

Оцените правильность ответа студента Иванова.

Решение.

К основным источникам курса «Правоохранительные органы РФ» относятся: Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативно-правовые акты, принятые в РФ и регулируемые деятельность государственных органов РФ.

Правоохранительные органы РФ относятся к исполнительной ветви власти РФ, а соответственно, организация их деятельности, а так же контроль за исполнением законов лежит на правоохранительных органах в рамках российского законодательства.

Следовательно, утверждение Иванова, о том, что международно-правовые акты не могут являться источниками курса «Правоохранительные органы РФ» следует расценивать как правильное.

конституционный суд юрисдикция адвокатура


 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1994. - 25 января; // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - ст. 445.

. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учебник для вузов. - изд. 9-е, перераб. и доп. - М., 2009.

. Аничин А.В. Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия в России. - М., 2006.

. Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. - М., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...