Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По курсу «история западной философии»

Темы семинарских занятий

 

 

для студентов специальностей и направлений
«Теология» и «Религиоведение»

 

 

Москва

ПСТГУ

 


 

Подготовил доц. В.П.Лега

 

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета 4 сентября 2005 г.

 

Первый семестр

Занятие 1

Что такое философия? Предмет и метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии.

Контрольные вопросы к занятию

1. Что отличает философию от науки и что объединяет их?

2. В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

3. В чем преимущество изучения философии посредством изучения истории философии?

4. Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Основная

Григорий Богослов, свт. Слова о богословии (1-е и 2-е) // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Сергив Посад, 1994, стр. 385-413 1. [0]

Дополнительная

Ахутин А.В. Дело философии// Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сборник философских работ. М., 1997. С.16-71.

Гурина М. Философия. М., 1998, с. 11-138.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988, №2. С.40-53.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1992, №12. С.14-21.

Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии /// Вестник ПСТГУ. №7. М., 2006.

Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.57-71.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, №6. С.52-62.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, №8. С.118-125.

Ясперс К. Введение в философию. М., 2000.

Занятие 2

Возникновение философии. Древнегреческие религиозные мировоззрения: религии Зевса, Аполлона, Деметры, Диониса. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей).

Контрольные вопросы к занятию

1. Религиозные воззрения древних греков.

2. Какие философские положения содержатся в поэмах Гомера? Какой религии они соответствуют?

3. Какой философский смысл содержится в учении Гесиода о происхождении богов?

4. Философские идеи в учении орфиков.

Литература

Основная

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 33-66.

Дополнительная

Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М.,1982.

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000.

Драч Г.В., Чермантеева Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии// Зарубежное философское антиковедение: критический анализ. М., 1990. С.15-29.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

Guthrie W.K.C. In the Beginning. Some Greek views on the origins of life and the early state of man. London, 1957.

Guthrie W.K.C. The Greeks and their Gods. London, 1950.

Занятие 3

Первые европейские философы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Поиски первоначала. Зарождение идеи субстанции. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни. Учение о числе как основе мира. Космология. Учение о метемпсихозе (переселении душ).

Контрольные вопросы к занятию

1. Почему Фалеса считают первым греческим философом?

2. В чем преемственность поиска ответов на вопрос о первоначале у философов милетской школы?

3. Можно ли определить связь философских положений первых греческих мыслителей с их религиозными верованиями?

4. Как связаны друг с другом разные части учения Пифагора: математика, философия, религия?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 61-68, 93-94, 307-320.

Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 416-426.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 100-135, 138-149, 465-505.

Дополнительная

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М., 1990.

Burnet J. Early Greek Philosophy. London, 1930.

Занятие 4

Гераклит. Учение о всеобщем изменении. Огонь как первоначало мира. Учение о противоположностях. Логос. Учение о человеке.

Ксенофан и его критика многобожия. Учение о едином и едиственном Боге.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как связано учение Гераклита о всеобщем изменении с его учением о первоначале?

2. В чем особенности гераклитовского учения о логосе?

3. Каково отношение Ксенофана к языческому многобожию?

4. Каковы аргументы Ксенофана в защиту монотеизма?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 333-338.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 156-257.

Дополнительная

Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982.

Занятие 5

Элейская школа. Применение доказательства в философии. Парменид: учение о едином Боге и едином бытии, путь знания и путь мнения. Отношение бытия и мышления. Апории (парадоксы) Зенона.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем особенности и значение элейской школы?

2. Почему Парменида можно назвать основателем философии?

3. Охарактеризуйте основные принципы философской системы Парменида.

4. Что такое рационализм? В чем особенности рационализма Парменида?

5. Каков метод аргументирования Зенона? В чем суть его доказательств от противного?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 339-342.

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 295-297.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 274-315.

Дополнительная

Бобров Е.А. Философия Парменида. Казань. 1903.

Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 27-50.

Комалова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988.

Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии. 1997, №3.

Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 149-156.

Цехмистро И.З. Апории Зенона глазами XX века // Вопросы философии. 1966. № 3. С. 121-129.

Lee H.D.P. The Fragments of Zeno of Elea. Cambridge, 1936.

Raven J.E. Pythagoreans and Eleatics. Cambridge, 1948.

