Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика курсовых работ.




Учебными планами курсовые работы по дисциплине профессиональная этика не предусмотрены. Предлагается перечень тем рефератов и контрольных работ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Мораль и право как социальные регуляторы, их соотношение и взаимосвязь.

2. Взаимосвязь правового и нравственного сознания и специфика ее проявления в деятельности юриста.

3. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

4. Нравственное содержание международно-правовых актов и Конституции Российской Федерации.

5. Общие правовые и нравственные требования к деятельности следователя.

6. Этика производства основных следственных действий (допрос, очная ставка, освидетельствование, обыск, осмотр, следственный эксперимент).

7. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

8. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

9. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению.

10. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

11. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела.

12. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности.

13. Смертная казнь как проблема прикладной этики.

14. Судебный этикет.

15. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юриста в профессиональной и внеслужебной деятельности.

16. Позиция А.Ф. Кони на этические аспекты (совести и чести) в деятельности юриста.

17. Ф.Н. Плевако о роли справедливости в правовой деятельности.

18. Современные СМИ о проблемах профессиональной этики юриста.

19. Фольклор и афористика о взаимосвязи морали и права, о сущности профессиональной этики юриста.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

а) основная литература

 

1. Иванов В. Г. Этика: краткий курс / В. Г. Иванов. – СПб., 2009. – 176 с.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов /А. С. Кобликов. – 3-е изд. – М., 2011. – 176 с.

3. Халиулина В. П. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В. П. Халиулина. – М., 2009. – 161 с.

 

 

б) дополнительная литература

 

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками. Историко-правовой комментарий. – 3-е изд., перераб. – М., 2011.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М., 2011.

3. Федеральный закон «О полиции». – М., 2011.

4. Федеральный закон «О судьях». – М., 2012.

 

вспомогательная литература:

1. Барщевский М. Ю. Адвокатская этика / М. Ю. Барщевский. – М., 2001.

2. Бачинин В. А. Этика. Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. – СПб., 2005.

3. Иванов В. Г. История этики Древнего мира: учеб. пособие / В. Г. Иванов. – СПб., 1997.

4. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Избр. произведения. – М., 1956.

5. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. – М., 1993.

6. Мораль и догма юриста: Сб. научных статей / под общ. ред.: Трунов И. Л. – М., 2008.

7. Равич М. М. Этикет / М. М. Равич. – СПб., 1999.

8. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М., 1989.

9. Смертная казнь: за и против. – М., 1989.

10. Суд присяжных в России. – М., 1991.

11. Энциклопедия этикета / сост. Л. Н. Рукавчук. – СПб., 1996.

12. Этикет / авт.-сост. О. Н. Улищенко. – Харьков, 1999.

13. Яхонтова Е. С. Этика: учеб. пособие / Е. С. Яхонтова. – СПб., 2006.

 

периодическая литература (журналы):

1. Российский юридический журнал.

2. Государство и право.

3. Правоведение.

4. «Закон».

5. Актуальные проблемы российского права.

6. Вестник Российской правовой академии.

7. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения (издательство NOTA BENA).

8. «Журнал российского права».

9. «Российский судья».

10. «Российский следователь».

11. Евразийский юридический журнал.

12. Юридическая мысль.

13. Российская правовая газета «Еженедельник-Юрист».

14. Закон и право.

15. Законность.

16. Законы России: опыт, анализ, практика.

17. Ленинградский юридический журнал.

18. Нотариальный вестник.

19. Всероссийский научный журнал «Вопросы правоведения».

20. Государство и право.

21. Еженедельник «Юридическая газета».

22. Адвокатская практика.

23. «Академический юридический журнал».

24. Источник: yurportal.ugra-gateway.ru/periodicals/25/

 

информационные ресурсы:

1. Аминов И.И. и др. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебник / И.И.Аминов. – Эл. опт. диск (CD-ROM). – М.: Кнорус, 2011.

2. Профессиональная этика: УМК (для бакалавриата). – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. (Информационная система кафедры).

 

В) программное обеспечение

1. Microsoft Word;

2. Электронные таблицы: Microsoft Excel.

3. Power Point

4. Конструктор тестов адаптированной среды тестирования (АСТ).

 

Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Банк документов, подписанных Президентом Российской Федерации. Указы, распоряжения, приказы, послания, законы, кодексы. // http://document.kremlin.ru/;

2. Википедия: «Юридическая этика» http://ru.wikipedia.org/wiki/;

3. Юридические форумы: «Юридическая литература» lawfirm.ru/;

4. Сайт компании «Актион»: Печатные издания для юристов action- press.ru/catalog /;

5. ЭБС «КнигаФонд» - http://www.knigafond.ru;

6. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог, созданный библиотекой СПб ИВЭСЭП);

7. «Консультант Плюс»;

8. «Гарант» – информационно-правовое обеспечение.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование оборудования:
1. Лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.
2. Помещения для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью.
3. Интерактивная доска для лекционных и практических занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие рекомендации

Вводная лекция по курсу профессиональной этики должна быть связана с обоснованием особой важности ее изучения при освоении человекоориентированных профессий, в том числе, юридической.

