Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведение счётов между животными.

Глава 11. Сведение счётов.

 

 

Рассматриваемые вопросы:

Как будет происходить сведение счётов в Судный день?

Пролитая кровь.

Сведение счётов между животными.

Когда верующие будут расплачиваться за нанесённые друг другу обиды?

_________________________________

Всевышний Аллах, Справедливый Судья, в Судный день спросит с обидчика за того, кому он нанёс обиду, и сделает так, чтобы счёты между ними были сведены, а справедливость — восстановлена, и не останется ни одной обиды, за которую не было бы взыскано. Это касается даже животных. Если в этом мире бодались две овцы, одна безрогая, а вторая рогатая, в Судный день между ними будут сведены счёты. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения обязательно будут соблюдены права имеющих право* и даже к безрогой овце приведут рогатую**» [Муслим, № 2582].

*(Здесь речь идёт о праве отмщения за притеснения и несправедливости и о том, что ничто дурное не останется безнаказанным).

**(Для того чтобы она могла воздать обидчице равным).

 

Того, кто ударил кого-то в этом мире, в Судный день тоже ударят. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто несправедливо ударит кого-то плетью, с тем поступят так же в Судный день» [Байхаки; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6250].

 

Аммар передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто несправедливо ударил своего раба, он отплатит тем же в Судный день» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6252].

 

Тот, кто ложно обвинил своего раба в прелюбодеянии, понесёт наказание в Судный день. Абу Хурайра передаёт: «Абу аль-Касим сказал: "Кто обвинит своего раба в прелюбодеянии, тот сам понесёт наказание, подобное наказанию за клевету, в Судный день, если только раб его на самом деле не совершил прелюбодеяния"». [Муслим, № 1660].

Как будет происходить сведение счётов в Судный день?

 

В Судный день истинным богатством человека и его капиталом будут его благие дела. Если же в своей земной жизни он обижал кого-то и поступал с кем-то несправедливо, то из его добрых дел будет взята какая-то часть в соответствии с размерами этих обид и несправедливостей. Если же у него вообще не было благих дел или же они уже истощились, тогда из дурных дел обиженного им будет взято что-то и возложено на него.

 

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть допустивший по отношению к своему брату несправедливость, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня*, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда**, если будут у него благие дела, их заберут у него в соответствии с тяжестью нанесённой им обиды, а если благих дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». [Бухари].

*(То есть при жизни, когда можно загладить свою вину перед другим человеком).

**(То есть в День Воскрешения).

 

Этот человек, у которого люди забирают его благие дела и перекладывают на него свои грехи, и есть разорившийся, или неимущий. Абу Хурайра передаёт, что однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда он сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то — другому. А если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь!». [Муслим, № 2581].

 

А если человек умер, задолжав кому-то и не вернув долг, то в Судный день те, кому он задолжал, будут брать что-то из его благих дел в соответствии с тем, сколько он задолжал им. Ибн 'Умар передаёт такой хадис: «Кто умер, имея долги в дирхемах или динарах, тот будет рассчитываться своими благими делами, поскольку там не будет уже ни дирхемов, ни динаров». [Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6432].

 

Если же между людьми были взаимные обиды, то между ними также будут сведены счёты. Если обиды эти одинаковой степени, тогда получится, что никто никому ничего не должен. Если же нанесённые обиды неравнозначны, тот, кто был обижен или притеснён сильнее, взыщет с того, кто был обижен меньше.

 

'Аиша передаёт: «К Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек, сел перед ним и сказал: "О Посланник Аллаха! У меня есть рабы, которые лгут мне, предают меня и ослушиваются. Я же ругаю их и бью. Правильно ли я поступаю?" Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "В Судный день все их вероломство, ослушание и ложь будут сопоставлены с твоими наказаниями. Если наказание твоё соответствовало тяжести их деяний, тогда счёт сравняется, и ты ничего не будешь должен им, а они — тебе. Если твоё наказание было менее значительным, чем их проступки, это пойдёт тебе на пользу. Если же твоё наказание было слишком суровым по сравнению с их проступками, тогда они взыщут с тебя за все эти излишки". Услышав это, человек запричитал и расплакался. А Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: "Разве не читал ты слова Всевышнего: «В День Воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт!»"». [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7895].

 

Если несправедливость и притеснение имеют столь серьёзные последствия, то не лучше ли рабам Всевышнего, которые боятся Судного дня, отказаться от притеснения и всячески избегать любого проявления несправедливости? Ведь Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что несправедливость обернётся мраком в Судный день. АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт его слова: «Несправедливостьгустой мрак в Судный день». [Бухари; Муслим, № 2579].

 

А Джабир ибн ‘АбдаЛлах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернётся густым мраком* в День Воскрешения» [Муслим, № 2578].

