Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм выполнения КИМ 24




1. Прочтите рецензию, остановите своё внимание на первом указании на термин.

2. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств, представленных в выборке ответа.

3. Отметьте те, которые относятся к данной категории средств (например, синтаксические средства), отметьте их.

4. Внимательно прочтите указанные номера предложений, соотнесите их с отмеченным, выберите нужное, выпишите на черновик.

5. Это средство можно вычеркнуть и аналогично работать дальше.

6. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычёркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос…)

7. При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т. д.

 

Потренируемся

Текст 1

(1)Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть поучительными. (2)Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. (3)Они утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не учат читателей, могут просто порадовать их, показав красоту какой-нибудь, к примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и делать из него множество разноцветных сияний и радуг.

(4)Они правы. (5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (6)Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, т о заполненных шорохом первого снега. (7)Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.

(8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о

красоте, которой проникнут наш мир.

(9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра вполном недоумении.

(11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и ночной, ливень. (13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах, мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…

(14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. (15)Раньше меня, как и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождём пыли, но я не вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую расцветку дождевого воздуха.

(16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен

быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым

обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? (17)И мы, конечно, не

можем не быть благодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте

мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли.

(По К.Г. Паустовскому*)

24. Художественная публицистика К. Г. Паустовского совмещает в себе точность характеристик и выразительность деталей. Особенность его авторского стиля – строгость и ясность построения фраз. Синтаксис писателя сдержан, не случайно

основными выразительными средствами в нем являются привычные в письменной речи __________ (предложения 5,11). Яркие синтаксические выразительные

средства у Паустовского встречаются нечасто, но на общем фоне приобретают особую эмоциональную рельефность, как, например, __________ (предложение 16). Главную роль в создании неповторимого колорита авторской речи играют тропы: неброские, но удивительно уместные __________: «вереницы дней» (предложение 6), «поэзия дождя» (предложение 14), точные, свежие __________ (в предложениях 6, 11).

Список терминов:

1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)

2) диалектизм (-ы)

3) эпитет(-ы)

4) лексический(-е) повтор(-ы)

5) ряд однородных членов

6) риторический(-ие) вопрос(-ы)

7) гипербола(-ы)

8) метафора(-ы)

9) парцелляция(-и)

Текст 2

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о

проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась

гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они –

это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (3)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел принародно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее – сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими

отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил.

(8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия – всё это

наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось

нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой

класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда

нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно

вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его

встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами – указательным и средним – легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван

Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного

крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та

смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли

не с шести лет. (24)Но когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом – дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)– Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи…

(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много

правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек.

(30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.

(По Е.А. Лаптеву*)

 

 

24. «Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е.А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в первой части для создания иронии он использует такой троп, как _______ («бурная дискуссия»). Такое синтаксическое средство, как _______ (в предложениях 7, 8), и такое лексическое средство, как ____ («шпана», «разбойники»), погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а _______ («шпана», «поковылял», «расшвырял») помогают создать представление о произошедшем случае».

 

Список терминов:

1) парцелляция

2) книжные слова

3) разговорные и просторечные слова

4) ряды однородных членов

5) контекстные синонимы

6) анафора

7) риторическое восклицание

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

 

Текст 3

 

(1) Бабушка Варвара, из Вятки, рассказывала:

– (2)В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (3)Тятя

жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

(4)И вот, никогда не забыть, грузили мы баржу с картошкой. (5)С обеда

начали, к вечеру ноги подгибаются. (6)Парни мне стараются мешки поменьше давать, а все равно тяжело.(7)Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

(8)К вечеру дождь перестал. (9)Тащу мешок, а тятя говорит: «Варя,

посмотри-ка, какая красота». (10)Я отвечаю: «Тять, куда же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами у себя вижу». (11)«Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое и не увидишь больше никогда.

12) Свет над рекой, будто коня небесного в радугу запрягли».

(13)Что такое, думаю, он увидел? (14)Сбросила тяжесть, разогнулась,

гляжу – глазам не верю. (15)Подумала, что пожар. (16)Река, вся красная, так и пылает: радуга во все небо! (17)Поглядела я и будто умылась, дышать легче стало.

(18)И вот если б не обратил мое внимание отец на красоту, так слепой бы

всю жизнь и прожила, ничего не понимая. (19)А от него я это переняла и детям передала.

(20)Пошла как-то с Настенькой, с дочкой своей, за земляникой. (21)День

на дворе хороший, солнце. (22)В березняке, за болотом, я вышла на

маленькую полянку и аж обомлела. (23)Зову туда дочку чуть не шепотом, словно кого спугнуть боюсь. (24)Полянка вся в землянике, красным-красна ягода, и на ней роса горит! (25)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и давай рвать. (26)Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся.

27)Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (28)Я засмеялась: «Милая ты моя! (29)Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

(30)И вот чем закончу. (31)У этой дочки есть теперь своя дочь, моя внучка.

32)Гуляем в парке, а она младшенькой говорит: «Смотри, Машенька, цветы

улыбаются». (33)На руки ее взяла: «Смотри, Машенька, какие в небе облака».

(По В. Крупину*)

24. Особенность малой прозы Владимира Крупина – подчеркнутая простота стиля, сочетающаяся с эмоциональностью и детальностью художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: текст изобилует __________ (предложения 7, 14, 25).

Внимательный читатель обратит внимание на такой прием,

как __________ (предложения 12, 17, 23). Особую роль в создании тона речи рассказчицы играют __________ (В): «здоровая», «тятя», «натаскаться» (в предложениях 2, 3, 11), а также __________ (в предложениях 24, 32).

 

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) разговорные и просторечные слова

3) вводные слова и предложения

4) литота(-ы)

5) риторический(-ие) вопрос(-ы)

6) сравнение(-я)

7) гипербола(-ы)

8) метафора(-ы) и олицетворение(-я)

9) парцелляция(-и

 

Ответы

1. 5,6,8,3

2. 8,4,3,5

3. 1,6,2,8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...