Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существующий подход к проведению государственной молодёжной политики на территории РФ




 

Ныне в российском обществе существует такое явление, как «молодёжная политика». У этого явления есть своя природа, свой смысл и своё содержание. Историю молодёжной политики, по-своему трудной и интересной, нелишне знать специалистам, молодёжным работникам, исследователям и преподавателям, занятым в данной сфере.

Точкой отсчёта реальной истории молодёжной политики можно считать 1991 год, когда распоряжением Президента РФ была введена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи.

Реальную молодёжную политику с момента создания первых организационных структур в этой сфере ещё в советские времена творили сначала сотни, а теперь многие тысячи работников, которые трудились и трудятся в этих структурах – федеральных и региональных ведомствах, социальных службах для молодёжи и т.д.

На федеральном уровне сложилась система управления молодёжной политикой государства. В 1991 году Президентом РФ была установлена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи. В 1993 году создан комитет РФ по делам молодёжи. В 1997 году статус этого комитета повышен он преобразован в Государственный комитет РФ по делам молодёжи. В мае 1998 года этот Комитет, к сожалению был упразднен. Создан департамент по делам молодёжи в структуре Министерства труда и социального развития РФ. Ныне существующему Департаменту по молодёжной политике Министерства образования РФ из госбюджета РФ, а в регионах соответствующим структурам местными властями выделяются на осуществлении молодёжных программ определённые средства, которые в суммарном выражении составляют сотни миллионов рублей. Вопросами молодёжной политики на всех уровнях управления занимаются органы законодательной власти. С июня 1994 года работал совет по делам молодёжи при Президенте России1. Но в целях повышения эффективности государственного управления в сфере молодежной политики по предложению Правительства Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по делам молодежи2.

 Руководителю Администрации Президента РФ было поручено образовать рабочую группу Администрации Президента РФ по делам молодежи. Установить, что основной задачей рабочей группы является подготовка предложений по повышению политической активности молодежи, ее гражданско-патриотическому воспитанию, а также по вопросам взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными объединениями.

В 1995 году в Государственной Думе РФ образован Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи3.

В 1997 году создан Совет по делам молодёжи при Совете Федерации РФ. Также действуют: Совет руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ при Министерстве образования РФ4, экспертный совет по социальным программам

"О Совете руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ при Министерстве образования РФ"

государственной молодежной политики1, общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации2.

В России создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодёжную политику. Во всех 89 субъектах РФ имеются органы по делам молодёжи.

В России действует система молодёжных социальных служб. В настоящее время в стране насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодёжи (молодёжные биржи труда); около 2000 социальных служб разного толка для детей и молодёжи; юридические консультации, телефоны доверия, центры помощи молодым инвалидам, наркоманам, алкоголикам, лицам, вышедшим из мест заключения и т.п.. Опросы показывают, что услугами служб по работе с инвалидами, помощи молодой семье, наркологической службой пользуются от 2,5 до 7% молодых людей; юридическими консультациями – около 13%; биржами труда – более 25%. Но о том, что такие службы существуют и туда можно обратится в случае надобности, известно от 43 до 85% молодых людей.

В формировании и осуществлении молодёжной политики вовлечены молодёжные организации и объединения, которым государство оказывает определённую финансовую поддержку. В России действуют 24 детских международных, общероссийских и межрегиональных объединений, 120 общественных объединений, работающих с детьми и молодёжью, 567 региональных детских и молодёжных объединений.

 В качестве научной и учебной базы в реализации государственной молодёжной политики Указом Президента РФ в 1992 году определён институт молодёжи (г.Москва), ныне – Московская гуманитарно-социальная академия.

Согласно Указу Президента РФ Государственный комитет РФ по делам молодёжи обязан предоставлять Правительству страны ежегодные доклады о положении молодёжи, в которых отражаются наиболее важные тенденции в социальном развитии и жизни молодого поколения, выявляются наиболее тревожные проблемы, предлагаются меры по их решению.

Если оценивать эффективность нынешней молодёжной политики с точки зрения её реального влияния на жизнь молодёжи, то эту эффективность надо оценить как низкую. Причин много. Проблема финансов – первая и главная, но далеко не единственная. Это и вопиющее непонимание властями роли молодёжи в общественной жизни, их неспособность реализовать возможности молодого поколения в интересах реформирования российского общества. О молодёжи вспоминают перед очередными выборами. Сегодня все партии и общественно-политические движения в России, как правило, имеет в своей предвыборной программе раздел «Молодёжная политика».

Очевидно, что необходимо принять Закон о молодёжи для того, чтобы определить экономические и правовые гарантии осуществления молодёжной политики. В некоторых субъектах Федерации действуют свои локальные программы поддержки молодёжи, целиком и полностью зависящие от понимания или непонимания региональных властей. Закон о молодёжи должен определять обязанности государства и его органов, а также общественных организаций в формировании духовного развития молодого поколения, решения проблем его воспитания, образования, труда, быта, досуга и др.

Так же необходимо включить в структуру федеральных органов исполнительной власти самостоятельный орган, к компетенции которого будут отнесены функции осуществления государственного регулирования и межотраслевой координации в области государственной молодежной политики1,так как Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднен Государственный комитет

РФ по молодежной политике, его функции переданы Министерству образования РФ, но тем не менее актуальнейшие проблемы в сфере молодежной политики требуют наличия в указанной структуре самостоятельного федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого были бы отнесены вопросы государственного регулирования и межотраслевой координации в этой сфере. Таким государственным органом был Государственный комитет РФ по молодежной политике.

