Формирования семейно – ориентированных социальных программ
Социальная защита семьи оказалась одним из наиболее слабых звеньев нашей перестройки. Разрушительные процессы в условиях переходного периода не обошли стороной сферу социальных гарантий, в то числе по обустройству детства, семьи. Бывшие формы, ориентиры и ценности фактически отмирают, а новая система страхования нуждающихся и вспомоществования им, поддержания социальной инфраструктуры находится в процессе формирования. Что же касается других показателей, характеризующих условия жизнедеятельности семьи с детьми, таких, как занятость и удовлетворенность работой, уверенности в своих возможностях и социальная активность, обеспеченность доступными дошкольными учреждениями и местами отдыха, лечение с детьми, состояние окружающей стеры, уличная безопасность, то для подавляющего большинства они ухудшились. Движение к рынку, перестройка производственных, социальных отношений, отношений собственности требуют не просто дополнительных мер, восполняющих те или иные проблемы в прежней социальной политики, но создание комплексной системы социального обеспечения семьи с детьми с четкими ориентирами и задачами на долгосрочную перспективу, а также обоснованными мерами, соответствующими меняющимся условиям и имеющимся различиям в социально-экономическом развитии регионов. Формирование такой системы связано с пересмотром основ социальной политики и, прежде всего, с перераспределением функций между главными участниками социального партнерства по обустройству детства: семьей, государством, общественными и частными структурами. В зависимости от социально-экономических условий, культурно-исторических особенностей и политической культуры в разных странах на разных этапах развития государства, разделяя с семьей ответственность за подрастающее поколение, берет на себя те или иные функции. Если обратиться к моделям чикагской школы, рассматривающим ребенка с точки зрения неоклассической теории потребления, как объект для инвестиций в течение длительного периода времени, то «издержки» на детей можно разделить на прямые (расходы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности ребенка: питание, одежда, досуг, образование, отдых, медицинские услуги) и косвенные (доходы, от которых родители вынуждены отказаться, уделяя часть времени исключительно воспитанию детей).
Теоретически с детьми могут быть связаны не только издержки, но и возможные доходы родителей в будущем, однако для развитых стран это не характерно. Государство владеет действенными инструментами по снижению как прямых, так и косвенных затрат на детей, и эту его функцию следует рассматривать как общественно-необходимую хотя бы потому, что будущее обеспечение сегодняшних работников, семей зависит от подрастающего поколения. Эта экономическая сторона помощи государства семьям с детьми на иждивении характеризуется разнообразными формами вспомоществования - денежными пособиями, финансированием медицинских услуг, образования, а также мерами, компенсирующими косвенные затраты, связанные с прерыванием профессиональной деятельности в пользу воспитания детей (расширение доступных дошкольных учреждений, создание возможностей для неполной и гибкой занятости. Наличие системы социальной поддержки семьи характерно практически для всех стран с рыночной экономикой. Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности сочетания ответственности общества и семьи за подрастающее поколение, укрепление социального статуса семьи. Наряду с созданием условий для самообеспечения и формирования системы государственной поддержки семьи все более широкое значение приобретает участие частного бизнеса в развитии семейно-ориентированной социальной инфраструктуры путем внедрения различных программ на уровне предприятий (16, с. 37).
Однако не все зарубежные модели социального обеспечения нам подходят. Так, учитывая, экономические трудности переходного к рынку периода, напряженность государственного бюджета, мы можем воспринимать шведскую модель, в соответствие с которой основным критерием предоставления разного рода пособий и высококачественных социальных услуг является гражданство, как идеал отдаленного будущего. Во многих отношениях нам ближе американский опыт построения программ вспомоществования на основе принципа нуждаемости и осуществления их при взаимодействии и разделении функций всех уровней государственной власти (федерального, штатного, местного). Социальные программы в США финансируются и управляются федеральными, штатными и местными органами власти. Так, основная программа помощи семьям с детьми на иждивении (денежные пособия) осуществляется совместно тремя уровнями государственной власти: основная часть финансовых средств предоставляется федеральным правительством, а правительства штатов и местные органы власти выступают в качестве проводников этой помощи получателям. Программа медицинской помощи субсидируется частично на федеральном уровне. В компетенции штатов находится программа страхования по болезни, беременности, а программа помощи в получении образования - в ведении местных органов власти. Эффективность программ вспомоществования, особенно на начальных этапах, во многом зависит от четкого определения приоритетов, критериев предоставления пособий, состава потенциальных реципиентов, а также от обоснованного распределения ролей всех уровней государственной власти. Помимо перечисленных, в США функционируют десятки постоянно действующих программ целенаправленной помощи семье, беженцам, школьникам, которые дополняются временными программами, например, такими, как чрезвычайная продовольственная помощь. Доля федерального правительства в финансировании программ помощи семьям с детьми на иждивении медицинской помощи определяется в зависимости от соотношения между средним доходом на душу населения в штате и среднедушевым доходом по стране и составляет от 50 до 80%.
