Значение и сущность наблюдений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение…………………………………………………………………...3 1. Сущность и значение наблюдений в природе, их классификация…4 2. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах………………………………………………………………….8 3. Цикл конспектов наблюдений на прогулке ………………………..19 Заключение………………………………………………………………22 Список литературы………………………………………………………23 Введение В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого, уделяли большое внимание наблюдению и влиянию наблюдения на развитие личности ребёнка. Одним из основных методов ознакомления детей с природой и экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Изучение совершенной работы её сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям созданию приборов. Значение и сущность наблюдений Необходимость и значение использования наблюдения связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания [1]. В ходе наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений [3]. Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе [2]. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём может быть применён в наблюдениях с детьми в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий [4]. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки [6].
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, кратковременными, продолжающимися несколько минут (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями). В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.п. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно [7]. Наблюдение может быть организованно и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли (почвы) в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды и т.п.) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличия у детей и некоторых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе [7]. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу – какое животное прошло, и т. д. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3 – 6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) [10]. Один и тот же объект в зависимости от цели наблюдения, а также от его состояния и особенности, дети наблюдают на разном расстоянии, с различных мест, на разном фоне. Наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, условно можно разделить на три типа: 1) нацеливающее внимание, требующее констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); 2) активизирующее, требующее сравнения, сопоставления, различения, обобщения; 3) стимулирующее творческое воображение, побуждающее к самостоятельным выводам и рассуждениям [8]. Таким образом, наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|