Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов
Введение Государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан и членов их семей в случаях утраты заработка, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по социально значимым причинам. Цель работы исследование условий и порядка установления инвалидности в РФ. Тема исследования актуальна, т.к. государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей, поэтому проблема инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения. Доля нетрудоспособного населения в стране значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. Численность нетрудоспособного населения в 2003 г. оценивалась примерно в 4.4 миллиона человек (около 3% от общей численности населения), что представляет собой увеличение почти на 30% по сравнению с 1985 г. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, также возросла с 6.15 до 8.25 на тысячу человек населения в 1991 и 2004 гг. соответственно[1]. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться. Предмет исследования – право социального обеспечения инвалидов в России. Объект исследования – условия и порядок назначения инвалидности, согласно действующему законодательству РФ. Задачи исследования: 1. Дать понятие инвалидности и методы ее установления;
2. Исследовать порядок защиты прав инвалидов. В ходе исследования была использована специальная и периодическая литература, различных авторов, которые представлены в списке используемой литературы. Глава 1. Основная характеристика и условия установления инвалидности Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе. Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствии его. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник – коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так и позитивную окраску[2]. Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или как его еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название «медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход. Медицинский – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях. На вопрос, что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»[3] С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой». Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он же не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.
Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом (человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.»[4]. Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека. Для того чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру. Давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, и большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить[5]. Однако если взглянуть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели, мы увидим совершенно иную реальность. Становится очевидным, что человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек, которые он не может преодолеть на инвалидной коляске. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, планировщики, строители, которые строили здание библиотеки, не считали людей с инвалидностью частью общества, не учли их потребностей. Отношение и действия этих специалистов создали среду, ограничившую возможности человека с инвалидностью. Если бы был построен пандус, очевидно, что этот человека в данной ситуации не считался бы инвалидом, и потому мог бы посещать библиотеку, как и все остальные, граждане. Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель предлагает не рассматривать инвалидов исключительно как объект медицинского вмешательства.
Таким образом, можно привести следующее определение инвалидности с позиций социальной модели: «Инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[6]. Исходя из приведенного определения, международное движение за права инвалидов рассматривает инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|