Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика применения тарифных преференций

 

Россия активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.

Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 1.

 

Таблица 1 - Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Товарные группы/гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Мебель, матрацы 0,5 0,5 1,0 1,2 1,2 1,4 1,8
Керамические изделия 1,0 1,1 1,2 1,0 1,3 1,2 1,3
Продукты из овощей и фруктов 0,6 1,5 1,6 1,4 1,1 1,1 1,6
Фрукты 1,0 0,9 1,2 0,9 0,7 0,7 0,6
Мясные продукты 0,6 1,1 1,1 0,8 0,7 0,7 0,8
Овощи, горох, фасоль 0,7 0,7 1,0 1,0 0,8 0,7 0,8
Мясо 0,2 1,6 3,7 1,9 1,3 0,6 0.2
Зерновые 2,6 0,7 1,5 1,2 0,4 0,3 0,4

 

Таблица 2 - Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2004-2006 годах, %.

Страна происхождения

Доля в структуре импорта, %

2004 год 2005 год 2006 год
1 Индия 15,1 18,6 27,3
2 Вьетнам 33,8 24,7 16,6
3 Бразилия 7,1 9,6 12,0
4 Танзания 0,2 0,5 7,0
5 Индонезия 17,9 13,7 6,7
6 Уганда 3,8 2,9 4,5
7 Кот Д’ивуар 7,3 11,9 4,4
8 Эфиопия 1,1 1,2 3,8
9 Никарагуа 1,1 0,8 3,1
10 Колумбия 1,3 2,2 2,9

 

Рис. 1 - Доля в структуре импорта зеленого кофе, %

 

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, в 2006 году лидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая объемы продаж за 2004 - 2006 гг. За 2006 год объемы поставок из этой страны выросли на 31,7% к уровню 2005-го, и их доля в российском импорте кофейного сырья достигла 27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2005 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годы уменьшился на 8,6 %.

Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в закупках кофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большей степени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте по отдельным преференциальным товарам составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).

Более чем в 2 раза снизились закупки кофе Индонезии, также исторически выступавшей крупным поставщиком России. Неожиданно успешно в 2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров рынка сразу же вышедшая на четвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейного сырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.

Помимо кофе, в структуре российского импорта из Индии преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3., Рис.2-3).

 

Таблица 3 - Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)

Товарные группы/ гг. 2005 2006
Овощи 1,2 3,2
Кофе, чай, пряности 63,4 54,4
Фрукты, орехи 1,8 4,9
Злаки 1,7 6,9
Масличные семена и плоды 4,5 3,1
Фармацевтическая продукция 212,0 289,0
Разные пищевые продукты 41,4 44,1

 

Рис. 2 - Импорт России с Индией за 2005 год (млн.$)


Рис. 3 - Импорт России с Индией за 2006 год (млн.$)

 

Таблица 4 - Общий объем импорта чая в Россию за 2006 год из развивающихся стран

Страна происхождения Доля в структуре импорта, %
Шри-Ланка 42,8
Индия 25,6
Индонезия 10
Китай 6,8
Кения 5,7
Вьетнам 3,5

 

Россия - главный покупатель цейлонского чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Таблица 4).

Подписав с Индией двусторонний протокол о вступлении в ВТО, Россия согласилась, что должна будет запретить российским чайным фабрикам использование защищенных по происхождению названий индийского чая. Кроме того, Россия должна будет снизить пошлины на импорт фасованного чая почти в два раза по сравнению с существующими, доведя их до уровня других стран СНГ. В течение пяти лет Индия и Россия планируют увеличить торговый оборот до 10млрд US$ к 2010 году (с нынешних 2млрд US$). В рамках программы развития взаимной торговли между странами будет создана рабочая группа для выработки предложения для устранения имеющихся барьеров в торгово-экономических отношениях и подготовки полномасштабного экономического соглашения.

Изучение структуры российского импорта из развивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.

Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно выделить: Гвинею и Мавританию.

Из числа развивающихся стран наибольшие тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.

Анализ ввоза преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...