Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение - иллюстрация. Китай.




Китайская цивилизация находилась в стабильном состоянии несколько тысяч лет. Разработанная чековая система возделывания риса, не вызывавшая деградации почв, и благодатные ландшафтно-климатические условия позволили продолжительное время – максимально возможное по сравнению с другими известными цивилизациями – существовать Китаю без общецивилизационных кризисов и катаклизмов [40]. Находившимся первоначально в сходных условиях Шумерской и Египетской цивилизациям повезло меньше. Первая исчезла ввиду экологических проблем – из-за засоления почв, а вторая попала под влияние Европейской цивилизации. В отличии от Европейской цивилизации, в Китае отсутствовала потребность в экспансии на другие территории, то есть цивилизация была самодостаточной. Более того, попытки отдельных лиц или групп людей что-то предпринять в этом направлении должны были подавляться, то есть виды деятельности мотивировались только потребностями семьи и ближайшего окружения. Поэтому европейцы открыли Китай, а не наоборот. На это же направлено Конфуцианство, предписывающее строгую иерархическую структуру сообщества и не допускающее революционных преобразований. Такая ситуация в долговременном процессе “нивелировала” спектр психофизиологических параметров, подавляла психопатические крайности, “хвосты” в распределении. Возможно, этими же особенностями эволюции определяются аномалии в чисто физиологических параметрах, например, более чем у 70% китайцев одна и та же группа крови – вторая резус положительный. А от кровосмешения ханьцев с представителями других народов, даже с евреями, не говоря уже о неграх, рождается этнический китаец. Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры "у-вэй", который провозглашал идеал минимального действия. Дж.Нидам отмечал, что принцип "у-вэй" утверждал пафос производства без овладения и господства, действия без самоутверждения. В этом коренное отличие от Западного принципа “самодостаточности” личности М.Вебера и стремления к “самоактуализации” А.Маслоу. Традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой.

Опираясь на работы А.Девятова [39] и В.Зотова [40] проанализируем с заявленных позиций концепции мироустройства и идеологическое наполнение политики, направляющие жизнь Китая как страны, имеющей многотысячелетнюю историю и население которой составляет значительную долю всего человечества. Отдаленный аналог Христианской Библии в Китае – “Книга Перемен”. Её нельзя отделять от Конфуцианства и основных религий Китая – даосизма и буддизма. Все три компонента тесно переплетены и интегрированы с элементами культуры – национальными искусствами, медициной и т.д. Ввиду чрезвычайной древности, вокруг содержания “Книги Перемен” наворочено много мистики, и если убрать эту шелуху, то описанная в ней концепция выглядит примерно следующим образом.

Исторический процесс – это никакой не луч прогресса в линейном масштабе лет, но перемены в витках циклов с единицей масштаба в одно поколение. В китайском календаре одно поколение “дай” равно 20 годам, в римском праве – 30 годам, в современной социологии – 26 годам, а в православной пасхалии – 28 годам. Поэтому в измерении всемирной истории поколениями при наложении волн неизбежен разброс точности. Помимо сугубо земного закона борьбы двух противоположностей “янь” и “инь” в поднебесном мире действует ещё и закон перемен в связке трёх сил. Смысл “великой инженерии” составления связок трёх сил в следующем. По закону перемен при сочетании двух напряжений активных сил и одного поглощения пассивной силы побеждает пассивная сила, переворачивая всю связку в свою пользу. И наоборот, одна активная сила выигрывает в связке с двумя пассивными. При этом, как и в физике, сила понимается не только как некоторое напряжение (активность), но и как некоторое вбирание в себя и удерживание энергии с повышением температуры, как пассивный демпфер поглощения чужой активности. Сам исторический процесс представляет собой не случайное нагромождение событий, определяемое выбором свободной воли исторических деятелей, но сумму волновых колебаний предопределённых периодов. Так - по-китайски - основные перемены в России происходят в периоде трёх и восьми поколений, на Западе – в периоде четырёх и девяти поколений.