Существуют законодательно установленные ограничения, согласно которым эта доля не может быть выше 83% и ниже 50%. Практически все программы основаны на принципах нуждаемости. Так, денежную помощь по программе для семьи с детьми на иждивении могут получить лишь те семьи, доход которых не превышает уровня бедности, установленного в конкретном штате (в среднем по штатам он составляет приблизительно 70% федерального уровня бедности). Правительства штатов по этой программа могут предоставить пособие неполным малообеспеченным семьям. С целью стимулирования самообеспечения реципиентов с 1990 г. было введено еще одно условие получения денежной помощи - все трудоспособные получатели пособия должны поступить на курсы переподготовки или обучения и заниматься поисками работы. При подсчете прожиточного минимума часть доходов, полученных в результате трудоустройства, впервые месяцы не учитывается. Федеральные субсидии по программе медицинской помощи (медикейд) предоставляются штатам в виде специального гранта, при этом правительства штатов должны выполнить конкретные условия, в частности помощь может предоставляться только группам, состав которых утверждается на федеральном уровне, при определенном наборе медицинских слуг. К числу получателей помощи, утверждаемых на федеральном уровне, относятся семьи с детьми на иждивении, дети в возрасте до одного года и беременные женщины, доход семьи которых ниже 100% установленного уровня бедности, и некоторые другие. Среди обязательно предоставляемого набора медицинских услуг флюорография, стационарное и амбулаторное лечение, услуги врачей, нянечек и медсестер, медицинские услуги на раму, услуги при родах. В рамках программы медикейд помощь предоставляется также семьям со средним доходом, не имеющим возможности оплачивать медицинское обслуживание, если есть необходимость часто его использовать. Состав этой группы получателей определяется на уровне штатов и финансируется из бюджета штатов.
Важным этапом в развитии системы вспомоществования нуждающимся семьям стало принятие в 1988 г. «Закона о поддержке семьи». Среди конкретных мер, предусмотренных этим законом, следует отметить увеличение выплат пособий по программе медикейд для лиц, получающих дополнительный заработок; обязательное предоставление помощи полным семьям, если глава семьи стал безработным; повышение ответственности отцов, не платящих алименты вплоть до автоматического взыскания их из заработной платы и др. Опыт развития социальной сферы, программ вспомоществования в странах с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости и целесообразности формирования многосторонней ответственности государства за социальное обеспечение семьи. Семейно-ориентированные программы социального развития на уровне предприятий, охватывающие как самих работников, так и членов их семей, могут стать высокоэффективным средством защиты значительной части семьи от «оползания вниз» по социально-экономической лестнице и пополнения рядов нуждающихся. Особенностью современных социальных программ на уровне предприятий является возможность их свободного выбора, когда работнику представляется право получения льгот в форме социальных услуг или денежного эквивалента. Это может быть дополнительное страхование, льготное приобретение акций, медицинские услуги и т.п. Особое место в системе социальных услуг, организуемых по месту работы, занимает обеспечение детскими дошкольными заведениями. Среди более чем десяти тысяч компаний, обследованных министерствами труда, две из каждых трех предоставляли разного рода помощь по воспитанию детей как прямую (организация программ по уходу за детьми, частичное финансирование услуг дошкольных учреждений, оплаты медицинских услуг и др.), так и косвенную (возможность работы по гибкому графику, на дому, неполный рабочий день и т.п.). В зависимости от вида льгот или помощи сотрудникам с малолетними детьми эти компании распределились следующим образом: - право свободного выбора начала и окончания рабочего дня -43%; - гибкий график рабочего времени - 42,9%; - частичная занятость - 34,8%; - работа «пополам» (деление одной ставки на двоих) - 15,5%; - работа на дому - 8,3%; - информационные и другие услуги в поиске детских учреждений -5,1%; - помощь в оплате услуг по уходу за детьми - 3,1%. Примерно 2,1% фирм организовали для своих сотрудников центры по уходу за детьми (с частичной или полной выплатой). Ряд фирм предоставляет отпуск родителям малолетних детей, дополнительный отпуск, отпуск без сохранения содержания по уходу за детьми (продолжительностью до одного года) с гарантией сохранения прежней должности, единовременного пособия и т.