Динамика производства ВВП в России за период с 1990 по 1994 г.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 (в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.)
Как показывают приведенные данные, за период с 1990 по 1994 г. В России при общем падении объема ВВП на 35,2% наибольший спад наблюдался в сфере производства товаров, объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от соответствующего уровня 1990 года. Менее существенным за этот период было снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило 14%. При этом в отдельных отраслях наблюдался довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом (прирост ~ 5%), в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (рост более чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в сфере финансов, кредита и страхования (57%) и др. Реальный прирост объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве (6,2%).В сфере финансового посредничества наблюдался существенный прирост ВВП (более чем в 2,5 раза). Немаловажен для России и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.[18]
В настоящее время Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.[19] Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти. В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России.[20] В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции: · транспорт и связь · торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки · информационно-вычислительное обслуживание · сфера операций с недвижимостью · ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания · здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение · образование, культура и искусство · наука и научное обслуживание · кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение · аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации[21] Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования. На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 1994 г. составлял 8951 млн. долларов, в 1997 г. – 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте услуг), а российский импорт – соответственно 15443 млн. и 18700 млн. долларов (1,4% в мировом импорте услуг в 1997 г.). По масштабам экспорта Россия опережала ряд крупных участников международной торговли услугами – Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию. Нетто-экспортером на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Так, до 1996 г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 1997 г. эта доля сократилась до 25%.[22] Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту – 34-е место, по автодорогам – 43-е, по авиатранспорту – 46-е и по портовому хозяйству –
50 - е. Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.[23] Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг. На долю других видов услуг в 1997 г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.[24] В последнее время наблюдается благоприятная динамика отраслей услуг в российской экономике, быстрое формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.[25] Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели. В 1990 – 1992 гг. расходы на развитие телекоммуникационных систем составляли 0,2% ВВП (39-е место в мире). Чтобы приблизиться к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимы инвестиции в размере 60 млрд. долларов. Сейчас основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40 % за счет оборудования иностранного производства.[26]
В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических).[27] В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры. Так, до середины 1998 г. в России было зарегистрировано около 1600 отечественных банков, из которых лишь 4 имели полноценные филиалы за границей.[28] Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии. [29] В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране. Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.[30]
Заключение На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира. Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта. Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран. Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг. Списоклитературы
1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие// Вопросы статистики.1998. №10 2. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами// Внешняя торговля. 1999. №3 3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2 4. Максимова М. ВТО и интересы России// Экономист. 1998. №9 5. Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. 1999. №11 6. Мировая торговля услугами в 1998 году// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. №64 7. Онищенко И. «Интернет» в современной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9 8. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики. 1998. №4 9. Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д. Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,1996. 10. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ// Экономист. 1998. №8 11. Третьяков Р., Ефимов В. Комплексная система страхования – стратегический сектор экономики// Общество и экономика. 1999. №2 12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. М.:ИНФРА-М,1998.
Таблица 1 Сфера услуг в постиндустриальной экономике [31] (доля отраслей сферы услуг в макроэкономических показателях развитых зарубежных стран)
[1] см. Панкратьева Н. «Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики»// Вопросы статистики – 1998 - №4
[2] см. Фомичев «Международная торговля» [3] см. Демидова Л. «Сфера услуг в постиндустриальной экономике»// Мировая экономика и международные отношения - 1999 - №2 [4] см. «Мировая торговля услугами в 1998 году»// Бюллетень иностранной коммерческой информации - 1999 - №64 [5] см. Аброскин А. «Сфера услуг и экономическое развитие»// Вопросы статистики - 1998 - №10 [6] см. Алдакушина Е.С. «Современная международная торговля услугами»// Внешняя торговля - 1999 - №3 [7] см. Внешняя торговля – 1999 -№3 [8] см. МЭМО – 1999 - №2 [9] см. Внешняя торговля - 1999 - №3 [10] см. МЭМО – 1999 - №2 [11] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1996. [12] см. Онищенко И. «Интернет в современной экономике»// МЭМО – 1997 – №9 [13] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [14] см. Медведева Т. «Развитие отечественного рынка страховых услуг»// Экономист – 1999 - №11 [15] см. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник. М.: ИНФРА-М. 1998. [16] см. МЭМО – 1999 - №2 [17] см. МЭМО - 1999 - №2
[18] см. Вопросы статистики – 1998 -№10 [19] см. Максимова М. «ВТО и интересы России»// Экономист – 1998 - №9 [20] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [21] см. Селезнев А. «Развитие производства нематериальных благ»// Экономист – 1998 - №8 [22] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [23] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. [24] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [25] см. МЭМО – 1999 - №2 [26] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. [27] см. Вопросы статистики – 1998 - №4 [28] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [29] см. Третьяков Р., Ефимов В. «Комплексная система страхования – стратегический сектор экономики»// Общество и экономика – 1999 - №2 [30] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [31] МЭМО - 1999 – №2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|