На вводной лекции также необходимо представить особую структуру модульного изучения курса профессиональной этики:

- общетеоретические вопросы профессиональной этики;

- специальные вопросы профессиональной этики юриста;

- прикладные вопросы профессиональной этики юриста.

Кроме того, важное значение имеет рассмотрение междисциплинарного характера курса профессиональной этики. При этом необходимо выделить самую значимую междисциплинарную связь – между этикой и юриспруденцией.

Общетеоретические вопросы профессиональной этики (модуль1) предполагают не только знакомство с основами этики как науки о морали и нравственности, но и основательный анализ особенностей взаимодействия морали и права в регулировании социальных отношений поведения личности в обществе.

Последующие три лекции связаны с изучением специальных вопросов

профессиональной этики (модуль 2). В лекциях этого модуля важен прежде всего анализ условий возникновения и исторических предпосылок формирования профессиональной этики, а также анализ общечеловеческих (общеисторических) корней возникновения основных видов профессиональной этики (медицинской, юридической, педагогической, этики бизнеса и т.д.). Принципиально важным является также рассмотрение органической связи общеэтических принципов и категорий с содержанием профессиональной этики. Особое внимание необходимо также уделить раскрытию своеобразия иерархии нравственных ценностей в различных видах человекоориентированных профессий.

Завершается изучение 2 модуля анализом основных принципов и правил юридической этики и особенностей развития профессионально-нравственных отношений в правовой сфере.

Изучение специальных вопросов юридической этики связано и с анализом нравственных основ законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

Изучению прикладных вопросов профессиональной этики юристов (модуль 3) посвящено пять лекций, содержание которых должно быть связано с анализом нравственных проблем, возникающих на различных уровнях, этапах и в специфических ситуациях правоприменительной практики. При этом важно показать различие уровней ответственности за результаты юридической деятельности (например, на этапе предварительного следствия, на этапе осуществления правосудия и т.д.).

Логическим завершением изучения 3 модуля и курса в целом является рассмотрение проблем культуры профессиональной деятельности юриста, ее нравственного стержня. Не менее важно раскрыть не только профессиональные особенности этикета в правовой сфере, но и сформулировать основные требования к моральному облику различных представителей юридической профессии, зафиксированных в профессиональных кодексах (судьи, следователя, прокурора, адвоката, нотариуса и т.д.).

Семинарские занятия по курсу профессиональной этики должны быть направлены на подробное рассмотрение наиболее сложных проблем всех трех модулей курса. В модуле 1 на семинары выносятся две проблемы: проблема соотношения морали и права, а также проблема органической связи общеэтических принципов и категорий с содержанием профессиональной этики.

В модуле 2 на семинар вынесена одна проблема: «уровни и формы осмысления сущности, содержания и специфики юридической этики». Ее рассмотрению на семинаре должна предшествовать самостоятельная работа студентов с самыми разнообразными литературными источниками, причем не только с научной и учебной литературой, но и с фольклорной литературой, а также зарубежной и отечественной афористикой.

Рассмотрению прикладных вопросов профессиональной этики юристов в модуле 3 посвящено пять семинаров и практических занятий (по всем пяти темам лекций в этом модуле). Темы семинаров очень разнообразны. Например: «соотношение процессуальных, тактических и нравственных требований к предварительному следствию»; «презумпция невиновности с точки зрения морали и права»; «профессиональные кодексы юристов как показатель высокого уровня развития культуры профессиональной деятельности» и др.

Практические занятия по этому модулю могут проводиться в форме экскурсийв музеи Санкт–Петербурга. При этом их темы могут варьироваться. Например, могут быть проведены экскурсии в музеи:

– Истории Санкт-Петербурга – на выставку «Тюрьма Трубецкого бастиона»; на экспозицию «Музей газодинамическая лаборатория» в Иоанновском равелине; на место казни декабристов на Кронверке и т.д.

– Политической истории России – на выставку «Смертная казнь «за» и «против»»; на экспозиции «Из истории ГУЛАГа в СССР» и т.д.

– музей Ф.М. Достоевского по теме «Публичные казни в России 19 века».

Фонд оценочных средств

Оценка качества освоения дисциплины (модуля) включает текущий контроль успеваемости и промежуточный контроль.

1. Текущий контроль знаний проводится после изучения каждой темы на лекциях и семинарских занятиях. Текущий контроль реализуется:

- проведением письменных контрольных работ на аудиторных занятиях с выдачей обучаемым вопросов (тестовых заданий);

- устным опросом на практических занятиях (семинарах);

- написанием и защитой реферата.

2. Промежуточный контроль знаний, умений, навыков проводится в соответствии с требованиями к компетенциям. При его проведении применяются следующие контрольно-измерительные материалы:

- вопросы для зачета;

- тестовые задания для зачетного испытания;

3. Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины (модуля) осуществляется с использованием рейтинговой оценки работы студента.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины (модуля) приводятся в таблице.

