Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые занятия с младшими школьниками с ЗПР

Я проводила занятия с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в коррекционном классе дошкольного учреждения №14 г. Клинцы. Многим детям данной возрастной категории трудно дается выполнение заданий по обобщению и абстрагированию, у них слабо развиты многие психические процессы, мелкая моторика.

Я разработала и провела серию занятий с детьми в игровой форме, состоящие из трёх этапов.

Цель первого этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность. (Первое занятие).

Цель второго этапа: развить когнитивные процессы. (Второе занятие).

Цель третьего этапа: помочь осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к другим. (Третье и четвёртое занятие).

Каждое занятие по необходимости может повторяться. В процессе работы необходимо менять виды деятельности, чтобы заинтересовать детей. Некоторые занятия, например, посвященные знакомству с растительным миром, лучше проводить на улице.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ:

(Урок по ознакомлению с окружающим миром).

Материалы: лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками диких и домашних животных и птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы. Подготовительный этап: Игровое упражнение «Кто как ходит».

Дети изображают различных животных, например: ходят, как медведь, жираф; бегают, как лошадь, страус; прыгают, как зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д. Весьма эффективно данное упражнение выполнять под музыку, используя мимику и жесты. Основной этап:

Детям предлагается рассмотреть таблицу с теневыми или черно-белыми рисунками животных и птиц.

Первое задание: Педагог загадывает загадки о животных, дети отгадывают, отыскивая на плакате.

Второе задание: Каждый ребенок должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детенышей.

Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек с теневыми или черно-белыми изображениями. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

Завершающий этап: Игра «Испорченный телефон»:

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу. Задача детей – передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит задуманное, а последний-то, что услышал.

Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится первым, а первый – последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не задумает свое слово.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ:

Материалы: Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Зоопарк»:

Дети изображают по желанию любых зверей и птиц. Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый ребенок выходит из-за стула и представляет свое животное. Другие угадывают, кого он изобразил. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери и птицы» выходят на свободу. Они под музыку прыгают, бегают, кричат, рычат, летают. Основной этап: Дети рассматривают таблицу с теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Первое задание. Педагог загадывает загадки о растениях, дети отгадывают и отыскивают их на плакате.

Второе задание. Детям по очереди предлагается найти, назвать и показать на плакате фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, цветы.

Третье задание. Дети считают про себя количество рисунков на плакате, потом по очереди отвечают.

Завершающий этап: Игровое упражнение «Ласковое слово».

Дети садятся на ковре в круг и каждый говорит другому ласковое слово, используя названия растений (огурчик, вишенка, грибочек, морковочка, репка и т.д.).

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:

(Урок экологии) Материалы: Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта, измерительных приборов; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы (см. рисунок 3).

Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас».

Педагог, (который на время игры становится лесником), предлагает детям превратиться в какое-нибудь маленькое растение и назвать его. Лесник очень бережно относится к растениям, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними. Пригрело солнце, все хорошо. Но вот подул ветер: растения начинают качаться в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер усиливается (опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на нее. Им грустно и страшно. Но вот ветер стих и пошел долгожданный дождик (все встают), выглянуло солнышко (улыбки соседям). Растения стали краше прежнего. После упражнения дети рассказывают о том, в какие растения они превращались, и как менялось их настроение.

Основной этап: Дети подходят к таблице с изображением различных предметов.

Первое задание: Психолог загадывает загадки о предметах, сделанных руками человека, дети отгадывают их, отыскивая на плакате.

Второе задание: Детям по очереди предлагается найти предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, измерительные приборы, игрушки и назвать их общим словом.

Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

Завершающий этап: Игровое упражнение «Ералаш». Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбросаны по полу. По очереди каждый ребенок наводит порядок в квартире, то есть собирает все игрушки в отведенное место. Другие дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного задания. После того как каждый ребенок выполнил это задание, педагог просит детей вместе навести порядок. При этом он сам считает секунды.

В ходе этой игры дети понимают, что вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ:

(урок рисования)

Материалы: Лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски.

Подготовительный этап: игра «Живое – неживое».

Дети стоят в одну линию. Ведущий ребенок стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и бросает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет – откидывает его.

Основной этап: Игра «Я знаю».

Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять названий домашних животных…»; «Я знаю пять названий диких животных…»

«Я знаю пять названий предметов мебели…»; «Я знаю пять названий фруктов…» и т.д.

Ребенок должен бросить мяч и быстро произнести слово.

Заключительный этап: Игровое упражнение «Совместный рисунок».

Участники группы обсуждают, что они хотят нарисовать, и приступают к совместной творческой работе. После выполнения задания дети рассказывают о том, что они изобразили, и сочиняют по рисунку сказку.

Из опыта работы с детьми с ЗПР можно сделать заключение, что весьма эффективным является использование игровой формы. Дети лучше усваивают полученную информацию, меньше отвлекаются и проявляют заинтересованность к процессу обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...