А в самом Срединном государстве – в периоде пяти поколений и двенадцати поколений (предел долголетия – династический цикл). С древних, задолго до Рождества Христова времён китайцам известно, что цикл перемен в жизни их Срединного государства состоит из трёх периодов с именами: хаос – малое процветание – великое единение; опять хаос – малое процветание – великое единение; и так далее виток за витком. Попытки китайских государственных деятелей нарушить или ускорить этот порядок перемен не имели успеха. Последнюю такую безуспешную попытку ускорить перемены в период хаоса предпринимал на излёте правления династии Цин при императрице Цы Си реформатор Кан Ювэй. Покончить с периодом очередного длившегося пять поколений 127-летнего хаоса выпало на долю Мао Цзэдуна и он это четко представлял. Мао сам сопоставлял свою роль в истории через аналогии с Цинь Шихуаном и Цао Цао как и он завершавших период хаоса в стране казнями и террором.*

В Китае религии – Даосизм и Буддизм, как и регламентируемые Конфуцианством иерархические взаимоотношения, естественным образом всегда были вписаны в социальные процессы. Сами китайцы, как и другие носители этих религий и систем социальных представлений, в настоящее время, как и во все времена, пользуются для их изучения древними текстами и не считают нужным описывать эти феномены со своих позиций, но в терминах западных систем научного мышления. Такое осмысление оказывается очень сложным ввиду того, что проводится на основе разных систем вербализации информации, то есть систем мышления и письменности. Утилитарное же их описание и использование в рамках различных сект и “новых религий” далеко не научно и не играет заметной роли в общем социальном процессе. Из всех известных мне определений понятия Дао самое лучшее, по моему мнению, дал мой коллега – физик, китаец, глубоко верующий буддист. Во время одной из поездок в монастырь в провинции Сычуань я его спросил: “Что же такое “Дао””? После глубокого раздумья он ответил: “Дао – это Бог во мне”. Это, очевидно, означает, что человек сам может определять для себя необходимый уровень “религиозного чувства”, а в соответствии с Буддизмом, – тренингом изменять его форму и интенсивность, попутно овладевая управлением некоторыми функциями собственного тела, вплоть до состояния нирваны. А это состояние по своей сути эквивалентно описанному в приведенной выше цитате из А.Тойнби состоянию единения с природой и религиозного экстаза – единения с Богом, описанному Б.Раушенбахом. Именно это явление является общим для всех религий - психофизиологическое состояние религиозного экстаза имеет общие свойства и физиологическую основу у христианского праведника, исламского эфенди или буддийского монаха. Но в Восточных религиях важное значение имеет процедура “самосовершенствования”, разработаны эффективные способы управления психофизиологическими состояниями организма. Состояние “нирваны” - аналог состояния религиозного экстаза в Западных религиях – достигается не только через использование ритуалов, но и саморегулированием психофизиологических функций организма. Такое саморегулирование с позиций антропологии может классифицироваться как аналог ритуальных и культурных анатомических изменений у некоторых народов, например, увеличение длины ушных мочек у длинноухих острова Пасхи или регулирование величины ступней японских женщин. Но технологии саморегулирования имеют самостоятельную утилитарную ценность, например, при тренинге спецподразделений.

В работе [40] проведен анализ процесса формирования криминальной сферы и ее сращивания с властными структурами на примере Китая и Европейских стран.

Степень коррумпированности общества зависит от двух основных обстоятельств. С одной стороны - от параметров усредненного типа сознания членов общества, который определяется характером запрета на асоциальные поступки. С другой стороны - уровнем и структурой запретов во внешней среде, которые задаются законодательством и социально-экономической системой, от которой в свою очередь зависит жесткость исполнения законов, характер взаимодействия иерархических структур и правила экономической игры. Параметры усредненного типа сознания определяются с использованием системы тестов, дающих соотношение в обществе личностей с внутренним и внешним запретами на асоциальные поступки. Тесты достаточно объективны, и, что особенно интересно, дают одинаковые результаты как на детях до трех лет так и на взрослом контингенте. Выделяются два тип сознания - азиатский и европейский. В азиатском типе соотношение внутреннего и внешнего запретов 3:7, в европейском, как ни странно, наоборот - 7:3.