 

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
  Отлично (зачтено) Посещение не менее 85 % лекционных и семинарских занятий, 85% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Активное и инициативное участие в работе семинаров. Студент способен обобщить материал, привести иллюстрирующие примеры, сделать собственные выводы, выразить своё мнение.
  Хорошо (зачтено) Посещение не менее 70 % лекционных и семинарских занятий, 70% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Достаточно активное участие в работе семинаров. Ответ студента правильный, но не полный; не приведены иллюстрирующие примеры, мнение студента недостаточно чётко выражено.
  Удовлетворительно (зачтено) Посещение не менее 60% лекционных и семинарских занятий, 60% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Участие в работе семинаров. Ответ студента правилен в основных моментах, есть ошибки в деталях и/или детали отсутствуют; нет собственного мнения студента.
  Неудовлетворительно (незачет) Посещение менее 50 % лекционных и семинарских занятий, менее 50% положительных результатов индивидуальных (устных и письменных) и групповых учебных заданий в соответствии с программой. Неучастие в семинарских занятиях и неготовность к семинарским занятиям. В ответе студента присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы.

 

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения при текущем контроле

 

1. Что является объектом изучения этики как науки?

2. Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «нравственность»?

3. Чем определяется сущность морали?

4. Что такое моральный выбор?

5. Какова классификация основных категорий этики?

6. Выделите основные функции морали?

7. Почему нельзя свести моральное сознание к набору простых норм нравственности?

8. Каковы главные элементы структуры морали и моральной регуляции?

9. В чем состоит отличие регулятивной функции морали от регулятивной функции права?

10. Как взаимодействуют мораль и право в жизни общества?

11. Что изучает профессиональная этика?

12. Назовите основные виды профессиональной этики. Охарактеризуйте их.

13. В чем состоят особенности профессиональной этики юриста?

14. Перечислите основные принципы юридической этики.

15. На каких правовых и нравственных началах должно базироваться правосудие?

16. Какие нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие отечественного законодательства?

17. В чем состоит нравственное содержание Конституции РФ 1993 года?

18. Как может быть обеспечена справедливость в уголовном судопроизводстве?

19. Какие конституционные принципы конкретизируют Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ и в чем их нравственное значение?

20. Каковы нравственные требования к деятельности следователя?

21. Как соотносятся нравственные нормы и тактические приемы во взаимоотношениях следователя с участвующими в деле лицами?

22. Обоснуйте нравственные основы использования отдельных видов доказательств.

23. Какова этика производства следственных действий?

24. Каковы нравственные требования к деятельности судебной власти?

25. Какова роль судьи, председательствующего по делу в обеспечении нравственно оправдываемого характера разбирательства дела?

26. Какова нравственная миссия суда присяжных в осуществлении правосудия?

27. Охарактеризуйте нравственное содержание приговора и других решений суда.

28. В чем состоит нравственное значение судебных прений?

29. Определите нравственные аспекты обвинительной речи прокурора.

30. Каковы нравственные требования к участию защитника в судебном процессе?

31. Определите нравственные начала в установлении истины при проведении нотариальной деятельности.

32. В чем состоят особенности судебного этикета?

33. Что является важнейшей частью профессионального мастерства и необходимым условием успешного осуществления профессиональных функций юриста?

34. Показателем чего являются профессиональные кодексы юристов?

Вопросы для зачета

1. Понятие этики и ее характеристика.

2. Понятие права: содержание и структура.

3. Функции морали и их характеристика.

4. Сущность и специфика морального сознания.

5. Сущность и специфика нравственных отношений.

6. Содержание и классификация моральных норм.

7. Характеристика моральных принципов.

8. Понятие нравственного идеала.

9. Понятие категорий этики и их характеристика.

10. Соотношение морали и права.

11. Благо: содержание и специфика.

12. Добро и зло как этические категории.

13. Понятие добродетели.

14. Справедливость: сущность и содержание.

15. Долг как этическая категория.

16. Совесть как этическая категория.

17. Моральная ответственность: сущность, содержание, особенности.

18. Содержание и специфика достоинства как этической категории.

19. Честь как этическая категория.

20. Понятие честолюбия.

21. Понятие и виды профессиональное этики.

22. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение.

23. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

24. Нравственные принципы и нормы в материальном праве.

25. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

26. Нравственное содержание «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г. и «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966 г.

27. Нравственное содержание норм Конституции РФ о правосудии и правоохранительной деятельности.

28. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

29. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

30. Нравственное значение оценки доказательства по внутреннему убеждению.

31. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

32. Этика производства следственных действий.

33. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

34. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела.

35. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

36. Нравственное значение судебных прений.

37. Этика обвинительной речи прокурора.

38. Этика речи защитника.

39. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности.

40. Судебный этикет.

41. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора.

42. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.

 

Разработчики:

СПб ИВЭСЭП к.ф.н., доцентЛ.Д. Томалинцева

СПб ИВЭСЭП к.и.н., доцент Н.А. Фролова

 

Рецензенты:

профессор кафедры философииР. А.Зобов

науки и техники философского

факультета СПбГУ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

зав. кафедрой философии Г. А. Мохоров

 

УТВЕРЖДАЮ:

декан гуманитарного факультета М. А. Петрова.

 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...