Возможность использования ролевой игры при обучении говорению
Рассмотрев сущность понятия РИ и её основные характеристики, перейдём к определению места данного приёма в современной методике преподавания ИЯ. Большое влияние на методику преподавания ИЯ оказала коммуникативная лингвистика, выдвинувшая, в частности, проблему использования РИ (23,С.5). В 70-х годах коммуникативная лингвистика получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Её основные положения сводятся к следующему: 1. В процессе коммуникации как особого рода человеческой деятельности, направленной на установку и поддержание социальных связей и на передачу информации между людьми, взаимодействуют две стороны - лингвистическая и социальная, поскольку любое высказывание, произведённое в конкретной ситуации общения, имеет за собой широкий фон предварительных условий, влияющих на его организацию. 2. Язык используется с учётом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию слушающего (говорящего, пишущего, читающего), то есть с учётом прагматического эффекта, что исключает возможность существования изолированных высказываний, созданных вне контекста. 3. Единицы коммуникации являются определённого рода действиями. Так, например, речевой акт: утверждение, просьба. вопрос, извинение, благодарность и т.д. 4. Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего, в котором учитываются предварительные знания о партнёре по общению, цель, предмет и место высказывания. 5. Наиболее естественными являются устные виды общения -слушание и говорение, проявляющиеся чаще всего в диалогической форме. Знание основных положений коммуникативной лингвистики, значительно повлиявшей в своё время на методику преподавания ИЯ, на наш взгляд, необходимо учителю для более эффективного обучения ИЯ, в том числе и при обучению говорению. В настоящее время в средней школе в ходе учебной деятельности по изучению ИЯ учащимися выполняются различные формы и виды работы. Многие из предлагаемых форм не отвечают, однако, основным положениям коммуникативной лингвистики. Наблюдение за педагогическим процессом на уроках ИЯ в школе и анализ учебных материалов показывают (6,С.77), что предлагаемые приёмы обучения часто являются малоэффективными. Так, учащиеся в течение ряда лет обучения выполняют практически одни и те же задания без учёта их возрастных и индивидуальных особенностей, и в результате подобные задания перестают вызывать интерес и не создают мотива общения, делая употребление языка некоммуникативным. Предлагаемые виды работы часто не создают условий для активной мыслительной деятельности, не затрагивают эмоциональную сферу.
Именно поэтому в наше время в обучении, наряду с традиционными, всё чаще используются и «активные приёмы, в том числе и приём РИ» (14,С.83). «Организация обучения иноязычной речевой деятельности учащихся средней школы через «роль как компонент ситуации» (8,С.78) является одним из способов предупреждения так называемого «истощения» (8,С.78). К сожалению, в современной методике нет единства взглядов относительно термина «РИ». Некоторые авторы понимают под РИ «разыгрывание сценок, дискуссии на свободные темы, чтение по ролям, инсценирование текстов и диалогов» (26,С.135), но с этим вряд ли можно согласиться (23,С.8). Так, Н.И. Гез считает, что в процессе проведения РИ должно происходить «тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка, при непосредственном участии преподавателя, использовании учебников и других средств обучения» (23,С.9). По определению Н.В.Остроумовой (16,С.55), РИ – одна из форм группового общения, отличительной чертой которой является формирование у учащихся навыков и умений творческой и мыслительной активности, их тесное взаимодействие в учебных целях, а также совместная коллективная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Учитывая, что в основе РИ лежит именно игровая деятельность, в нашем случае РИ можно определить как «такой вид учебного занятия, который наиболее адекватно соответствует грамматическому материалу, подлежащему усвоению, с набором тех игровых элементов, которые соответствуют языковой подготовке учащихся, их социально-коммуникативному опыту и личностным особенностям, синтезируемым на развитие иноязычной деятельности учащихся в рамках имитации определённой сферы человеческой деятельности» (12,С.39). Таким образом, РИ - это прежде всего речевая деятельность, как замечают Н.К. Скляренко и Т.И. Олейник (16,С.46), а также органический синтез игровой и учебной деятельностей. Причём они отмечают, что для учащихся РИ - это прежде всего именно игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Цель в данном случае лежит в самой деятельности. Для учителя же РИ - форма организации учебного процесса по ИЯ, цель которой -формирование и развитие у учащихся речевых навыков. Таким образом, РИ - это яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. РИ в обучении ИЯ представляется как «имитация ситуации реального общения, модель коллективного поведения, где несколько индивидов влияют на ход ситуации» (26,С.37).
