Теории социального конфликта
Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы — структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, — вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами существующими реально в обществе. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер(р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта»(1956), «Исследования социального конфликта»(1967). По Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. Это: 1. функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга, через конфликт люди проверяют друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации(застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф(р. 1929). В своей книге «Выход из утопии»(1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта — антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В своей книге «Очерки по теории общества»(1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов — это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт — естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.
Игровые концепции в социологии До 30-х годов понятие роли, ролевой игры связывалось лишь с театром. Научная теория ролей включает «ролевую игру» и формирует представление об игре как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть игровой теории заключается в отноршении к игре как культурообразующему фактору. Данная концепция связана с именем нидерландского историка И. Хейзинги(1872—1945), который изложил ее первоначально в трактате «О границах игры и серьезного в культуре», а затем в оригинальном труде «Хомо люденс» т. е. «Человек-играющий». Игра, у Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд и культура в целом. В социальном действии игра обладает смыслом и не сводится только и психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие игры, куда включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах и праздниках рождается культурная жизнь», «игра — культурообразующий фактор социальной жизни» — здесь полемика с экономической трактовкой человека, в которой, по мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности и не учитываются духовная(экзистенциональная) проблематика. В различных видах деятельности(общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, и значимым проявлением культуры является ее функционирование как игра. Игра — это часть серьезной деятельности. Через игру человеческая деятельность приходит к своим истокам. Игровые действия противоположны серьезным, но с помощью игры создается драматическая форма социального действия. Социальная жизнь, у Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, в которых разыгрываются в образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Социальная игра не только формирует культуру, но и способствует адаптации человека к миру. Игра, по Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать по договоренности. Игра упорядочивает действие, она имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает игру как исток культуры и считает, что в дальнейшем развитии игра отступает на задний план, растворяясь в различных сферах общественной жизни.
Социология Дж. Морено В своей психодраматической концепции Дж. Морено(1892—1974) рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир — это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, — это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. И там, и там он видит общее — интерактивную групповую динамику. Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события(не подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы(социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы(в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию — науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы. Задача социономии — это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей. Социономия состоит из трех частей: 1. Социодинамика — наука о структуре и динамике социальных групп. 2. Социатрия — наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы. 3. Социометрия — измеряет взаимоотношение в малой группе. Ее задача — измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|