*(В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания).

Пролитая кровь.

 

Одно из самых тяжких преступлений у Аллаха — когда Его рабы проливают кровь друг друга, не имея на то узаконенных Им оснований. Ибн Мас'уд (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день придёт человек, держащий за руку другого человека, и скажет: "Господи! Этот человек убил меня!" Тогда Аллах спросит: "Зачем ты убил его?" Он ответит: "Я убил его, чтобы величие принадлежало Тебе!" Аллах скажет: "Оно и принадлежит Мне". После этого придёт ещё один человек, держащий за руку другого, и скажет: "Господи! Этот человек убил меня!" Тогда Аллах спросит: "Зачем ты убил его?" Он ответит: "Чтобы величие принадлежало такому-то!" Тогда Аллах скажет: "Оно не принадлежит ему!" — и ляжет на него грех его». [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7885].

 

Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день убитый приведёт своего убийцу, держа его за чуб. При этом из вен его будет течь кровь. Он будет говорить: "Господи! Спроси его, за что он убил меня?!" — пока не приблизится вместе с ним к Трону». [Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7887].

 

А поскольку кровопролитие — столь тяжкое преступление, то именно с него и начнётся сведение счётов между рабами Всевышнего.

‘АбдаЛлах ибн Мас'уд (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первым, в чём рассудят людей, станет кровопролитие». [Бухари; Муслим; Тирмизи; Насаи; Джами' аль-усуль, № 7968].

 

Ибн Хаджар сказал, поясняя этот хадис: «Хадис указывает на то, что кровопролитие — очень серьёзное и тяжкое деяние. А начинают обычно с самого важного. Грех тем тяжелее, чем больше вреда он приносит и чем большее воздействие оказывает на благополучие общества» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 397].

 

Между этим хадисом и тем, в котором говорится о том, что первым, за что будет рассчитан раб Всевышнего в Судный день, станет молитва, нет противоречий. Ибн Хаджар аль-'Аскаляни говорит: «Это ничуть не противоречит хадису Абу Хурайры: "Первым, о чём будет спрошен раб Аллаха в Судный день, станет молитва" — этот хадис приводят авторы "Сунан", — потому что первый хадис связан с отношениями между творениями, а второй — с поклонением Творцу. Ан-Насаи, приводя хадис Ибн Мас'уда, объединил два этих сообщения: "Первым, за что будет рассчитан раб Аллаха, станет молитва, а первым, с чего начнётся сведениесчётов между людьми, станет пролитие крови"» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 396].

Сведение счётов между животными.

 

Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт такой хадис: «Аллах даст возможность всем творениям — джиннам, людям и животным — отплатить друг другу за обиды, нанесённые в этом мире. В этот День безрогая овца отомстит рогатой. А когда справедливость будет восстановлена и не останется ни одной обиды, Аллах скажет животным: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!" » [Табари].

 

А вот другая версия этого хадиса, также от Абу Хурайры: «Поистине, Аллах соберёт все Свои творения, каждое животное, птицу и человека, и скажет животным и птицам: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари].

 

‘АбдаЛлах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день, когда земля будет растянута, животные будут собраны, после чего они отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой за то, что та бодала её в этом мире. Когда же все счёты между животными будут сведены, Аллах скажет им: "Станьте прахом!" Тогда неверующий воскликнет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари].

 

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогой овце приведут рогатую» [Муслим].

 

Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все творения отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой, а мельчайший муравей — другому такому же муравью» [Ахмад].

 

Абу Хурайра также передаёт такой хадис: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, в Судный день творения отомстят друг другу за все, и даже овцы, которые когда-то бодались» [Ахмад].

 

Абу Зарр (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел двух бодающихся овец и сказал: «О Абу Зарр! Знаешь ли ты, из-за чего они бодаются?» Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А Аллах знает, и Он рассудит между ними» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 606-611].

 

Однако как можно мстить животным, ведь они не относятся к категории мукалляф? (Мукалляф — тот. кто способен нести ответственность и на кого возлагаются религиозные обязанности: совершеннолетний, психически здоровый и т. д.). У многих учёных возникли вопросы и сомнения по поводу того, что сказал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) о сборе животных и сведении счётов между ними. Ан-Навави коснулся этого вопроса в своём комментарии к «Сахиху» Муслима: «Это — ясное указание на то, что животные будут собраны в Судный день и что они будут воскрешены точно так же, как и относящиеся к категории мукалляф из числа людей, а также несовершеннолетние дети, умалишённые и все те, до кого не дошёл призыв. На это указывает Коран и Сунна. Всевышний сказал: "...когда дикие звери будут собраны" (сура 81 "Скручивание" аят 5). Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле. Учёные сказали: "Непременным условием сбора вовсе не является воздаяние, наказание и награда" Что же касается того, что безрогая овца отомстит рогатой, то это вовсе не то отмщение, которое имеет место между относящимися к категории мукалляф, поскольку животные не относятся к этой категории. Это просто воздаяние равным. А Аллах знает обо всём лучше».