При функционировании любой социально-экономической системы всегда возникает некоторое количество ситуаций, в которых может быть реализован акт коррупции. Вероятность реализации акта зависит от типа сознания. При прочих равных условиях в обществах с азиатским типом сознания уровень коррупции высок, так как акты коррупции реализуются почти всегда, и сознательно создаются условия для их возникновения. Это коррумпированная культура. В обществах с европейским типом сознания система запретов срабатывает более эффективно, акты коррупции реализуются реже, и коррупция имеет приемлемый "культурный" уровень. Индикатором статистик типов запрета на асоциальные поступки иногда называют уровень развития теневой экономики (имеются в виду периоды спокойного развития, когда система запретов и поощрений сформирована). В Англии, Германии, Скандинавских странах в теневой экономике производится 4-5% от ВНП, в романских странах около 10%, в России, Афро - Азиатских странах и странах Латинской Америки 40-70%.

Для того чтобы в обществах с азиатским типом сознания уровень асоциальных поступков, в частности коррумпированности, держался в приемлемых рамках, система запретов и социально-экономическая структура должны быть достаточно жесткими. Из этих положений получается много интересных следствий. В частности, при формировании иерархических структур для азиатского типа сознания характерна форма "клановости" с жесткой системой запретов внутри клана и отсутствием или ослаблением запретов вне клана. Еще один важный вывод этой работы заключается в том, что определяющим правила игры является не самый верхний эшелон иерархической структуры, а глубинные - когнитивные - цели и действия нижележащих слоев, так называемого "помойного ведра" (это соответствует понятию с тем же названием, иногда используемому в гештальтпсихологии, с той разницей, что там оно относится к набору поведенческих конструктов личности, а здесь – к статистикам популяции). Цитируем [40]: "Снимая с политики мистическое покрывало, наблюдатель обнаруживает под ним... помойное ведро, в котором, подобно мусору, по случайности навалены человеческие страсти и устремления, решения и выборы. Рациональный расчет здесь почти не играет роли."... "Цели ставятся только при необходимости обосновать перед кем-то разумность своих действий". Именно тактическую роль идеологического прикрытия в 20 веке в Китае играла Марксистская риторика. В социальной борьбе она позволяла произвести разграничение “они” и “мы”, что невозможно сделать в рамках Буддизма и Даосизма. В этом отношении Буддизм и Даосизм не являются идеологиями.

Обратим внимание на два следующих очень важных обстоятельства. Во первых, динамика социального процесса, описанная в “Книге перемен”, качественно соответствует динамике, связанной с временными вариациями статистик психофизиологических параметров популяций [11], определяемыми содержанием статистик и порядком наследования типов психологических реакций. Реальные цифры длительности поколений и числа поколений в эволюционном цикле естественным наукам еще предстоит выяснить, только тогда можно будет сравнить их с указанными в “Книге перемен”. Цикличность социально-исторического процесса Европейских популяций отмечена во многих работах. Второе – связь качества запрета на асоциальные поступки с параметрами институциональных матриц [2]. Принадлежность популяций к типу матрицы и выведенные из этих условий соотношения коммунальных и рыночных элементов в разных типах матриц – 7/3 и 3/7, то есть соответствуют принадлежности и соотношениям по типу запрета на асоциальные поступки. Очевидно, такое совпадение не случайно, здесь просматривается какая-то фундаментальная закономерность.