В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра. В связи с упразднением Государственного комитета РФ по молодежной политике в субъектах РФ наметилась тенденция к упразднению вышеназванных органов исполнительной власти, что, по существу, разрушит складывающуюся систему работы с молодежью на местах. Такая ситуация требует от федеральных органов государственной власти формирования и реализации эффективной государственной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России. В этой работе большое значение имеют консолидация сил и координация возможностей всех государственных органов исполнительной власти, что возможно осуществить лишь при наличии самостоятельного федерального органа исполнительной власти с необходимым статусом и достаточными полномочиями.

Проведение эффективной молодёжной политики предполагает не создание привилегий для молодёжи, а оптимальную реализацию единого государственного подхода к проблемам, которые создают для молодёжи значительное неравенство возможностей и напряжение в начале жизненного пути. Это:

· Доступность своевременного профессионального образования и последующего трудоустройства.

· Нормальные жилищные условия.

· Утверждение привычки к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом для его поддержания.

Российскому государству для успешного развития экономики. Выстраивания в режиме реформирования в новые хозяйственные структуры требуется значительный по объёмам человеческий капитал. Нужны молодые здоровые люди, которые будут работать не только на существующих рабочих местах, но и создавать новые, которые готовы к быстрому манёвру и гибкому изменению себя и своей жизненной траектории.

В то же время основными проблемами нашего государства стали сегодня: депопуляция – демографическое явление, говорящее об отказе молодёжи от создания нормальной семьи и деградация – массовая неспособность новых поколений не только создавать новые рабочие места и структуры, но и включаться в уже существующие.

Федеральная целевая программа «Молодёжь России» призвана решить основные молодёжные проблемы: занятость, получение образования, жилья, создание семейного хозяйства.

В рамках этой программы выделяется 14 подпрограмм с широким кругом мер по следующим основным направлениям:

· Обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

· Создание условий для самостоятельной и эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

· Содействию решения жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально незащищённых категорий молодёжи.

Молодёжная политика в своих стратегических основаниях должна исходить из того, что оздоровлении нации может произойти через оздоровление и развитие нескольких новых поколений россиян – детей и молодёжи.

В стратегическом плане государственная молодёжная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов1:

- Принцип ответственности. В лице государства общество ответственно перед новым поколением россиян за социально-экономическое, социологическое, экологическое, культурное состояние страны, а новое поколение страны ответственно

за сохранение и приумножение полученного наследия.

- Принцип преемственности. Принятые стратегические направления государственной молодёжной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

- Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России.

- Принцип участия. Молодёжь не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований.

Работа с молодёжью должна строится на базе стратегических приоритетов государственного развития. Современная политика государства должна строиться как обеспечивающая цикл жизни человека, вокруг которого выстраиваются производство, образование семья, защита отечества. При смене приоритетов государственной политики и обозначении жизненной траектории человека как ядра всего общественного устройства, должны будут измениться как задачи, так и устройство государственного исполнительного аппарата.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод, что вопреки всем угнетающим социально-экономическим обстоятельствам государственная молодёжная политика в России существует. На себе эту политику ощущают, если верить опросам, не более 7-8%, а около двух трети молодых людей вообще считают, что никакой целенаправленной государственной молодёжной политики нет. Россия имеет самый современный механизм молодёжной политики в мире. Чтобы он заработал мощно и эффективно, ему не хватает всего лишь «топлива» - внимания органов государственной власти и денег. Дети и молодёжь – это забота и дело всего общества, ибо через детей и молодёжь общество воспроизводит и развивает себя. Проведение эффективной молодёжной политики предполагает оптимальную реализацию единого государственного подхода к проблемам молодёжи. Эффективная реализация молодёжной политики предполагает успешное развитие социально-экономических структур. Работа с молодёжью должна строится на базе стратегических приоритетов государственного развития. Необходимо принять закон о молодёжи, так же необходимо включить в структуру федеральных органов исполнительной власти самостоятельный орган, к компетенции которого будут отнесены функции осуществления государственного регулирования и межотраслевой координации в области государственной молодежной политики.

 

Анализ проблем молодёжи.

 

Проблемы молодежи стоят достаточно остро. Их нерешенность – источник постоянной напряженности в молодежной среде. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Многим приходится отказываться или пересматривать прежние нормы, установки, традиции, способы поведения, ценностные ориентации. Трудно стало получить хорошее образование, найти работу, иметь семью. Происходит расслоение молодых людей в социальном и материальном отношении, во взглядах на жизнь, в планах на будущее[[1]].

В период молодости решаются две группы проблем молодёжи. Первая из них – это личностные, которые молодые люди ставят для себя сами: взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Здесь происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются смысло-жизненные цели, и создаётся потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально-значимых целей.

Вторую группу проблем создаёт для молодёжи общество, социальная среда – это необходимость освоения социальных ролей, достижения определённого социального статуса, продуктивная внешняя самореализация, формирование гражданских качеств.

Основные процессы, происходящие в молодежной среде, характеризуются следующими тенденциями:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...