Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Год обучения «Основы технологии»




Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

 

 

БАТИК

 

Возраст учащихся,

участвующих в реализации программы

от 12 до 18 лет

 

 

Срок реализации программы – 2 года

 

 

Составитель – Петрова Г.С.

 

 

Верхняя Пышма

 

 

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии.

Программа художественно-эстетической направленности «Батик» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся, разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.

Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.

Программа «Батик» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Программа составлена на основе программы Бариновой Т.А. «Батик», но с добавлением 2-года обучения, что дает возможность детям претворить в жизнь свои художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал.

Известно, что все дети до определенного возраста (12-13) лет любят рисовать. Они еще не всегда отдают отчет себе в том, что исключительными способностями наделены от природы не все, и каждый ребенок, видя результаты своей работы, бывает удовлетворен или неудовлетворен, но он всегда уверен, что в следующий раз получится лучше. Взрослея, ребенок начинает определяться как личность и понимает, что на самом деле есть определенный дар, как говорят «от Бога», и если его нет, то как бы он не старался, сколько бы ни прикладывалось усилий для развития способностей, всегда может оказаться рядом кто-нибудь более одаренный и у кого все получается лучше и даже без каких-либо видимых усилий. В результате часть детей продолжает обучение искусству в художественных школах, изостудиях; часть оставаясь верными своему увлечению, занимается творчеством, а часть просто охладевает к этому занятию. Именно поэтому отмечается резкое снижение интереса к урокам ИЗО в классах среднего звена. Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства помогает решить эту проблему. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Программа «Батик» включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани.

Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

· вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения.

Развивающие

· приобщить детей и подростков к народному искусству;

· реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывающие

· воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

· формировать у детей соответствующую социальную позицию.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения от 12 до 18 лет. В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 8 -10 человек. Срок обучения два года. Первый год – базовый курс «Основы технологии» - 144 часа, из них на теорию отводится 38 учебных часов, а на практику 106 у.ч.. Второй год – специальный курс «Батик в интерьере» - 216 часов, из них 26 и 190 учебных часов соответственно.

1–й год: обучение основным приемам и навыкам росписи, знакомство с общими сведениями о батике, областью применения, особенностями используемого в работе материала, обучение навыкам в пользовании основными инструментами, спецэффекты и устранение ошибок. Также даются основы цветоведения, композиции и рисунка.

2-й год: только творческая деятельность под руководством педагога, работа по индивидуальным программам и самостоятельный творческий поиск, участие в выставочной работе. Программа делится на тематические блоки. Обучение предполагает творческий подход, развитие фантазии и художественного воображения.

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

Исходя из психофизиологических особенностей детей среднего и подросткового возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развевающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется социально – ориентированная деятельность, его профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Учащиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях: 1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ); 2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки); 3-й уровень – внеучрежденческий (районные, областные выставки).

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося. Учебных программ данного направления полностью аналогичных по содержанию автору неизвестно.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

год обучения «Основы технологии»

  № Название темы Всего часов Теория Практика
  Введение     -
  Материалы и инструменты      
  Основы цветоведения      
  Основы композиции      
  Материаловедение      
  Дополнительные эффекты. Ошибки и их устранение      
  Различные способы росписи тканей      
7.1 Узелковый батик        
7.2 Сухой батик        
7.3 Холодный батик        
7.4 Горячий батик        
7.5 Свободная роспись        
7.6 Набойка        
7.7 Смешанный батик        
  Итоговые занятия, подготовка к выставке работ   -  
Итого      

Содержание.

Тема 1. Введение.

Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского народа в искусстве росписи тканей.

 

Тема 2. Материалы и инструменты.

Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практические работы:

· Подготовка инструментов к работе

· Упражнения с использованием инструментов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...