Источники административного права в РФ
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО для студентов Института Истории, Государства и прав специальности «юриспруденции дневной и заочной формы обучения 2010-2011 учебного года 1. Понятие и правовое регулирование в административном праве. 2. Понятие, содержание и место государственного управления в общей теории управления. Социальное управление. 3. Исполнительная власть: признаки, функции и соотношение с государственным управлением 4. Предмет и метод административного права. 5. Административное право в системе юридических наук.
6. Понятие и особенности административно-правовых норм. 7. Виды административно-правовых норм. 8. Реализация административно-правовых норм. 9. Система источников в административном праве. 10. Понятие и основные черты административно-правовых отношений. 11. Виды административно-правовых отношений. 12. Юридические факты в административном праве. Понятие и система субъектов административного права. Административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления. 15. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Обращения граждан. 16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 17. Понятие и правовой статус органа исполнительной власти. 18. Виды органов исполнительной власти в ПМР и РФ. 19. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти. 20. Правовой статус органов местного самоуправления в ПМР и РФ. 21. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды. 22. Понятие и виды государственных служащих.
23. Правовое положение государственных служащих. 24. Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы. Государственная должность: понятие и основные черты. Реестры должностей государственной службы. 26.Понятие и виды организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений. Понятие, виды и административно-правовой статус общественных объединений. 28. Понятие и виды форм управленческих действий. 29. Понятие, признаки и функции правового акта управления. 30. Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. 31. Действие правовых актов управления. 32. Система методов и способов административного воздействия. Убеждение как метод осуществления управленческих действий. 33. Поощрение в системе методов управленческих действий. Понятие и сущность административно-правового договора. 35. Разрешительная система: понятие и особенности. Административное принуждение: понятие, сущность и виды. 37.Понятие и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности. Административное правонарушение: признаки и юридический состав. Административное наказание: цели, виды и порядок назначения. Понятие и виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
41. Административное право США. 42. Административное право Великобритании. 43. Административное право Франции. 44. Административное право Японии. (2 часть) Административный процесс: сущность и виды. Юридическая характеристика административной юстиции. Административно-процедурная деятельность. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура. Основные процессуальные правила рассмотрения административных дел в сфере государственного управления.
Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение административного дела. Рассмотрение дела об административных правонарушениях. Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления об административном правонарушении. Исполнение решений по делу об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание. Регистрационное производство. Лицензионное производство. Исполнительное производство. 60.Понятие и содержание законности и дисциплины в системе исполнительной власти. 61.Понятие и система способов обеспечения законности. Понятие, содержание и виды контроля. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора. 63.Административный надзор: понятие, содержание, виды. Контроль органов исполнительной власти. Контрольные полномочия Президента РФ. Контроль органов законодательной власти. Судебный контроль. Административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 70. Понятие, цели и правовые основы организации управления. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, ОТРАСЛЕВЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НАЧАЛА В УПРАВЛЕНИИ 72. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИЙ, МЕТОДОВ И ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ. 74. Полномочия органов управления экономикой. 75. Система и компетенция органов государственного управления бюджетной системой. 76. Организация кредитного дела. 77. Особенности государственного управления промышленностью. 78. Компетенция Министерства природных ресурсов и экологического контроля ПМР. 79. Государственный экологический контроль: понятие, задачи, полномочия должностных лиц, осуществляющих ГЭК. 80. Основы государственного управления в области образования, науки, культуры. 81. Контрольная деятельность Министерства просвещения.
82. Административно-правовой статус учреждений науки и культуры. Организация государственного управления связью и информацией. 84. Компетенция Министерства здравоохранения и социальной защиты 85. Правовой статус учреждений здравоохранения. Система и полномочия органов здравоохранения ПМР 86.Система и полномочия органов управления обороной. Порядок прохождения военной службы. 87.Основные направления деятельности и полномочия органов государственной безопасности. 88.Компетенция Министерства внутренних дел. Управление внутренними войсками МВД ПМР. 89. Паспортная система ПМР. Паспортный режим в ПМР. 90. Полномочия Министерства иностранных дел. 91. Система и полномочия органов юстиции ПМР. Источники административного права в РФ
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п. К числу источников административного права относятся: 1. Конституция РФ Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления и т. д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора. 2. Административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы, например, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"; федеральные законы "Об общественных объединениях"1, "Об основах государственной службы Российской Федерации"2; "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Источником административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего). 4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации. Примером нормативных актов Правительства могут служить: постановление "О ведении государственного учета лесного фонда". Правительство утверждает также положения о федеральных органах исполнительной власти, различного рода правила. 5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и др. 6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств. 7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты. 8. Источниками административного права являются также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения органов законом необходимыми правообразующими полномочиями. 9. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права. 10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью. В современных же условиях административное право отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации). После распада СССР Россия фактически стала создавать новую систему административного права, многие аспекты которой оказались, однако, концептуально не продуманными. Естественно, что это существенно тормозит ее реальное совершенствование. По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это — лишь частичная кодификация. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с институтами, закрепленными в российской Конституции. Разумеется, что при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|