Из всего многообразия определений термина РИ наиболее полное и точное было дано Р.П. Мильрудом (15,С.42). По его определению РИ - это методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению ИЯ. Внедрение этого приёма способствует достижению целей обучения, активизации речемыслительной деятельности учеников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мыслей с правильным использованием в речи грамматических конструкций, образованию и воспитанию учащихся средствами ИЯ. Основное достоинство РИ, как методического приёма обучения учащихся обучения учащихся иноязычному говорению является то, что РИ - «точная модель общения, так как она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах» (15,С.64). В ролевой игре тесно переплетаются речевое и неречевое поведение партнёров, то есть осуществляется функция языка как средства общения. Однако практика преподавания ИЯ в средней школе показывает (8,С.31), что организация устного речевого общения - самое сложное в обучении языку. Основное требование - вовлечение учащихся в устное общение по новым темам, по ситуациям, отражающим жизнь учащихся и реальные события, не выполняется. Авторы многих УМК часто предлагают проблемные вопросы, но нет работы по подготовке таких высказываний, а большинство заданий вообще не вызывают у учащихся интереса к устно-речевым формам деятельности на уроке, которые имеют огромное значение для формирования у учащихся навыков говорения.
Обучение ИЯ протекает в искусственных условиях. Из-за отсутствия языковой среды у учащихся нет естественной потребности в общении на изучаемом языке, а это не способствует поддержанию интереса к ИЯ. Мотив часто задаётся учителем в связи с необходимостью решения той или иной учебной задачи, которая не ощущается как жизненно важная (15,С.28). А в реальном речевом общении мотив формируется под влиянием жизненно-важных потребностей. И именно РИ позволяет максимально приблизиться к реальному общению и создать у учащихся «высокий эмоциональный уровень на уроке» (30,с.28). Ролевое общение помогает преодолевать искусственный характер иноязычного речевого общения в учебных условиях. Кроме того, использование коммуникативных игр на занятиях языком является «одним из методов интенсификации процесса обучения языку» (17,С.Ю4). Программа по ИЯ предусматривает развитие навыков общения (1,С.12), что обязывает учителя применять приёмы, побуждающие учащихся к высказыванию. Учебная деятельность на уроке ИЯ должна происходить в обстановке непосредственного общения. А РИ позволяет ввести учащихся в коммуникативную деятельность на изучаемом языке, что очень важно для успешного овладения учащимися речевыми навыками и умениями, так как «речевая деятельность учащихся будет направлена на удовлетворение какой-либо актуальной потребности, а не на решение учебной задачи» (15). РИ стимулирует живую речь, позволяет отойти от книжно-письменного стиля учебников. Изучаемый язык в таком случае не воспринимается как искусственный, а как средство выражения своих мыслей, чему и призван служить всякий язык.
Вывод: РИ, соответствуя основным положениям коммуникативной лингвистики, является эффективным приёмом в обучении ИЯ, так как она позволяет оптимизировать процесс овладения языком, в том числе и процессом говорения, за счёт повышения мотивации учащихся, активизации их мыслительной деятельности, большого разнообразия коммуникативных заданий. Использование РИ на уроках ИЯ, несомненно, отвечает основному требованию - вовлечению учащихся в устное общение на уроке в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что помогает преодолеть искусственный характер общения в учебных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|