Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Новообразования возраста

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие. Продолжается рост и созревание костей скелета, увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления другими психическими процессами. Это позволяет ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность интенсивно развивается.

Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической и умственной деятельностью.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, которое способствует изменению мотивов поведения. Ребенок постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии личности.

Большинство детей готовы к школе, идут в нее с радостью. Такая позиция позволяет ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношения с товарищами, распорядка дня, т.е. адаптироваться.


Параметры, по которым можно определить уровень адаптации ребенка к школе.

Усвоение правил школьного режима Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками Усвоение правил взаимоотношений с учителем Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями Специфическое отношение ребенка к самому себе
-обязанности школьника; -своевременность прихода на занятия; -соблюдение школьного режима; -выполнение домашнего задания     -недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими -неправильное восприятие ситуации урока, -непонимание учителя, его профессиональной роли -личностное пространство в семье -отношения с братьями и сестрами; -стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком самооценка (высокая, низкая) вызывает неправильную реакцию на замечания учителя.

По мере формирования учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие деятельности у младших школьников происходит развитие психики. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте:

- произвольность – способность подчинять свою деятельность требованиям

- внутренний план действия – способность самостоятельно планировать, контролировать собственную деятельность

- рефлексия – способность анализировать свои суждения поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности

По мере формирования учебной деятельности у младших школьников происходит развитие психических процессов.

Психические процессы -процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир

Восприятие - отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей, действующих на его органы чувств.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту 7-10 летние дети легко узнают предметы и целые картины.

Однако в начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцироваино. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6)[1]. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства - в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. У первоклассников сохраняется тенденция опредмечивания незнакомых форм Поэтому младшие школьники называют цилиндр стаканом, конус перевернутым волчком или крышей, четырехгранную призму - столбиком и т.д., что свидетельствует о неизжитых трудностях в абстрагировании формы от предмета.

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия (узнавание предметов только в привычном ракурсе, положении). Так, многие из них узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально или наклонно, дети не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника, если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве, то все стальные виды той же фигуры уже не относится учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерасчлененности, большой эмоциональностью восприятия (наглядное, яркое, живое воспринимается очень эмоционально)

Постепенно младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдением, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

Внимание - это сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжает развиваться внимание. Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор. У них преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, и признаки.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации (приложение 1, таблица 2).

Память - это процесс запечатления, сохранения и последующего узнавании (воспроизведении) того, что было в нашем опыте.

В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, то есть рациональных способов запоминания. Младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести непонятный ему текст. Они начинают выделять мнемическую задачу, память становится более управляемой, развивается произвольное запоминание.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление дает возможность выделить невоспринимаемые нами существующие признаки предмета. Мышление неразрывно связанный с речью психический процесс. Возникает на основе практической деятельности и чувственного познания.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно - действенного к наглядно-образному и в конце дошкольного периода - к словесному мышлению.

В младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не неформально-логические операции, рассуждать в гепотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применятся только на конкретном, наглядном материале. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия на основе житейских понятий. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии основ понятийного, или теоретического мышления, которое позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внутренние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Появляется рефлексия – осознание своих действий, результатов и способов своего анализа условий задачи.

Особенности анализа:

Таким образом, возраст от 7-11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость – он уже сам способен формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

Критерии – раздатка

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое действие – действие обдуманное. Воля связана с такими психическими функциями как мышление, память и др. Воля проявляется в сознательных, целенаправленных действиях. А т.к. у детей с ЗПР мозаичное поражение коры головного мозга (более молодых лобных отделов), нарушается произвольная регуляция деятельности, то и волевые процессы имеют свои особенности.

Говорить о сохранности волевых отделов детей с ЗПР нельзя до того момента, пока не созреют лобные отделы головного мозга, отвечающие за произвольную регуляцию. Отмечается: слабость волевых усилий, отсутствие желания преодолеть трудности, отсутствие потребности в управлении поведением на занятиях, не умение самостоятельно поставить перед собой цель, осознать её, их действия слабо мотивированны, отсутствует самостоятельность, инициатива, желание преодолеть трудности.

Несамостоятельность, безынициативность, неумение преодолевать малейшие препятствия сочетаются с противоположными признаками, если это противопоставляется любимым искушениям (если ребёнок захотел получить к-л дополнительную порцию вкусного блюда, он проявит достаточную настойчивость и целеустремлённость). При вялости и безынициативности, можно наблюдать напористость и безудержность. Все требования, которые общество предъявляет ребёнку определённого возраста, ещё не превратились в его собственные потребности, интересы, следовательно, они выполняются без напряжения и волевых усилий, мотивы учебных, трудовых и др. действий ребёнок не знает. Незрелость личности, неразвитость самообладания приводят к обилию примитивных реакций на внешние впечатления (ребёнок импульсивно хватает привлекательную для него вещь, не обдумывая можно ли это сделать).

В норме, чувства ребёнка дошкольного возраста доминируют над всеми остальными сферами. Своими чувствами дети ещё не могут управлять, чувства ребёнка, как быстро вспыхивают, так и быстро гаснут. По результатам наблюдениям можно говорить о том, что похвала или одобрение окружающих, к двум годам, начинает вызывать у детей чувство гордости, попытку повторить одобренное действие, в целях заслужить положительную оценку. На третьем году жизни пробуждение в ребёнке чувства гордости, становится одним из средств, с помощью которого можно управлять поведением ребёнка. Позднее, чем это чувство дети начинают испытывать чувство стыда, когда действия ребёнка не отвечают ожиданиям взрослого. Дошкольникам характерно яркое чувство любви, нежности к родителям, братьям, сёстрам. Чувство, которое возникает у ребёнка к взрослому, легко переносится на персонажи произведений, дети сочувствуют героям, чаще возмущаются поступкам отрицательных героев и стараются защитить положительных. В старшем дошкольном возрасте проявляется подлинная забота о близких, возникает симпатия друг к другу. Возникает чувство красивого, формируется самооценка. Существенно меняются внешние проявления чувств. Ребёнок овладевает умением сдерживать внешние бурные проявления чувств: слёзы, боль, страх, усваивают язык чувств, улыбку, интонацию. По мере увеличения сознательности, чувства начинают связываться с предметами, с к-то отдельными результатами деятельности. Ст. дошкольники могут предвосхищать то чувство, которое ребёнок получит по окончанию деятельности.

Незрелость личности, обусловленная особенностями развития его потребностей, интересов, нарушение произвольной регуляции деятельности, накладывает отпечаток и на развитие эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПР чувства плохо дифференцированы, они переживают либо удовлетворение, либо недовольство. Нравственные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, формируются медленно, в процессе воспитания. То, что в норме должно быть сформировано к старшему дошкольному возрасту, у детей с ЗПР задерживается в развитии, запаздывает. С опозданием и трудом формируются так называемые «духовные чувства»: совесть, чувство долга. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. У детей с ЗПР могут наблюдаться некоторые болезненные проявления чувств – раздражение, злость, агрессивность. Может наблюдаться дисфория, апатия. Возможны проявления импульсивности, расторможенности влечений, грубости, волевая регуляция деятельности развита крайне недостаточна.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития. Отмечаются проблем в формировании енравственно-эстетической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими людьми, дети слабо ориентируются в нравственно-эстетических нормах поведения.

 


[1]Смирнова Е. О. Детская психология М.: ВЛАДОС, 2003

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...