Занятие 6

Античная натурфилософия. Эмпедокл: поиски движущей причины мира; Любовь и Вражда. Анаксагор: учение о гомеомериях; Ум как движущая сила мира.

Материализм и атомизм Левкиппа и Демокрита. Атом как бытие. Проблема движения атомов. Субъективизм в теории познания. Субъективность вторичных качеств. Учение о причинности; фатализм. Учение о душе, доказательство смертности души. Эвдемонистический и гномический характер этики Демокрита.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Эмпедокл и Анаксагор пытались решить проблемы, поставленные Парменидом?

2. Каков религиозный смысл учения Эмпедокла о Любви и Вражде и Анаксагора об Уме?

3. Что такое бытие с точки зрения Демокрита?

4. Как Демокрит доказывает существование атомов?

5. Как Демокрит относится к рационализму?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 94-97, 320-327, 342-348.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 330-414, 505-535.

Дополнительная

Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979.

Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград, 1970.

Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

Якубанис Г. Эмпедокл - философ, врач и чародей. Киев, 1994.

Занятие 7

Греческое Просвещение. Софисты (Протагор, Горгий и др.). Релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей». Отрицательное и положительное в философии софистов.

Контрольные вопросы к занятию

1. Какие социальные изменения происходят в Греции в V веке?

2. В чем особенность сенсуализма софистов?

3. Что означает фраза «Человек есть мера всех вещей»?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 348-350.

Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41.

Дополнительная

Богдашевский Д.И. Греческие софисты // Труды Киевской духовной Академии. 1897. 8. С. 455-493.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Чернышев B.C. Софисты. М., 1929.

Занятие 8

Сократ. Борьба Сократа с софистами. «Апология Сократа» Платона. Введение новой проблематики - проблемы человека - в философию. Установка на самопознание. Майевтический метод Сократа. Ирония Сократа, учение о полном незнании. Рационализм Сократа и его этика. Роль Сократа в истории философии.

Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы причины антагонизма Сократа и софистов?

2. Какой философский смысл фраз «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю»?

3. В чем суть сократовского переворота в философии?

4. Опишите особенности майевтического метода Сократа.

5. В чем вклад Сократа в мировую философию?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 98-107.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1996.

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990, т. 1, стр. 70-96.

Дополнительная

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Rogers A.K. The Socratic Problem. New York, 1933.

Taylor A.E. Socrates. London, 1932.

Занятие 9

Сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

Платон. Жизнь и произведения. Критика сенсуализма и материализма в диалоге «Теэтет». Учение об идеях. Идея как сущность вещи, причина и истинное ее бытие.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем причины возникновения сократических школ?

2. В чем суть критики Платоном сенсуализма?

3. Как Платон доказывает существование мира идей?

4. Можно ли согласиться с Э.Гуссерлем, назвавшим Платона первым научным философом?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 112-129, 220-239, 137-166.

Платон. Теэтет 142a-187b // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 192-245.

Платон. Государство 514a-517d // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 295-298.

Дополнительная

Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

Скворцов Н. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога «Фуэтет» // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 463-532.

Burnet J. Platonism. Berkeley, Cal., 1928.

Dies A. Autour de Platon. 2 vols. Paris, 1927.

The Cambridge Companion to Plato / Kraut, Richard, ed. Cambridge, 1992.

Занятие 10

Мир идей и верховная идея Блага. Диалектика идей. Знание как припоминание. Виды знания; рассудок, разум, вера. Поиски ответа на вопрос о причине зла в диалоге «Парменид».

Контрольные вопросы к занятию

1. Каково отношение Платона к учению Парменида о бытии?

2. Каковы особенности рационализма Платона?

3. Как Платон объясняет существование заблуждений?

4. Как Платон объясняет существование зла? Почему не может быть идеи зла?

Литература

Основная

Платон. Федр 244 a - 257c // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 152-166.

Платон. Парменид 126a - 137e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 346-360.

Платон. Менон 81a - 86b // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 588-596.

Платон. Государство 504e-513e // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 286-294.

Дополнительная

Богдашевский Д. Учение Платона о знании // Труды Киевской Духовной Академии, 1897, т. 3.

Lutoslawski W. Origin and Growth of Plato’s Logic. London, 1905.