Вторая половина 20 века отмечена бурным развитием процесса глобализации, одним из основных признаков которого является радикальное усиление взаимовлияния популяций. Этот процесс имеет следующие основные взаимосвязанные особенности. В финансово – экономической сфере каналы распределения жизненных ресурсов формируются обычно таким образом, что новые участники процесса включаются на правах периферийных членов, и происходит небольшое повышение жизненного уровня их населения. Основной же поток ресурсов направлен по пирамиде с периферии вверх, в пользу “золотого миллиарда”. При этом требования информационной открытости, соблюдения “прав и свобод личности” открывают шлюзы для потока как экологических отходов индустрии производства СИП, так и для продуктов идеологического влияния. Удастся ли Китаю в этом “цикле перемен” войти в период “Великого единения”, избежав больших социальных потрясений и не оказаться на периферии глобальной системы, – покажет будущее. Пока, как представляется, Китай делает правильные выводы из опыта России и придерживается политики разумной (оптимальной) закрытости. Вернее, двери открыты в одну сторону – ассимилировать инвестиции и положительный опыт. Весной 2004 года на китайском языке издана книга С.Г.Кара-Мурзы “Манипуляция сознанием”. Конечно, Китаю не избежать экологических проблем, связанным с бурным экономическим ростом. Но это временные трудности.

Проблема - в необходимости разработки социальных технологий, адекватных национальному менталитету и позволяющих найти формы и оптимальные соотношения коммунальных и рыночных элементов в экономических и социальных структурах при реализации современных высоких технологий. В Японии коммунальные взаимоотношения спрятаны внутри фирм и, по наблюдаемому состоянию, соотношения реализованы оптимальные. При этом социальные технологии высокоэффективны и специфичны и не переносятся в структуру западных экономик, так же как и западные технологии невозможно перенести на почву Японии.

Выводы. О рациональности.

“…Мы так надеялись на чудо,

А чуда что-то нет покуда,

А чуда не произошло”.

В.Долина

Итак, подведем итог нашим рассуждениям, стараясь разделить результаты исследований предшественников и наши предположения и выводы. С позиций “актуальной антропологии” механизмы структурирования социума как многоуровневой природной функциональной системы выглядят следующим образом [см. главу 2].

Предположено, что нейронная сеть организма каждого человека в генотипе содержит спектр психофизиологических комплексов, в них потенциально и в виде безусловных рефлексов зафиксирован филогенетически сформировавшийся набор способов поведения, оптимальных для широкого спектра свойств внешней среды.

Психофизиологическими исследованиями показано, что определенные способы поведения актуализируются в процессе онтогенеза при наличии специфических свойств среды в процессе обучения, при этом для одного и того же свойства среды у различных психологических типов способы поведения, а, следовательно, и психофизиологические комплексы, в некоторой степени различаются. Психологические типы классифицируются в соответствии с типами интегральных характеристик нейронной системы организма, которая в свою очередь является иерархической функциональной системой.

Исследованиями психофизиологии и психогенетики показано, что при актуализации способов поведения, то есть в процессе обучения, у человека, в отличие от животных, формируется индивидуальное семантическое пространство, или модель мира, в котором человек идентифицирует себя в определенной роли. При формировании нейронной сети некоторые функции генов, “отвечающие” за обучение, переходят под когнитивный контроль. Наследование сложных поведенческих функций и других психофизиологических параметров составляет не менее 50%, средовая компонента ответственна за не более чем 35% этих функций и параметров.

Предположено, что каждая человеческая популяция характеризуется статистикой генетически наследуемых психологических типов, а, следовательно, психофизиологических комплексов, в которых зафиксирован филогенетически сформировавшийся набор способов поведения популяции, оптимальных при наличии определенных свойств внешней или внутренней среды популяции. Этот набор способов поведения определяет устойчивость культурологических и этнических параметров популяции и наследуется генетически.

