Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок и рыночная инфраструктура: определение, сущность функции

    Понятие «рынок» используется в разных значениях. Экономисты этот термин понимают прежде всего как категорию обмена, его характеристику. Рынок - это способ взаимодействия экономических субъектов основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особенный механизм координации экономических действий.

    Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – система государственных, частных и общественных институтов (организаций и учреждений) и технических способов, которые обслуживают интересы субъектов рыночных отношений, обеспечивают их эффективное взаимодействие. Среди них выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и др.

Сущность рыночной инфраструктуры

    Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.

Функции рыночной инфраструктуры

    Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Доведение товара до непосредственного потребителя. Институты инфраструктуры помогают товару найти своего потребителя. Важно организовать производство продукции, но не менее важно обеспечить ее реализацию. Специализация на посреднических операциях позволяет сократить время на реализацию товара, уменьшить издержки обращения, ускорить оборот фондов предприятия, в большей степени учесть запросы потребителей.

2. Обеспечение обратной связи между производством и потреблением. Инфраструктура ощущает на себе воздействие как производителя (предложение товара), так и потребителя (спрос на него). Анализируя продвижение того или иного товара на рынке, посредник может обнаружить тенденции, учет которых позволит лучше ориентировать производство на интересы потребителей.

3. Перераспределение ресурсов между различными отраслями и внутри них. Эта функция обеспечивается как через переориентацию на выпуск новой продукции, так и через обслуживание рынка ценных бумаг. Меняющийся курс акций приводит к перемещению капиталов из одной отрасли в другую, поддерживая тем самым определенный уровень пропорциональности в развитии экономики.

4. Аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование денежного обращения. Банковские учреждения инфраструктуры рынка, занятые кредитным предпринимательством, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств населения и предприятий. В результате формируется рынок денег, расширяются инвестиционные возможности предприятий, ускоряется товарообмен. Кроме того, через изменение ставки банковского процента финансово-кредитные учреждения могут воздействовать на структуру инвестиций, обеспечивая их перераспределение между отраслями, ускоряя или замедляя темпы экономического роста.

    Таким образом видно, что рыночная инфраструктура оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.


Глава 2. Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине

 

    Становление национального рынка и предпринимательской деятельности во всех странах начинается с момента их перехода к капиталистическим рыночным отношениям. Развитые страны Западной Европы и продолжают этот процесс много десятилетий, в Украине он начался совсем недавно, но нигде еще он не потерял своей актуальности.

    Для удобства и ускорения этого процесса на Западе давно уже вошли в практику методы международного кооперирования – создания совместных предприятий. Недавно и Украина смогла присоединиться к этим процессам.

    Поскольку отличительной чертой современного мирового развития является рост взаимозависимости государств, порождаемый интернационализацией экономики в соответствии с объективными потребностями научно-технического прогресса, то этих условиях главным инструментом международного разделения труда стали прежде всего крупные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность как в своей стране, так и за пределами национальных границ.

    Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.

    С этой точки зрения проблема международного предпринимательства является, по существу, проблемой транснациональных корпораций (ТНК). Рассмотрение международного предпринимательства прежде всего сквозь призму ТНК вызвано как их ведущей ролью в мирохозяйственных связях, так и тем, что именно в подобных корпорациях наиболее полно концентрируются все типические черты и самые передовые формы современных международных экономических отношений.

    Такое сотрудничество дает Востоку массу преимуществ. Известно, что доля неудач при образовании таких предприятий Восток-Запад очень мала. По оценкам ЕЭК ООН, она составляет 5%. Это, конечно, неплохой признак. Вместе с тем известно из мировой практики, что смешанные общества могут годами и десятилетиями не функционировать, находясь фактически в замороженном состоянии. Нечто подобное наблюдается в настоящее время. Проблема здесь, однако, состоит несколько в другом: реально работают не более 1/3 из зарегистрированных обществ, т.е. «замораживание» произошло уже на стадии регистрации совместных предприятий. Те же предприятия, которые заработали, сосредоточены в основном в непроизводственной сфере. Причин, обусловливающих подобную ситуацию, несколько. Среди них:

1. Ошибки в выборе партнеров, объекта сотрудничества и другие просчеты, часто вызванные неопытностью сторон.

2. Инвестиционный климат в восточноевропейских странах не особенно благоприятен. Это вынуждает партнеров, особенно западных, вложив часто минимальный капитал и зарегистрировав общество, занять выжидательную позицию.

3. Процесс от регистрации до работы совместного предприятия достаточно длителен, а большинство совместных предприятий, как известно, созданы в последние годы.

    В совместные предприятия всех восточноевропейских стран в начале 1989 г. было вложено лишь 2,2 млрд долл., из которых около 40% приходилось на иностранный капитал. Это составляло десятые доли процента стоимости основных производственных фондов стран - членов СЭВ и капитальных ресурсов, привлеченных этими странами с международных кредитных рынков.

    Совместные предприятия в большинстве стран Востока невелики по размерам. Так, в Польше их величина составляла от 45 до 50 тыс. долл., в Венгрии - 700 тыс. долл.