Plato 1: Metaphysics and Epistemology / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Plato 2: Ethics, Politics, Religion, and the Soul / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Занятие 11

Учение Платона о бессмертии души («Федон»). Доказательства бессмертия души. Яростное, вожделеющее и разумное начала в душе. Учение о человеке; отношение Платона к телу. Теология Платона, учение о сотворении мира («Тимей»).

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Платон доказывает бессмертие души?

2. В чем отличие платоновского учения о сотворении мира от христианского.

3. В чем отличие платоновского учения о материи от демокритовского?

Литература

Основная

Платон. Федон 57a - 118a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 7-80.

Платон. Тимей 24e - 25d, 27e - 57e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 429-461.

Платон. Государство 439a - 443e, 608е - 612а, 614b - 621d // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 212-219, 406-410, 413-420.

Платон. Федр 245c - 246a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 154-155.

Дополнительная

Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога «Федон» с переводом текста разговора и объяснительными к переводу примечаниями // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Solmsen F. Plato’s Theology. Ithaca, N.Y., 1942.

Занятие 12

Учение Платона о государстве. Платоновское понимание справедливости как соответствия каждого своему назначению («Государство»). Этика и эстетика Платона. Роль Платона в истории философии. Платонизм и христианство.

Контрольные вопросы к занятию

1. Какова связь учение Платона об идеях с его учением о государстве?

2. Как вы думаете, почему стражи могут стать философами, а ремесленники - нет?

3. Как можно оценить историческую роль учения Платона о государстве?

4. Дайте оценку платонизма с точки зрения христианского богословия.

Литература

Основная

Августин, блаж. О граде Божием VIII, 4-9. М., 1994. Т. 2. С. 7-19.

Платон. Государство 369b - 613e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 130-412.

Дополнительная

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

Соколов П. Как отцы Церкви первых пяти веков думали о философии вообще и особенно о философии Платона // Опыты упражнений воспитанников КДА. Киев, 1832. Т. 1. С. 303-381.

Irwin T. Plato’s Moral Theory: The Early and Middle Dialogues. Oxford, 1977.

Irwin T. Plato’s Ethics. Oxford, 1995

Lodge R.C. Plato’s Theory of Ethics. London, 1928.

Занятие 13

Аристотель, его жизнь и трактаты. Виды знания, превосходство первой философии. Основной закон бытия. Учение о четырех причинах. Критика платоновской теории идей. Учение о сущности, о форме и материи. Энтелехия. Возможность и действительность. Теология Аристотеля. Бог как неподвижный двигатель и мыслящий себя ум.

Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы исходные принципы философии Аристотеля?

2. Почему Аристотель не согласен с учением Платона об идеях?

3. В чем отличие аристотелевской формы от платоновской идеи?

4. В чем особенности аристотелевской теологии?

Литература

Основная

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. I, гл. 1-10; кн. IV, гл. 1-8; кн. V, гл. 2, 8, 10, 12; кн. VI, гл. 1-4; кн. VII, гл. 1-6, 13-17; кн. XI, гл. 3-6; кн. XII, гл. 1, 6-10; кн. XIII, гл. 4-5.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 188-198.

Дополнительная

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.

Allan D.J. The Philosophy of Aristotle. London, 1952.

Barnes J. Aristotle: a very short introduction. Oxford; New York, 2000.

Irwin T. Aristotle’s First Principles. Oxford, 1988.

Jaeger W. Aristotle. Oxford, 1948.

Robin L. Aristote. Paris, 1944.

Занятие 14

Физика и космология, телеология Аристотеля. Проблема движения, опровержение апорий Зенона. Логика и силлогистика. Категории. Теория познания.

Контрольные вопросы к занятию

1. Чем отличается предмет философии от предмета физики?

2. Назовите основные особенности физики Аристотеля.

3. Как Аристотель решает апории Зенона?

4. Аристотель - рационалист или сенсуалист?

Литература

Основная

Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. Кн.I, гл.1, кн. II, гл.1, 2, кн III, гл.1, кн. IV, гл. 8-14, кн. VI, гл. 9, кн. VII, гл. 1, кн. VIII, гл. 6, 10.

Аристотель. Категории. Гл. 5 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 55-62.

Дополнительная

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.

Lear J. Aristotle and Logical Theory. Cambridge, 1980.

Занятие 15

Психология: душа как форма тела, единство души, «общее чувство». Этика, учение о добродетели и пороке. Созерцательная жизнь философа. Учение о государстве. Аристотелизм и христианство.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Аристотель понимает личность человека?

