Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники административного права в РФ




ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО для студентов Института Истории, Государства и прав специальности «юриспруденции дневной и заочной формы обучения

2010-2011 учебного года

1. Понятие и правовое регулирование в административном праве.

2. Понятие, содержание и место государственного управления в общей теории управления. Социальное управление.

3. Исполнительная власть: признаки, функции и соотношение с государственным управлением

4. Предмет и метод административного права.

5. Административное право в системе юридических наук.

 

6. Понятие и особенности административно-правовых норм.

7. Виды административно-правовых норм.

8. Реализация административно-правовых норм.

9. Система источников в административном праве.

10. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

11. Виды административно-правовых отношений.

12. Юридические факты в административном праве.

Понятие и система субъектов административного права.

Административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления.

15. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Обращения граждан.

16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

17. Понятие и правовой статус органа исполнительной власти.

18. Виды органов исполнительной власти в ПМР и РФ.

19. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти.

20. Правовой статус органов местного самоуправления в ПМР и РФ.

21. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды.

22. Понятие и виды государственных служащих.

23. Правовое положение государственных служащих.

24. Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы.

Государственная должность: понятие и основные черты. Реестры должностей государственной службы.

26.Понятие и виды организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

Понятие, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

28. Понятие и виды форм управленческих действий.

29. Понятие, признаки и функции правового акта управления.

30. Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

31. Действие правовых актов управления.

32. Система методов и способов административного воздействия. Убеждение как метод осуществления управленческих действий.

33. Поощрение в системе методов управленческих действий.

Понятие и сущность административно-правового договора.

35. Разрешительная система: понятие и особенности.

Административное принуждение: понятие, сущность и виды.

37.Понятие и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности.

Административное правонарушение: признаки и юридический состав.

Административное наказание: цели, виды и порядок назначения.

Понятие и виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.

 

41. Административное право США.

42. Административное право Великобритании.

43. Административное право Франции.

44. Административное право Японии.

(2 часть)

Административный процесс: сущность и виды. Юридическая характеристика административной юстиции.

Административно-процедурная деятельность.

Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура.

Основные процессуальные правила рассмотрения административных дел в сфере государственного управления.

Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение административного дела.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях.

Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления об административном правонарушении.

Исполнение решений по делу об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание.

Регистрационное производство.

Лицензионное производство.

Исполнительное производство.

60.Понятие и содержание законности и дисциплины в системе исполнительной власти.

61.Понятие и система способов обеспечения законности. Понятие, содержание и виды контроля.

Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора.

63.Административный надзор: понятие, содержание, виды.

Контроль органов исполнительной власти.

Контрольные полномочия Президента РФ.

Контроль органов законодательной власти.

Судебный контроль.

Административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки.

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

70. Понятие, цели и правовые основы организации управления.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, ОТРАСЛЕВЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НАЧАЛА В УПРАВЛЕНИИ

72. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИЙ, МЕТОДОВ И ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ.

74. Полномочия органов управления экономикой.

75. Система и компетенция органов государственного управления бюджетной системой.

76. Организация кредитного дела.

77. Особенности государственного управления промышленностью.

78. Компетенция Министерства природных ресурсов и экологического контроля ПМР.

79. Государственный экологический контроль: понятие, задачи, полномочия должностных лиц, осуществляющих ГЭК.

80. Основы государственного управления в области образования, науки, культуры.

81. Контрольная деятельность Министерства просвещения.

82. Административно-правовой статус учреждений науки и культуры.

Организация государственного управления связью и информацией.

84. Компетенция Министерства здравоохранения и социальной защиты

85. Правовой статус учреждений здравоохранения. Система и полномочия органов здравоохранения ПМР

86.Система и полномочия органов управления обороной. Порядок прохождения военной службы.

87.Основные направления деятельности и полномочия органов государственной безопасности.

88.Компетенция Министерства внутренних дел. Управление внутренними войсками МВД ПМР.

89. Паспортная система ПМР. Паспортный режим в ПМР.

90. Полномочия Министерства иностранных дел.

91. Система и полномочия органов юстиции ПМР.

Источники административного права в РФ

 

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государствен­ных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нор­мативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п.

К числу источников административного права относятся:

1. Конституция РФ Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направлен­ность. Это, например, конституционные нормы, определяющие ос­новы формирования и деятельности органов исполнительной влас­ти, разграничение предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами и органами субъектов Феде­рации, закрепляющие основные права и свободы граж­дан в сфере государственного управления и т. д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержа­ния Федеративного договора.

2. Административно-правовые нормы содержатся также в за­конодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют фе­деральные конституционные и федеральные законы, например, Фе­деральный конституционный закон "О Пра­вительстве Российской Федерации"; федеральные законы "Об общественных объединениях"1, "Об основах государственной службы Российской Федерации"2; "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О принципах и порядке разгра­ничения предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

3. Источником административного права являются норматив­ные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего).

4. К числу источников административного права относятся так­же нормативные постановления Правительства Российской Фе­дерации. Примером нормативных актов Правительства могут служить: постановление "О ведении государ­ственного учета лесного фонда". Правительство утверждает также положе­ния о федеральных органах исполнительной власти, различного рода правила.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источ­ников административного права служат нормативные акты мини­стерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, фе­деральных служб и др.

6. На республиканском уровне роль источников административ­ного права выполняют Конституции республик, их законы, прези­дентские (там, где таковые избраны) и правительственные норма­тивные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автоном­ных областях и округах источниками административного права слу­жат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные норматив­ные правовые акты.

8. Источниками административного права являются также нор­мативные акты органов местного самоуправления в случае наделения органов законом необходимыми правообразующими пол­номочиями.

9. Административно-правовые нормы могут найти свое выра­жение в межгосударственных соглашениях, которые в таких слу­чаях следует рассматривать в качестве источников административ­ного права.

10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руко­водителей государственных предприятий, учреждений, иных орга­низаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его системати­зации и кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федера­ции. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

В современных же условиях административное право отлича­ется исключительной мобильностью (постоянные изменения, преоб­разования, модификации). После распада СССР Россия фактичес­ки стала создавать новую систему административного права, мно­гие аспекты которой оказались, однако, концептуально не продуман­ными. Естественно, что это существенно тормозит ее реальное со­вершенствование.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт дей­ствующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это — лишь частичная кодификация. Однако полная, всеобъем­лющая кодификация административно-правовых норм вряд ли воз­можна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается за­дача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с института­ми, закрепленными в российской Конституции. Разумеется, что при этом требуется существенное обновление соответствующего адми­нистративно-правового нормативного материала, а также устра­нение довольно частых пробелов в административно-правовом ре­гулировании управленческих отношений, инкорпорация админис­тративного права (объединение и расположение в систематизиро­ванном порядке норм по его важнейшим институтам) и т. п.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...