    Смешанные общества, возможно, в перспективе вообще не будут играть той самодовлеющей роли, которую они во многом искусственно приобрели сегодня. Иностранные инвестиции, в которых 100% капитала принадлежит зарубежной фирме, в форме филиалов, представительств, концессий могут занять в будущем значительно большее место. В любом случае представляется очевидным, что значительное углубление хозяйственного сотрудничества Восток-Запад и эффективное включение экономики стран восточноевропейского региона в мирохозяйственную систему не может осуществляться без более широкого создания сети компаний восточноевропейских стран на Западе, а также без более масштабного инвестирования фирм промышленно развитых стран в экономику восточноевропейских государств.

    Вышеприведенный анализ дает представление о непрестанно расширяющемся и углубляющемся международном разделении труда, о поступательном развитии мирохозяйственных связей как все более важной составной части современной экономики, о растущей роли в этом процессе международного предпринимательства, совместных фирм и транснациональных корпораций; свидетельствует о высокой адаптационной способности и мобильности совместных компаний и транснационального капитала, об их умении использовать новейшие достижения научно-технического прогресса для повышения экономической эффективности, гибко и оперативно приспосабливать свою стратегию и тактику к меняющимся условиям мирового рынка. В этом, видимо, и состоит главный практический урок рыночных методов хозяйствования как внутри страны, так и между странами.


Глава 3. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украины

 

    Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:

– стабильность государственной экономической и социальной политики;

– положительное общественное мнение отношение к предпринимательству;

– льготный налоговый режим;

– наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;

– эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

    В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальность приобретают нижеперечисленные условия:

1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:

– выборе вида хозяйственной деятельности;

– определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;

– определении цен;

– распоряжении полученным доходом.

3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране, однако стоит помнить, что отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть:

– убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;

– существенная потеря имущества;

– банкротство (признание полной неплатежеспособности).

4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:

– обязательность;

– общая высокая культура и образованность;

– контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей.

    Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие существенные факторы ее успеха:

– высокую квалификацию;

– обширные личные контакты;

– достаточные материальные и финансовые ресурсы;

– наличие заказов потребителей.

    Однако сравнивая данные развития отечественного малого предпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод, что Украина значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. в Украине - лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП создают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не отыграет существенной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП представляет лишь 9.0-9.5%.[1]

    Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности отечественное предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия, которые можно поделить на макро- и микроэкономические. К первой группе относятся такие:

1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.

2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей; кроме того, предприятия поддаются частым и безосновательным проверкам со стороны разнообразных государственных органов.

3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет главных потребителей своей продукции вследствие ухудшения уровня обеспеченности населения, уменьшения доходов граждан.

4. Недостаточная государственная поддержка. На сегодня в Украине еще не составилась эффективная система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства. Механизм финансирования и кредитования, информационное и консультационного обеспечения, система подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности несовершенны и приносят очень мало пользы.

5. Низкая инвестиционная активность вследствие нестабильности экономики.

6. Неразвитость инфраструктуры. Роль объектов инфраструктуры в развитии малого бизнеса очень незначительна. Между различными организациями поддержки МП и предприятиями еще не налажено эффективное сотрудничество и обмен информацией.

7. Теневая экономика. Зачастую МП являются вынужденными участниками теневой экономики, которых туда «загоняет» налоговое давление, государственная бюрократия, и тому подобное.

8. Неэффективная приватизация. Процесс малой приватизации, имевший место в нашей стране, был подчиненный многим ограничениям. В результате, при нефункционирующем вторичном рынке приватизационных объектов много предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять, но не может их продать.

9. Неразвитость рынка недвижимости. Малым предприятиям катастрофически не хватает офисных помещений. Арендная плата очень высока, правила аренды запутанные; во многих случаях объект не позволяют приватизировать вместе с помещением.

    Среди микроэкономических факторов, которые более всего влияют на развитие малого предпринимательства, можно выделить такие:

– способ и время возникновения;

– форма собственности;

– финансовые возможности предприятия;

– ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее;

– выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру;

– кадровую политику;

– возможность доступа к коммерческой информации;

– степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.

    Условия развития рыночной инфраструктуры и факторы, влияющие на ее становление в Украине, сходны с условиями и факторами осуществления предпринимательской деятельности как по содержанию, так и по набору положительных и отрицательных черт. Очевидно, что в условиях, приводящих западных специалистов в ужас и, увы, воспринимаемых украинскими как нечто должное и неизбежное, по всем законам ни предпринимательство, ни рыночная инфраструктура работать не может. Но ко всеобщему удивлению, они не только выживают, но и функционируют, не смотря на все препятствия. Это делает честь отечественным предпринимателям, закаленным в тяжелых условиях, но никак не может служить оправданием руководящим органам. Очевидно, что так продолжаться не может, и, если не предпринять срочных мер, предпринимательства (равно как и рыночная инфраструктура) либо вымрут, либо полностью перейдут в теневую экономику, превратив Украину в страну коррупции и мафии.


Глава 4. Становление и деятельность предпринимательства Украины. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...