Виды ПАУ. Требования, предъявляемые к ПАУ.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 В зависимости от юридических свойств ПАУ подразделяются на: 1. «Нормативно-правовые акты – ПА, содержащий нормы права (т.е. рассчитанный на многократное применение правила поведения, устанавливающий, изменяющие или прекращающие права, обязанности) 2. Индивидуальные ПАУ – правовой акты, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу». Индивидуальные ПАУ устанавливают, изменяют и прекращают права и обязанности конкретных лиц. 3. Смешанные ПАУ – акты, содержащие нормативные предписания и индивидуальные распоряжение. (Распоряжение Президента «О некоторых мерах в связи с ликвидацией предприятия»). В зависимости от области или сферы применения: ПАУ, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного права. Традиционно ГУ подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической. В зависимости от действия в пространстве: 1. ПАУ, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории, 2. ПАУ локального характера. В зависимости от даты начала действия выделяют ПАУ, которые вступают в силу: 1. немедленно, т.е. с момента подписания, 2. с даты, указанной в самом акте, 3. в срок, установленный в другом ПАУ, 4. с момента гос. регистрации и опубликования. В зависимости от действия во времени: 1. бессрочные – срок действия акта точно не установлен, 2. срочные – акты, в которых установлен срок действия, 3. временные – акты, действующие в течение неопределенного, но непродолжительного времени. В зависимости от формы выражения: 1. словесные (письменные и устные) ПАУ,
2. конклюдентные ПАУ – акты, в которых волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жеста, знаках (дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения). В зависимости от уровня органа, принимающего ПАУ: 1. акты, издаваемые Президентом ПМР (РФ), 2. Акты Правительства РФ, 3. Акты республиканских исполнительных органов гос. власти, 4. Акты главы гос. администрации. В зависимости от способа принятия: 1. коллегиальные ПАУ, 2. единоначальные. Выделяют также: 1. правомерные (законные) ПАУ, 2. оспоримые ПАУ – акты спорного характера или неправомерные, недействительность которых может быть установлена только по решению компетентного органа ГУ или суда. 3. ничтожные – акты, которые недействительны с момента издания или принятия, т.е. те ПАУ, которые нарушают правовые нормы. Изданы с нарушением требований законодательства. Требования, предъявляемые к ПАУ. Основными законодательными актами ПМР, устанавливающими требования к порядку разработки, издания и опубликования ПАУ, являются: 1. Закон ПМР от 7 мая 2002 года «Об актах законодательства ПМР», 2. Положение «О порядке подготовки правовых актов и об общих принципах взаимодействия исполнительных органов гос. власти с Верховным Советом ПМР», утвержденным Указом Президента ПМР от 12 июня 2001 года. К ПАУ предъявляются следующие требования: 1. ПАУ должен быть издан полномочным органом в пределах его компетенции. Так, «ведомственные ПА издаются на основе и во исполнение Конституции ПМР, конституционных законов ПМР, указов и распоряжений Президента ПМР, а также по инициативе уполномоченных гос. органов в пределах их компетенции. Структурные и территориальные подразделения гос. органов не вправе издавать ведомственные ПА». 2. ПА должен издаваться в определенном порядке. Так, «к нормативно-правовым актам относятся: указы Президента ПМР, постановления Верховного Совета ПМР, приказы, инструкции министерств и ведомств ПМР, договоры нормативного характера. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
«Проект ПА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством ПМР. Согласование оформляется визами, которая включает в себя наименование должности руководителя ведомства и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Подготовка проекта ПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Срок подготовки и издания ведомственного ПА во исполнение законов, указов и распоряжений Президента ПМР не должен превышать одного месяца» 3. ПАУ издается по установленной форме и подписывается соответствующим должностным лицом. Форма акта должна соответствовать принятым требованиям. ПА должен содержать следующие элементы преамбулу, части, разделы, главы, статьи или пункты. Статьи могут в свою очередь объединяться в главы. Главы в разделы. Разделы в части.» «Подписанный ПА должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт» 4. Ведомственные ПА подлежат гос. регистрации в случаях: «1. если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, 2. устанавливающие правовой статус организаций, определяющие вопросы их ведения, 3. имеющие межведомственный характер, в том числе и акты, содержащие сведения, составляющие гос. тайну. Гос. регистрация ПА включает в себя: А) юридическую экспертизу ПА, Б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта, В) присвоение регистрационного номера, Г) занесение в Гос. реестр ведомственных ПА». 5. Законодательством предусмотрен определенный порядок опубликования нормативно-правовых актов. Так, согласно ст.ст. 28,29 Закона ПМР «Об актах законодательства ПМР» все законы ПМР и иные НПА ПМР должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием считается публикация их полного текста в газете «Приднестровье», а также в «САЗ ПМР». Если НПА содержит сведения, составляющие гос. тайну, то официальному опубликованию подлежит только его наименование, реквизиты».
Согласно ст.31 данного Закона закон ПМР вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, если в нем не установлен иной порядок и сроки вступления в силу. Законы, которыми предусмотрено ужесточение ответственности, вступают в силу не ранее чем по истечении 14 дней после их официального опубликования. Иные НПА вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок.
Действие ПАУ. «Действие ПАУ заключается в его практическом применении. Действие ПАУ возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой ПАУ понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках государственного управления. В ГУ существует принцип презумпции законности, правильности и обоснованности ПАУ, т.е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований, обязателен для всех лиц, кому он адресован. ПАУ начинают действовать с момента их издания или опубликования в установленном порядке. Согласно пункту 4 статьи 63 Конституции ПМР «неопубликованные законы не применяются». ПАУ действуют до момента их официальной отмены, т.е. они утрачивают свою силу с истечением срока их действия». Ученые выделяют следующие элементы введения в действия ПАУ: 1. Наличие установленной процедуры издания или принятия ПАУ. 2. Подготовка проекта правового акта. 3. Определение структуры проекта ПАУ. 4. Согласование ПАУ. 5. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу раннее изданных актов. 6. Издание ПАУ. 7. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, кому он адресован. 8. Направление принятого правового акта в Минюст ПМР для гос. регистрации. 9. Официальное опубликование. Способы обеспечения законности ПАУ:
1. отмена акта управления. 2. приостановление их действия или их исполнение. I. Законодательство определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в установленном порядке. Отмена ПАУ может быть осуществлена как органами, принявшими акт, так и органами, имеющими право отмены акта управления. Органы исполнительной власти вправе отменять акты управления нижестоящих органов исполнительной власти. Конституционный суд ПМР (РФ) рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (Президента, граждан) и дела о соответствии Конституции ПМР правовых актов Президента, министерств и ведомств. Постановлениями Конституционного Суда акты управления или отдельные его положения могут быть признаны неконституционными, в этом случае они утрачивают юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды обладают правом отмены ПАУ. Основаниям для отмены ПАУ являются: 1. незаконность акта управления, 2. практическая нецелесообразность, 3. необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных изменений, 4. истечение срока действия ПАУ. II. Приостановление акта управления – это официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения. ПАУ приостанавливает свое действие в случаях, когда: 1. Президент приостанавливает действие актов органов испол. власти в случае их противоречия Конституции, законам. 2. суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа гос. власти, органа МС до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина. 3. прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об админ. правонарушении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|