п. Некоторые компании объединяют усилия по организации детских центров, в которых дети могут находиться не только днем, но и в вечернее, ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Многие центры по уходу за детьми, созданные в рамках компаний, функционируют круглосуточно, что дает дополнительные удобства родителям, работающим в вечерние и ночные смены. Расходы на содержание таких центров покрываются обычно совместно работодателям и работниками. Взносы, выплачиваемые родителями, зависят от возраста ребенка, обеспечения его питанием, времени пребывания в центре. Все больше компаний осознают, что забота о работающих женщинах, имеющих детей - не только гуманный жест, но и проявление беспокойства о будущем нации. В условиях, когда женщины все активнее вовлекаются в общественное производство, необходимо создать им оптимальные условия труда, с тем, чтобы матери эффективно работали и мысли об устройстве детей не отвлекали их от трудового процесса. Направления, по которым предусмотрена помощь работающим женщинам, имеющим детей, весьма разнообразна и зачастую матери имеют возможность сами выбирать тот или иной вид льгот. Размеры субсидий работникам крупных корпораций обычно позволяют оплачивать услуги по уходу за детьми. Опыт поддержки семей с детьми в России показывает целесообразность создания на региональном уровне при участии предприятий и объединений различных видов и форм собственности информационной системы семейной службы. Основные задачи службы: - выявление семей с детьми, нуждающимися в материальной, медицинской, социально-психологической и иной помощи; - оказание поддержки в разрешении возникающих трудностей (оформление заявлений на вспомоществование, помощь в трудоустройстве и достижении экономической самостоятельности); - изучение причин, заставивших реципиента обратиться за помощью, и их устранение, профилактические мероприятия; - проведение юридических консультаций, психологических, педагогических консультаций, а также консультаций по предпринимательской деятельности (семейной и индивидуальной) - организация и координация работы по социальной реабилитации нуждающихся в этом лиц; - изучение социальной демографической, образовательной, миграционной структуры населения, занятости и динамики семейных доходов с целью предупреждения и по возможности устранения, смягчения зарождающихся причин возможных конфликтов и напряженности в жизнедеятельности семьи и обустройстве детей. Аккумулирование таких данных будет способствовать организации наиболее эффективной работы социальных служб, а также проведению исследований, позволяющих оценивать качество проводимых мероприятий и прогнозировать структурный спрос на разные виды помощи. Реанимация социальной активности частного сектора, общественных объединений, а также ответственности каждого трудоспособного гражданина за материальное обеспечение свое и своих детей имеет для России переходного периода особое значение. Это связано как с ограниченностью средств на социальные нужды, так и с необходимостью преодоления укоренившейся в течение последних десятилетий верой населения в исключительную социальную ответственность государства, в его обязанность и способность обеспечить социальные гарантии. В то же время развитие стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что дефицит социальный не менее опасен, чем дефицит бюджетный, а в ухудшающемся положении значительной части российских семей по сути заложено взрывное устройство замедленного действия, механизм которого обязательно сработает и в экономической, и в социальной, и в криминогенной областях. Учитывая указанную специфику текущего момента, необходимо сосредоточить государственные усилия на решении наиболее острых проблем детства при одновременной разработке основ системы социального обеспечения семей с детьми на иждивении как составной части политических, экономических, социальных преобразований в России в увязке с социальными потребностями не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. К числу первоочередных задач следует отнести преодоление уравнительности всеохватывающих государственных пособий и переход к четкой классификации категорий получателей - по степени нуждаемости, а программ помощи - по функциональному назначению, форме предоставления (денежная, натуральная), периоду получения. При этом нуждающимся семьям с детьми может быть предоставлено право выбора вида пособия. В зависимости от возраста и здоровья детей, родителей, занятости последних в общественном производстве реципиенты могут сами решить, что на данном этапе для них самое важное: медицинские услуги и лекарства, пособие для оплат дошкольного детского учреждения или образовательных курсов, помощь в оплате жилья, электричества или приобретение путевки в детский оздоровительный лагерь и т.