2. В чем отличие аристотелевского понимания добродетели от христианского?

3. Почему созерцательная жизнь, по Аристотелю, лучше деятельной?

Литература

Основная

Аристотель. О душе. Кн. 1, гл.1, 3; кн.2, гл.1-3; кн.3, гл.4-13 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976.

Аристотель. Никомахова этика. Кн. I, II, VI, кн.X, гл. 6-9 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

Дополнительная

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.

Bradshaw D. Aristotle East and West: metaphysics and the division of Christendom. Cambridge, 2004.

Clark Stephen R.L. Aristotle’s Man. Oxford, 1975.

Richard K. Aristotle: Political Philosophy. Oxford, 2002.

 

Второй семестр

Занятие 1

Эллинистическая философия. Эпикур: атомизм, учение о свободе, эвдемонизм. Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Ранний стоицизм (Зенон, Клеанф, Хрисипп): физика, логика, этика. Свобода человека и провидение. Стоический идеал мудреца. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Контрольные вопросы к занятию

1. Что такое «идеал мудреца» в эллинистической философии?

2. В чем отличие философии Эпикура от философии Демокрита?

3. В чем причина позднейшей деформации образа Эпикура?

4. Каковы причины востребованности философии стоиков в раннем христианстве?

5. Как вы можете объяснить описанное в Деяниях апостолов поведение философов - стоиков и эпикурейцев: почему «одни насмехались», а «некоторые же мужи, пристав к нему (ап. Павлу), уверовали» (Деян. 17. 32-34).

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 248-293, 296-306, 369-411.

Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1998.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Фрагменты ранних стоиков. Том I. Зенон и его ученики. М., 1998.

Фрагменты ранних стоиков. Том II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521. М., 1999.

Дополнительная

Гончарова Т. Эпикур. М., 1988.

Лебедев А.П. Языческий философ Сенека в христианском предании // Православное обозрение. 1883. Т. I.

Невзоров И.А. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892.

Степанова Л.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995.

Столяров А.А. Стоя и Стоицизм. М., 1995.

Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.А. Сенеки и отношение их к христианству. Киев, 1906.

Barth P. Die Stoa. Stuttgart, 1946.

Hicks R.D. Stoic and Epicurean. Cambridge, 1910.

Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l’Eglise; de Clement de Rome а Clement d’Alexandrie. Paris, 1969.

The Cambridge companion to the Stoics / ed. Brad Inwood. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 2003.

Занятие 2

Пиррон и античный скептицизм. Атараксия (безмятежность) как идеал скептической жизни. Способ достижения этого идеала - скептические тропы Энесидема и Агриппы, критика причинности, воздержание от суждения. Секст Эмпирик. Академический скептицизм Карнеада и Аркесилая. Двоякий способ использования скептических аргументов в христианской философии - Августин и Лактанций.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем отличие академического скептицизма от пирроновского?

2. Каким образом скептик предлагает достичь «идеала мудреца»?

3. Какова роль тропов Энесидема и Агриппы в философии скептиков?

4. Как христианские богословы Запада и Востока относились к скептицизму?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 352-368.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 207-258, 379-380.

Дополнительная

Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1996.

Лега В.П. Секст Эмпирик: скептицизм как образ жизни // Mathesis: из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 210-220.

Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т. 1.

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. Oxford, 1913.

Занятие 3

Плотин: великий синтез античной философии. «Эннеады». Доказательство существования умопостигаемого мира. Учение о трех ипостасях. Единое: апофатическое и катафатическое описания. Божественный Ум: эманация и созерцание, мир идей. Душа и материя.

Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы исходные положения философии Плотина?

2. Как Плотин выстраивает свою иерархию ипостасей?

3. Как отцы Церкви относились к учению об эманации?

Литература

Основная

Плотин. Эннеады V,1; IV,1; IV,2.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 427-440.

Дополнительная

Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.

Лега В.П. Плотин, патристика и современность. М., 2001.

Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

Armstrong A.H. Plotinus // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967.

Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambridge, 1940.

Arnou R. Le desir de Dieu dans la philosophie de Plotin. Paris, 1921.

Gerson Lloyd P. Plotinus. Arguments of the Philosophers. London, 1994.

O’Meara D. Plotinus. An Introduction to the Enneads. Oxford, 1993.