Сделано предположение, что динамика геном - средовых взаимодействий популяции определяется временными вариациями статистик психофизиологических параметров популяций, предысторией, эколого–экономическими и культурно-информационными свойствами внутренней и внешней сред. Средний уровень когнитивного диссонанса (базового стрессового напряжения) зависит от уровня удовлетворения потребностей, от качества разрешенных способов поведения по их удовлетворению, а также от соответствия культурно-информационной матрицы внутренней среды популяции ее филогенетически сложившимся психофизиологическим свойствам.

На основе результатов исследований дифференциальной психологии и теории когнитивного диссонанса сделан вывод, что поскольку статистики психофизиологических параметров у различных популяций различны, то и преобладающие способы снижения когнитивного диссонанса различаются. Поэтому результаты взаимодействия личностей при формировании микро и макро групп в динамике социального структурирования у популяций различаются, в том числе в экономической и социальной сферах деятельности.

Отсюда сделан вывод, что различие в статистиках психофизиологических параметров популяций определяет свойства формируемых социальных структур, то есть их институциональные параметры. Эти же свойства предопределяют механизмы структурирования, а также переходные процессы при смене социально – экономических формаций. Сделано предположение, что при переходных процессах возможно появление биосоциальных явлений, нерациональных с позиций стратегических условий эволюционного развития популяций.

Из теории институциональных матриц следует, что институциональность проявляется в формах собственности в экономике, формах социальных и политических структур, а также в содержании идеологий. В первом приближении различие в институциональных матрицах цивилизаций может определяться через параметры рыночности и коммунальности.

Показано, что навязывание институциональной матрицы и культурно-информационной компоненты среды, не соответствующих статистике психологических типов популяции, вызывает повышение базового стрессового напряжения а также приводит к кризису идентификационных параметров. Пределы адаптационной гибкости системы в этой ситуации неясны.

Анализ социально - исторического процесса основных цивилизационных формаций нашей планеты в рамках актуальной антропологии - предмет отдельной работы, некоторые наметки в этом направлении будут сделаны в приложении к этой статье. Здесь же можно констатировать, что процесс глобализации при таком подходе интерпретируется как формирование всемирной иерархической структуры по образу и подобию межпопуляционных иерархических структур. То есть мы наблюдаем инерционность биологических механизмов межпопуляционной борьбы за доминирование, перенесенных на межцивилизационный уровень. Декларирование и требование соблюдения “прав и свобод личности”, “свободы распространения информации” и т.д. позволяют доминирующим в настоящий момент популяциям - “золотому миллиарду” - навязывать остальному миру свою экономическую и информационную среду, что в предельном случае может привести к ситуации, описанной Джеком Лондоном в его романе “Железная пята”, но с использованием современных технических средств информационного и экономического контроля. Технические достижения, особенно в коммуникационной сфере в приложении к обороту экономических ресурсов через банковскую среду сильно ускоряют этот процесс. Как следствие дезадаптации социальной среды, особенно ее информационной компоненты, появляются биосоциальные явления, например терроризм и вспышки массовой агрессивности. В некоторых случаях доминирующим странам удается использовать эти вспышки для смены управляющей элиты и последующего включения стран, в которых это случается, в состав мировой “периферии”. Таков наиболее вероятный результат “оранжевых” и прочих революций. Но возникают и неконтролируемые вспышки, как это было недавно во Франции. Можно предположить, что при обострении энергетического кризиса в ближайшие десятилетия, а также в результате демографических “перекосов” и других аналогичных процессов эти явления будут нарастать, переходя в пределе к режиму мировой войны. Может ли этот путь развития привести к ароморфозу, то есть зарождению нового биологического вида, который вытеснит вид гомо сапиенс из его экологической ниши, то есть с земного шара? Например, с использованием генной инженерии в совокупности с супер - ЭВМ. Более вероятно, что эти варианты - это пути деградации разумной материи в соответствии с термодинамическим временем ее существования. Оставим для фантастов сюжеты о слиянии человеческого разума с неким Мировым разумом, или Мировым Духом, как его описывают и обожествляют некоторые современные философы. Оптимистические прогнозы футурологов второй половины прошлого века о новых неисчерпаемых источниках энергии также оказались далеки от реальности, хотя надежда на их появление в будущем еще остается. Пространства для экспансии у человечества тоже нет.