п. Наряду с едиными федеральными стандартами вспомоществования нуждающимся семьям с детьми и постепенным доведением минимальных размеров пособия до уровня гарантированного дохода не ниже прожиточного минимума должен быть найдет своеобразный баланс участия в социальных программах республиканских и муниципальных органов. В зависимости от особенностей конкретного региона может быть открыто финансирование отдельных программ (3, с. 216). Осуществляемый в настоящее время переход от категорийной формы оказания социальных услуг семье к адресной привел к возникновению и ускоренному развитию принципиально новых видов учреждений. Базисным учреждением в этой системе является центр социальной помощи семье и детям, который в состоянии оказывать многопрофильные комплексные услуги по всем направлениям социальной работы в решении проблем самообеспечения, в преодолении сложных ситуаций с опорой на собственные силы каждой семьи, каждому человеку, а также накапливание крайне нужную и важную социальную информацию, облегчающею принятие управленческих решений. Конечно, все это возможно лишь в том случае, когда указанные центры будут существовать в каждом небольшом населенном пункте, в каждом микрорайоне. Один или два центра на краевой (областной) город проблемы не решает, ибо работа с каждой семьей, социальный патронаж семей в этих условиях просто невозможны. Создать сегодня в каждом микрорайоне такой центр - задача нереальная, но надо ставить эту задачу на перспективу и планомерно ее решить (23, с. 133). Во многих центрах социального обслуживания (где ранее оказывались услуги только пожилым и инвалидам) открываются отделения по работе с семьей. Это естественный процесс, в котором есть своя логика. На работе с семьей не может ограничиваться наличием одного отделения. Или должен быть полный набор отделений, предусмотренных в «семейных» центрах, или такие центры должны быть самостоятельными. Не может не вызывать озабоченности вялотекущий процесс развития психологических служб, особенно центров психолого-педагогической помощи семье и всем категориям населения. Думается, наряду с недооценкой их позитивного потенциала имеются и другие причины. Кое-где на местах широкая направленность и многомерность психологической помощи понимается узко, в результате дело ограничивается открытием «телефоном доверия», которые не всегда можно назвать центрами экстренной психологической помощи по телефону, так как работают они только несколько часов в сутки и подчас не каждый день. Между тем полноценная психологическая помощь консультативная, диагностическая, координационная, - столь необходимая в настоящее время для укрепления психологического уровня населения и семьи, предполагает наличие не только «телефонов доверия», но и индивидуальных и групповых консультаций, групп взаимопомощи и т.п. Имеющиеся в ряде территорий и находящиеся в ведении органов народного образования центры психолого-педагогической помощи в одних случаях решают локальные задачи, в других - фактически играют более широкую социальную роль и им больше пристало находиться в ведении органов социальной защиты. В любом случае необходимо объединить возможности психологической службы для удовлетворения потребностей населения в этом роде услуг. Таким образом, в последние годы принимались меры социальной поддержки и защиты семьи, женщин, детей, в том числе в области совершенствования законодательства по защите социальных прав, реализации установленных гарантий поддержки, получили развитие новые методы социальной поддержки, расширится спектр предоставляемых социальных услуг. Однако новая система социальных гарантий и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры профилактики социальных рисков развиваются недостаточно. Необходима реализация разработанной государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|