Rist J. Plotinus: The Road to Reality. Cambridge, 1967.

Занятие 4

Учение Плотина о человеке. Доказательство бессмертия души. Бедственное положение человека в мире. Плотиновская теодицея. Мистический экстаз. Влияние Плотина на христианскую мысль первых веков.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Плотин доказывает бессмертие души?

2. Как Плотин отвечает на вопрос: почему в мире существует зло?

3. В чем особенности учения Плотина о личности?

Литература

Основная

Плотин. Эннеады I,1; I,8; IV,7.

Дополнительная

Лега В.П. Плотин, патристика и современность. М., 2001.

Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

Blumenthal H.J. Plotinus’ Psychology. The Hague, 1971.

Trouillard J. La purification plotinienne. Paris, 1955.

Занятие 5

Неоплатонизм. Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Средневековая философия: проблема определения. Филон Александрийский. Аллегорическое толкование Священного Писания. Платоновские, скептические и стоические элементы в его философии. Учение о Логосе.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем отличие позднейшего неоплатонизма от философии Плотина?

2. Каковы отличия средневековой философии от античной?

3. Как связан аллегоризм Филона и его учение о Логосе?

4. Каково отношение Филона к античной философии?

Литература

Основная

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. С.9-149.

Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 51-92.

Филон Александрийский. О соитии ради предварительного обучения // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 355-382.

Дополнительная

Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911.

Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С. 117-204.

Brehier E. Philon d’Alexandrie. Paris, 1950.

Hadot P. Plotin, Porphyre - etudes neoplatoniciennes. Paris, 1999.

Wallis R.T. Neoplatonism. London, 1972.

Wolfson H.A. Philo, Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam 2 vols. Cambridge, MA, 1947.

Занятие 6

Христианские апологеты. Иустин Философ, Татиан: их отношение к античной философии.

Климент Александрийский: отношение христианства и философии, веры и разума.

Контрольные вопросы к занятию

1. Каково отношение ранних христианских апологетов к античности?

2. Почему вопрос об отношении веры и разума является основным для средневековой философии?

Литература

Основная

Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. Увещание к эллинам.

Климент Александрийский. Строматы. (Кн. V, VI, VII). СПб., 2003. Т.2. C. 146-225. Т.3. С. 6-91, 196-263.

Татиан. Речь против эллинов.

Дополнительная

Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства. М., 1986.

Скворцев К. Философия отцов и учителей церкви. Киев, 2003.

Festugiere A.-J. L’Ideal religieux des Grecs et L’Evangile. Paris, 1931.

Osborn E.F. The Philosophy of Clemens of Alexandria. Camb., 1957.

Pelikan J. Christianity and Classical Culture: The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. New Haven, CT, 1993.

Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge, MA, 1956.

Занятие 7

Тертуллиан: «философия - источник всех ересей». «Верую, ибо абсурдно». Учение о душе. Стоицизм Тертуллиана.

Лактанций: оправдание философии.

Ориген: учение о Св. Троице, о Логосе, о душе. Платонизм Оригена. Еретические положения в учении Оригена и связь их с его философией.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Тертуллиан решает вопрос об отношении веры и разума?

2. В чем отличие понимания веры у Тертуллиана («верую, ибо абсурдно») и Климента Александрийского.

3. Назовите элементы платоновской философии в учении Оригена.

Литература

Основная

Тертуллиан. О проскрипции против еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 106-129.

Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 83-89.

Ориген. О началах. Самара, 1993.

Дополнительная

Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Болотов В. В. Собр. церковно-исторических трудов: В 8 т. Т. 1. М., 1999.

Danielou J. Origene. Paris, 1948.

Dunn G. D. Tertullian. N.Y., 2004.

Занятие 8

Блаж. Аврелий Августин. Жизнь и эволюция взглядов. История философии, отношение к различным античным школам («О Граде Божием»). Платонизм Августина. Отношение веры и разума. Критика и преодоление скептицизма: «Против Академиков».

Контрольные вопросы к занятию

1. Каким образом философия Плотина помогла Августину решить проблему теодицеи?

2. В чем причина отрицательного отношения Августина к скептицизму?

3. Как Августин опровергает скептицизм? Какой скептицизм становится объектом его критики?

4. Как Августин решает проблему отношения веры и разума?

