Результаты и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований - социометрии и методики Т. Лири, интерпретации и анализу результатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом климате. Результаты социометрического исследования показали, что в группе есть явные лидеры и явные отвергнутые, и тем не менее большинство молодых людей являются в данном коллективе принятыми и предпочитаемыми, кроме того уровень сплоченности составляет 0,28, это свидетельствует о хороших взаимооношениях в группе и средней сплоченности, ближе к высоким показателям - тенденция к еще более сплоченному коллективу. Согласно исследованиям, группа делится на подгруппы: группа мальчиков со своим лидером и группа девочек, так же со своим лидером. Данное разделение может привести к неблагоприятному психологическому климату в группе, так как нет взаимолидерства между противоположными по полу подгруппами. Данную неблагоприятную тенденцию можно предотвратить с помощью каких-либо совместных молодежных, студенческих мероприятий, где юноши и девушки были бы в одной команде, помогали друг другу, общались все вместе, больше совместной деятельности для повышения уровня сплоченности. Результаты исследований по методике Т. Лири показали, что согласно результатам исследования (Приложение 4), в группе преобладает фактор-дружелюбие. Это говорит о том, что межличностные отношения в группе являются положительными, степень разобщенности низкая, это положительно отражается на общем социально-психологическом климате группы. Преобладающий тип отношений - дружелюбный, то есть лояльное отношение ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение;
Уровень межличностных отношений в данной группе молодых людей находится на среднем уровне с тенденцией к повышению. Благодаря проведенным исследованиям, мы выявили, что социально-психологический климат в группе положителен, и это благодаря тому, что межличностные отношения строятся на взаимопонимании, взаимоподдержке, дружелюбии, чему свидетельствуют полученные результаты социометрии и методики Т. Лири. Чем выше уровень сплоченности в коллективе, чем больше положительных социальных статусов и дружелюбнее отношения между молодыми людьми, тем лучше, благоприятнее социально-психологический климат в группе. Заключение В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности построения межличностных отношений в юношеском возрасте. В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте, структуре межличностных отношений и социально-психологическом климате в юношеском коллективе. Теоретический анализ литературы по проблеме построения межличностных отношений в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: Юность - это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя); Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте; Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Юность - решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности; Одним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение структуры межличностных отношений в группе студентов, с целью выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от уровня межличностных отношений между молодыми людьми. В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили, что построение межличностных отношений, их уровень, является важным фактором психологического климата в студенческом (молодежном) коллективе, что подтверждает нашу гипотезу. Так, согласно многоуровневой структуре межличностных отношений Петровского, для благоприятного социально-психологического климата важны две последние ее ступени - вторая страта, где локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности и поверхностный слой межличностных отношений, который предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Если хоть одна ступень неблагоприятна, то система межличностных отношений в коллективе меняется в отрицательную сторону, соответственно психологический климат становится неблагоприятным. Чтобы подобного не произошло, необходимо улучшать межличностные отношения между молодыми людьми разными способами: совместной деятельностью, совместным отдыхом, какими-либо общими мероприятиями и проектами, которые были бы интересны всем без исключения. Благодаря такой деятельности улучшатся межличностные отношения в группе и соответственно весь социально-психологический климат. Важную роль в улучении климата может сыграть преподаватель или классный руководитель, а так же лидер группы. Они могут выступать, как сплотители группы, проводя какую-либо деятельность в группе. Список используемой литературы 1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3; 2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Режим доступа: www.myword.ru;
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983; 5. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 6. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1996; 7. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984; 8. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2003; 9. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2003; 10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000; 11. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с. 12. Кон И.С. Какими они себя видят? М., 1975. 13. Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1978. 14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998; 16. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981; 17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М, - 1999. - С.52. 18. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003, Кн.1; 19. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. - М., Новосибирск, 1997; 20. Практическая психодиагностика / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998; 21. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982 22. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975; 23. Социальная психология малой группы / под ред. Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской - М., 2001. 24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. 25. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1 с.69. 26. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1983. 27. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики - М.; Феникс, 1996 Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|