 

Шейх Насыр-ад-дин аль-Албани привёл эти слова ан-Навави и сказал: «Нечто подобное упомянул в сокращённом виде Ибн Малик в "Мабарик аль-азхар" (2/293)». А 'Али аль-Кари передаёт в "Аль-Мирка" что он сказал: "Кто-то может сказать: овца не относится к категории мукалляф, как же ей можно воздать равным за обиду? Мы говорим в ответ: поистине, Всевышний Аллах делает, что пожелает, и Его не спрашивают о том, что Он делает. Цель этого — оповещение людей о том, что ущемлённые права не останутся без возмещения и что притеснённый получит возмещение от притеснителя".

 

Аль-Кари сказал: «Это прекрасное мнение и хорошее направление. Вот только слово "цель" там, где следовало бы сказать "смысл" или "мудрость" употреблено неуместно. Подводя итог, скажем, что упоминание данной ситуации есть указание — посредством преувеличения — на абсолютную справедливость по отношению ко всем, кто относится к категории мукалляф: если таково положение животных, которые не относятся к категории мукалляф, то что можно сказать об обладающих разумом — низких и благородных, сильных и слабых?»

 

Шейх Насыр прокомментировал эти слова следующим образом: «Очень жаль, что все эти хадисы отвергаются некоторыми «учёными»-догматиками просто ради какого-то мнения. Но самое удивительное, что по этому же пути пошёл и великий учёный аль-Алюси! Он привёл хадис Абу Хурайры (версии Муслима и Ахмада) в комментарии к аяту: "...когда дикие звери будут собраны" в своём тафсире "Рух аль-ма'ани = Дух значений" и сказал: "аль-Газали и его последователи утверждают, что собраны будут только люди и джинны, поскольку все остальные творения — не относятся к категории мукалляф и не имеют отношения к достоинству. И нет ни аята, ни хадиса, который указывал бы на то, что животные будут собраны. Что касается хадисов Муслима и ат-Тирмизи, то они, несмотря на свою достоверность, не являются толкованием и разъяснением к аяту, и они вполне могут быть лишь метафорой, указывающей на абсолютную справедливость. Я также склоняюсь к этому мнению, хотя и не утверждаю, что приверженцы первого мнения однозначно ошибаются, потому что у них тоже есть свои доводы и доказательства. А Всевышний знает обо всём лучше". Он так сказал — да простит Аллах и его, и нас, — и это весьма странно, потому что в упомянутой книге он блестяще разъясняет коранические аяты, не отступая при этом от пути наших праведных предков, без искажённых толкований и отрицаний. Что же заставило его дать хадису совсем не такое толкование, которое становится очевидным при первом же взгляде на него? Что заставило его сказать, что это — метафора и подразумевается абсолютная справедливость? Разве это не опровержение хадиса, в котором совершенно ясно говорится о том, что к безрогой овце приведут рогатую для того, чтобы она могла отплатить ей за обиду? А он говорит, следуя мнению учёных догматиков: это метафора! То есть — безрогая овца не будет мстить рогатой. Все это можно сказать, если остановиться на упомянутой версии Муслима. Однако, если мы перейдём к другим версиям этого хадиса, вроде хадиса Абу Зарра и других, мы непременно увидим, что в них ясно говорится о том, что упомянутое сведение счётов — реальность, а вовсе не метафора. И да помилует Аллах имама ан-Навави, который сказал: "Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле" Этими словами он как бы отверг упомянутое странное толкование. Посредством таких вот искажённых толкований философы и му'тазилиты опровергают то, что верующие увидят своего Господа в Судный день, и что Он над Троном, и что Он нисходит к нижнему небу каждую ночь, и что Он придёт в Судный день, и многие другие сведения, которые мы получаем из аятов или хадисов, в которых упоминаются Его качества.

 

В общем, утверждение о том, что животные будут собраны и им будет дана возможность отомстить друг другу за все притеснения и обиды в этом мире, является единственно правильным, и неудивительно, что это мнение большинства учёных, как об этом сказал сам аль-Алюси в своём "Тафсире". За это же мнение выступил аш-Шаукани, комментируя аят суры "Скручивание" в своём тафсире "Фатх Аль-Кадир = Озарение от Могущественного": "Имеются в виду дикие звери, а сбор их означает воскрешение для того, чтобы они могли справедливо воздать друг другу за все обиды, и безрогая овца отомстит рогатой"». [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 612].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...