Литература

Основная

Аврелий Августин. Исповедь. Кн. 7, 10-12 М., 1991. С. 166-189, 236-339.

Августин блаж. Против академиков // Августин блаж. Энхиридион. Киев, 1996. С. 5-73.

Августин блаж. О граде Божием. Кн. VIII, гл. 1-13, кн. IX, гл.4, 10, 17, кн. X, гл. 23, 30, 31, кн. XI, гл. 25-28, кн. XIII, гл. 16, кн. XVIII, гл. 41, кн. XXII, гл. 26-27.

Дополнительная

Герье В. Блаженный Августин. М., 1910.

Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916. Т. 1. Ч. 1-2.

Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь. Учение и его судьбы // Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892. Ч. 1.

Kirwan Ch. Augustine: The Arguments of the Philosophers. Routledge, 1989.

Rist J. Augustine: Ancient Thought Baptized. Cambridge, 1994.

The Cambridge Companion to Augustine / Ed. Eleonore Stump. Missouri, 2001.

Занятие 9

Гносеология Августина: познание посредством чувств и ума, иллюминизм. Бог как Истина и Бытие. Учение о времени («Исповедь»). Сотворение мира: экземпляризм.

Контрольные вопросы к занятию

1. Является ли богословие Августина апофатическим или катафатическим?

2. В чем смысл проблемы времени, поставленной Августином?

3. Какую позицию в теории познания занимает Августин: рационализм, сенсуализм или мистицизм?

Литература

Основная

Августин блаж. О граде Божием. Кн. X, гл. 2, кн. XI, гл. 3-10.

Дополнительная

Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916. Т. 1. Ч. 1-2.

Gilson E. Introduction a l’etude de S. Augustin. Paris, 1949.

O’Daly G. Augustine’s Philosophy of Mind. University of California Press, 1987.

Занятие 10

Учение о человеке: душа и тело, теодицея, свобода и предопределение. Полемика с пелагианами и манихеями. Этика Августина. Философия истории.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Августин опровергает учение манихеев о двух началах в мире?

2. В чем философский смысл учения Пелагия и опровержения его Августином?

3. Чем августиновское понимание добродетели отличается от античного?

4. Почему Августина принято считать первым философом, поставившим проблемы философии истории?

Литература

Основная

Августин блаж. О граде Божием. Кн. V, гл. 8-11, кн. XI, гл.1, 22-24, кн. XII, гл. 1-9, кн. XIV, гл. 5, 6, 28, кн. XV, гл. 1, 2, кн. XIX, гл.1-4, 13-15.

Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 594-635.

Дополнительная

Писарев Л.И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1880.

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

Evans G.R. Augustine on Evil. Cambridge, 1982.

TeSelle E. Pelagius, Pelagianism // Augustine Through the Ages: An Encyclopedia. Ed. Fitzgerald A. D. 1999, pp. 633-640

Занятие 11

Апофатическое богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита, теодицея, учение об обожении.

Иоанн Скот Эриугена. Отношение философии и религии. Учение о «четырех природах». Учение о человеке. Теория познания.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем отличие апофатики Ареопагита от апофатики Плотина?

2. Как переплелись подходы западного и восточного богословия в учении Эриугены?

3. Сравните учение о человеке Эриугены и Августина.

Литература

Основная

Иоанн Скот Эриугена. О божественном предопределении (часть) // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 294-299.

Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 166-189.

Максим Исповедник, преп. Толкования на Дионисия Ареопагита // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах, гл. 4. 18-34 // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002. С. 343-401.

Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002. С. 737-763.

Дополнительная

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 337-391.

Otten W. The Anthropology of Johannes Scottus Eriugena, Leiden, 1991.

Roques R. L’univers Dionysien. Stucture hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983.

Sheldon-Williams I. P. The Pseudo-Dionysius // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, Cambridge, 1970.

Volker W. Kontemplation und Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita, Wiesbaden, 1958.

Wohlman A. L’Homme, le monde sensible et le peche dans la philosophie de Jean Scot Erigene. Paris, 1987.

 

Третий семестр

Занятие 1

Общая характеристика схоластической философии (IX-XIV вв.). Начало схоластики. Беренгарий. Петр Дамиани: «философия - служанка теологии». Ансельм Кентерберийский: «верую, чтобы понимать». Онтологическое доказательство бытия Бога, критика его современниками Ансельма.

Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы причины возникновения схоластики?

2. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?

3. Каковы исторические предпосылки онтологического доказательства бытия Бога?

Литература

Основная

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Сочинения. М., 1995. С. 128-130, 147-165.

Дамиани П. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, с. 356-394.

Дополнительная

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. С. 5-48.

Ивановский В.Н. Мистика и схоластика ХI-ХIIвв (Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бернард Клервосский). М., 1897.

Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

Evans G. R. Anselm. London, 1989.

Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd. 1-2. B., 1957.

Holopainen T. Dialectic and Theology in the Eleventh Century. Leiden, 1996.

The Cambridge Companion to Anselm / Davies Brian, and Brian Leftow, eds. Cambridge, 2004.

Занятие 2

Начало спора об универсалиях. Крайний номинализм Росцелина и крайний реализм Гильома из Шампо. Пьер Абеляр. Вера и разум. Умеренный номинализм (концептуализм). Этика Абеляра. Еретические взгляды Абеляра как следствие его номинализма. Шартрская школа: основные представители (Жильбер Порретанский, Иоанн Солсберийский, Бернар Сильвестр и др.) и идеи.

Контрольные вопросы к занятию

1. Что такое универсалии? Какова история спора об универсалиях?

2. Назовите и опишите все решения спора об универсалиях.

3. Как Абеляр решал проблему соотношения веры и разума?

4. Связан ли умеренный номинализм Абеляра с его еретическими высказываниями?

Литература

Основная

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995. С. 311-411.

Абеляр П. Глоссы к «Категориям» Аристотеля // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 410-426.

Гильом из Шампо. Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере // Там же. С. 257-293.

Гильберт Порретанский. Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» // Там же. С. 380-403.

Иоанн Солсберийский. Металогикон // Там же. С. 497-505.

Дополнительная

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.

Федотов Г.П. Абеляр // Федотов Г.П. Собр. соч.: в 12 т. Т.1. М., 1996. С. 185-274.

Carre M.H. Realists and nominalists. Oxford, 1946.

Gilson E. Heloise et Abelard. Paris, 1938.

King P. Peter Abailard and the Problem of Universals in the Twelfth Century (Doctoral dissertation in Philosophy). Princeton University, 1982.

Marenbon J. The Philosophy of Peter Abelard. Cambridge, 1997.

The Cambridge Companion to Abelard / Ed. by Jeff Brower and Kevin Guilfoy. New York: Cambridge University Press, 2004.

Tweedale M. Abailard on Universals. Amsterdam, 1976.

Занятие 3

Мистицизм Бернарда Клервоского. Умеренный мистицизм Сен-Викторской школы. Арабская философия в Средние века. Аристотелизм Аль-Кинди. Аль-Фараби: классификация наук, учение о бытии и о видах разума. Ибн-Сина. Классификация наук, место в ней метафизики. Учение о бытии, о Боге и материи, об универсалиях, о душе. Аль-Газали и его критика философии. Особенности его номинализма и учение о причинности.

Контрольные вопросы к занятию

1. Почему в арабской философии номинализм был ближе ортодоксальной религии, чем в западноевропейской?

2. Каким образом Гуго Сен-Викторский пытался примирить мистицизм и рационализм?

Литература

Основная

Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960. С. 211-266.

Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

Бернард Клервоский. О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 444-476.

Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах // Там же. С. 342-351.

Бернард Клервоский. Правила святой жизни. Изложены Аввою Бернардом в его беседах со своей сестрой монахиней. Спб., 1894.

Ибн-Сина. (Авиценна). Избранные философские произведения М., 1980.

Дополнительная

Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.

Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1980.

Хайруллаев М.М. Фараби: Эпоха и учение. Ташкент, 1975.

Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. P.: Gallimard, 1964.

Gilson E. La theologie mystique de Saint Bernard. Paris, 1947.

The Cambridge Companion to Arabic Philosophy / Ed.by P. Adamson, R.C. Taylor. London; Wisconsin, 2004.

Waizor R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxford, 1962.

Занятие 4

Ибн-Рушд. Место философии в системе знания, отношение к религии. Отношение мира и Бога, вечность мира. Решение вопроса об универсалиях. Учение о душе; смертность индивидуальной души и бессмертие разума. Возникновение латинского аверроизма. Сигер Брабантский. Особенности аверроизма в Европе. Реакция Церкви н<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...