Так или иначе, но будем реалистами. Для максимальной реализации термодинамического времени существования разумной материи человечество в любом случае вынуждено будет перейти к балансу потребления и возобновления энергетических и сырьевых ресурсов. Вопрос - какой ценой. Какой же вариант эволюционного социального процесса, не приводящий к большим потерям генофонда и предполагающий выход на уровень ноосферной цивилизованности, может быть выбран на нашем уровне знаний механизмов эволюции? Попробуем приблизительно перечислить необходимые действия и принципы, которыми следует руководствоваться при выполнении этих действий. То есть сформулируем основные положения получившейся Утопии.

Наиболее важным моментом в настоящее время является разработка промышленных и социальных технологий, адаптированных под статистики психофизиологических параметров основных популяций. При этом следует иметь ввиду, что нет выделенных, “хороших” или “плохих” статистик, есть разные статистики. И для ланшафтно - энергетических условий своих территорий популяции приспособлены наилучшим образом. Нужно найти виды производств, обеспечивающие необходимый уровень потребления и качество жизни населения и вписывающиеся в эти условия. Например, для многих стран адаптация имеющихся аграрных технологий позволит достаточно быстро избавиться от голода. Инвестиции из центра не должны иметь целью получение прибыли для инвестора, сейчас именно это обстоятельство организует работу “насоса ресурсов” из периферии в центр. Необходим подъем уровня образования в государствах периферии, это, во первых, необходимое условие повышения “качества жизни”, а, во вторых, позволит естественным образом снизить рост численности населения в этих государствах, уменьшая влияние демографических “перекосов”. Формы экономических, политических и идеологических структур своих стран должны выбирать сами популяции в соответствии с их институциональностью. При этом необходим уровень “разумной открытости”, то есть должна работать система фильтров, защиты от экологических отходов производства социальной информационной продукции более развитых к настоящему времени стран. В экономике тоже необходима оптимальная протекционистская политика, благоприятствующая развитию популяций, а не получению прибыли центром.

По расчетам Н.Н.Моисеева и Н.Тимофеева-Ресовского при современном развитии энергетики и промышленных технологий на возобновляемых ресурсах может прожить около 500 миллионов человек. На какие параметры этого баланса удастся выйти при описанном подходе - оценить сложно, да пока, очевидно, и не нужно. Для реализации программы перехода к ноосферной цивилизованности нужна мощная единая идеология, приемлемая для любого народа и племени. Но сейчас инерция межпопуляционных биологических механизмов борьбы за существование слишком велика. Хотя рано или поздно к этим преобразованиям перейти придется. Лучше бы не слишком поздно.

Список литературы

С.С.Воронцов. - "Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики" часть 1., - "SENTENTIAE", спецвыпуск № 1, 2005, "УНИВЕРСУМ" - Винница.

С. Г. Кирдина. – “Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы”. // Журнал социологии и социальной антропологии, 2001, № 1, с. 101-115).

С.Г.Кирдина. - "X и Y экономики. Институциональный анализ". - 2004, Москва, Наука.

С.С.Воронцов. – “Виды материи, их эволюция и масштабные соотношения”. - / SENTENTIAE: научные труды по теме: “Мироздание: структура, этапы становления и развития”, сб. статей, спец выпуск №3 / 2004, ДНУ, 2004.

С.С.Воронцов. - “Генетические факторы социального процесса”. - / “Сорокинские чтения по социологии”. Тезисы докладов, Москва, 2005.

Ю.И.Семенов. - Оригинальная версия статьи, опубликованной в сокращенном виде под названием: Труд Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса "Введение в изучение истории" и современная историческая наука // Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Введение в изучение истории. М., 2004. С. 3-36. http://www.scepsis.ru/library/authors/?id=8

В.А.Светлов. - “Современная логика”, - изд. Дом “Питер”, 2006/

Ю.Н.Мельников. - “Цикличность в истории России”. - ОНС, №5, 1997.

