Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды ПАУ. Требования, предъявляемые к ПАУ.




В зависимости от юридических свойств ПАУ подразделяются на:

1. «Нормативно-правовые акты – ПА, содержащий нормы права (т.е. рассчитанный на многократное применение правила поведения, устанавливающий, изменяющие или прекращающие права, обязанности)

2. Индивидуальные ПАУ – правовой акты, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу».

Индивидуальные ПАУ устанавливают, изменяют и прекращают права и обязанности конкретных лиц.

3. Смешанные ПАУ – акты, содержащие нормативные предписания и индивидуальные распоряжение. (Распоряжение Президента «О некоторых мерах в связи с ликвидацией предприятия»).

В зависимости от области или сферы применения:

ПАУ, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного права. Традиционно ГУ подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической.

В зависимости от действия в пространстве:

1. ПАУ, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории,

2. ПАУ локального характера.

В зависимости от даты начала действия выделяют ПАУ, которые вступают в силу:

1. немедленно, т.е. с момента подписания,

2. с даты, указанной в самом акте,

3. в срок, установленный в другом ПАУ,

4. с момента гос. регистрации и опубликования.

В зависимости от действия во времени:

1. бессрочные – срок действия акта точно не установлен,

2. срочные – акты, в которых установлен срок действия,

3. временные – акты, действующие в течение неопределенного, но непродолжительного времени.

В зависимости от формы выражения:

1. словесные (письменные и устные) ПАУ,

2. конклюдентные ПАУ – акты, в которых волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жеста, знаках (дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения).

В зависимости от уровня органа, принимающего ПАУ:

1. акты, издаваемые Президентом ПМР (РФ),

2. Акты Правительства РФ,

3. Акты республиканских исполнительных органов гос. власти,

4. Акты главы гос. администрации.

В зависимости от способа принятия:

1. коллегиальные ПАУ,

2. единоначальные.

Выделяют также:

1. правомерные (законные) ПАУ,

2. оспоримые ПАУ – акты спорного характера или неправомерные, недействительность которых может быть установлена только по решению компетентного органа ГУ или суда.

3. ничтожные – акты, которые недействительны с момента издания или принятия, т.е. те ПАУ, которые нарушают правовые нормы. Изданы с нарушением требований законодательства.

Требования, предъявляемые к ПАУ.

Основными законодательными актами ПМР, устанавливающими требования к порядку разработки, издания и опубликования ПАУ, являются:

1. Закон ПМР от 7 мая 2002 года «Об актах законодательства ПМР»,

2. Положение «О порядке подготовки правовых актов и об общих принципах взаимодействия исполнительных органов гос. власти с Верховным Советом ПМР», утвержденным Указом Президента ПМР от 12 июня 2001 года.

К ПАУ предъявляются следующие требования:

1. ПАУ должен быть издан полномочным органом в пределах его компетенции.

Так, «ведомственные ПА издаются на основе и во исполнение Конституции ПМР, конституционных законов ПМР, указов и распоряжений Президента ПМР, а также по инициативе уполномоченных гос. органов в пределах их компетенции. Структурные и территориальные подразделения гос. органов не вправе издавать ведомственные ПА».

2. ПА должен издаваться в определенном порядке.

Так, «к нормативно-правовым актам относятся: указы Президента ПМР, постановления Верховного Совета ПМР, приказы, инструкции министерств и ведомств ПМР, договоры нормативного характера. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

«Проект ПА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством ПМР. Согласование оформляется визами, которая включает в себя наименование должности руководителя ведомства и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Подготовка проекта ПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Срок подготовки и издания ведомственного ПА во исполнение законов, указов и распоряжений Президента ПМР не должен превышать одного месяца»

3. ПАУ издается по установленной форме и подписывается соответствующим должностным лицом. Форма акта должна соответствовать принятым требованиям.

ПА должен содержать следующие элементы преамбулу, части, разделы, главы, статьи или пункты.

Статьи могут в свою очередь объединяться в главы. Главы в разделы. Разделы в части.»

«Подписанный ПА должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт»

4. Ведомственные ПА подлежат гос. регистрации в случаях:

«1. если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина,

2. устанавливающие правовой статус организаций, определяющие вопросы их ведения,

3. имеющие межведомственный характер, в том числе и акты, содержащие сведения, составляющие гос. тайну.

Гос. регистрация ПА включает в себя:

А) юридическую экспертизу ПА,

Б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта,

В) присвоение регистрационного номера,

Г) занесение в Гос. реестр ведомственных ПА».

5. Законодательством предусмотрен определенный порядок опубликования нормативно-правовых актов.

Так, согласно ст.ст. 28,29 Закона ПМР «Об актах законодательства ПМР» все законы ПМР и иные НПА ПМР должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием считается публикация их полного текста в газете «Приднестровье», а также в «САЗ ПМР». Если НПА содержит сведения, составляющие гос. тайну, то официальному опубликованию подлежит только его наименование, реквизиты».

Согласно ст.31 данного Закона закон ПМР вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, если в нем не установлен иной порядок и сроки вступления в силу. Законы, которыми предусмотрено ужесточение ответственности, вступают в силу не ранее чем по истечении 14 дней после их официального опубликования.

Иные НПА вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок.

 

Действие ПАУ.

«Действие ПАУ заключается в его практическом применении. Действие ПАУ возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой ПАУ понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках государственного управления.

В ГУ существует принцип презумпции законности, правильности и обоснованности ПАУ, т.е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований, обязателен для всех лиц, кому он адресован.

ПАУ начинают действовать с момента их издания или опубликования в установленном порядке. Согласно пункту 4 статьи 63 Конституции ПМР «неопубликованные законы не применяются». ПАУ действуют до момента их официальной отмены, т.е. они утрачивают свою силу с истечением срока их действия».

Ученые выделяют следующие элементы введения в действия ПАУ:

1. Наличие установленной процедуры издания или принятия ПАУ.

2. Подготовка проекта правового акта.

3. Определение структуры проекта ПАУ.

4. Согласование ПАУ.

5. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу раннее изданных актов.

6. Издание ПАУ.

7. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, кому он адресован.

8. Направление принятого правового акта в Минюст ПМР для гос. регистрации.

9. Официальное опубликование.

Способы обеспечения законности ПАУ:

1. отмена акта управления.

2. приостановление их действия или их исполнение.

I. Законодательство определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в установленном порядке. Отмена ПАУ может быть осуществлена как органами, принявшими акт, так и органами, имеющими право отмены акта управления.

Органы исполнительной власти вправе отменять акты управления нижестоящих органов исполнительной власти.

Конституционный суд ПМР (РФ) рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (Президента, граждан) и дела о соответствии Конституции ПМР правовых актов Президента, министерств и ведомств. Постановлениями Конституционного Суда акты управления или отдельные его положения могут быть признаны неконституционными, в этом случае они утрачивают юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды обладают правом отмены ПАУ.

Основаниям для отмены ПАУ являются:

1. незаконность акта управления,

2. практическая нецелесообразность,

3. необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных изменений,

4. истечение срока действия ПАУ.

II. Приостановление акта управления – это официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения.

ПАУ приостанавливает свое действие в случаях, когда:

1. Президент приостанавливает действие актов органов испол. власти в случае их противоречия Конституции, законам.

2. суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа гос. власти, органа МС до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина.

3. прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об админ. правонарушении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...