Н. Н. МОИСЕЕВ. Современный антропогенез цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. - Вопросы философии., 1995. №1. С. 3—30.

Дж. Ф.А.Хайек, - "Дорога к рабству", - Новый Мир, N7, N8, 1991.

Сорос. - “Кризис мирового капитализма”. - Изд. Дом ИНФРА-М, Москва, 1999.

А.И.Кравченко. - "Социальная антропология". - 2003, Москва, Академический проект.

С.В. Лурье. - "Психологическая антропология". - 2003, Москва, Академический проект.

Ю. И. Семенов. - Экономическая антропология. Источник: Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 62-85.

Ю.И. Семенов. - Введение во всемирную историю. - Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1997. 202 с.

Л.Фестингер. – “Теороия когнитивного диссонанса”. – изд. “Речь”, Санкт – Петербург, 2000, 317 стр.

Ю.И.Александров. - “Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем”. //Психол. Журн., 1995. - т.16. №1. с.26.

П.К.Анохин. - “Узловые вопросы теории функциональных систем” - М.: Наука, 1978.

А.М.Хазен. - “Разум природы и разум человека”, М.: НТЦ Университетский, 2000.

Г.П.Гладышев. - “Супрамолекулярная термодинамика - ключ к осознанию явления жизни”. - ИКИ. Москва - Ижевск, 2003.

В.Б.Швырков. - “Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения”. - М.: Наука, 1978.

P.Bourdieu. - “Structures, Habitus, Practices”// The Logic of Practice. Polity Press, 1990.

A.Giddens. - “Elements of the Theory of Structuration”// The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.

В.А.Карташев. - "Система систем. Очерки общей теории и методологии". - 1995, М. "Прогресс-Академия".

С.А.Кузьмин. - Социальные системы: Опыт структурного анализа" - 1996, М. "Наука".

Дж.Палмер, Л.Палмер. - “Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens”. Интернет-ресурс.

Психофизиология. Учебник для ВУЗов. / Изд. 2. Под редакцией Ю.И.Александрова. Изд. Дом “ПИТЕР”, Санкт-Петербург, 2001.

L.A.Hirschfeld, “Race in the making: Cognition, culture, and the child's construction of human kinds”. - Cambridge, MA: MIT Press. 1996.

L. A. Hirschfeld, S. A. Gelman, et al., “Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture”. - New York: Cambridge University Press. 1994.

McCourt, Bouchard, Lykken, Tellegen & Keyes, 1999

R.Plomin, J.C.DeFries, G.E.McClearn, M.Rutter. - “Behavioural Genetics”. - N.Y.: Freeman and Company, 1997.

И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко, - Психогенетика. - Учебник для ВУЗов, АСПЕКТ ПРЕСС, Москва, 1999.

В.Б.Швырков. - “Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики”. - М.: Институт психологии РАН, 1995.

Ю.И.Александров, М.Самс, Ю.Лавикайнен и др. - “Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языка” //Психол. Журн., 1997. - Т.18. - №2.

В.М.Русалов, М.В.Бодунов. - “О факторной структуре интегральных электроэнцефалографических параметров человека // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности”. - М.: Наука, 1980.

В.М.Русалов. - “Биологические основы индивидуально-психологических различий”. - М.: Наука, 1979.

П.Б.Ганнушкин. - “Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Некоторые общие соображения и данные”. - Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

В.С.Мерлин,- Очерк интегрального исследования индивидуальности, - М., Педагогика, 1986 г.

А.Девятов. “Китайская специфика. Как понял ее я в разведке и бизнесе”, Издательство: Муравей, 2002.

В.Зотов. - "От коррумпированной культуры к культуре коррупции". – “Иностранная литература”, № 1991г., стр.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...