Выступление О.А. Радецкой, художника песочного искусства (Sand-art), (Минск, Беларусь), победителя и номинанта всероссийских и международных конкурсов в области песочной анимации.
Выступления ведущих специалистов в области песочной терапии. 10.30 – 11.00 Доклад В.Ю. Слабинского «Психея и Псамата - 80 лет сказочной феерии. К юбилею первого учебника по песочной психотерапии».
11.00 – 11.15 Перерыв.
11.15 – 11.30 Представление первой линейки мастер-классов. 11.30 – 13.00 Первая линейка мастер-классов (1,5 часа)
Александровский зал.
Мастер-класс: «Использование метода SAND-ART при работе с парой и в малой группе»
Ведущая: Александра Заболовская – семейный психолог, сказкотерапевт, Мастер-икогенолог (консультант по благополучию семьи и воспитанию здорового характера детей), театральный режиссер. Руководитель Экспериментальной Лаборатории Сказкотерапии при Международном Институте Комплексной Сказкотерапии (МИКС). Психолог - консультант в области песочной терапии и метода Sand-art. Руководитель секции рисования песком "Sand-art" в г. Екатеринбурге. Ведущая семейных программ и курсов по воспитанию детей для родителей от МИКС.
На мастер-классе вы сможете наблюдать или стать участниками парной и групповой работы. Здесь можно будет познакомиться с возможностями использования светового стола и метода Sand-Art, одновременно, как диагностического, так и терапевтического инструмента при работе с семьей и в группе.
Вы узнаете, как с помощью проективных техник выявить стиль взаимодействия в супружеской паре, в сиблинговых отношениях в детско-родительском общении и как, используя творческий формат, способствовать укреплению отношений.
Вы сможете познакомиться с авторской технологией использования мандалы на световом столе в командообразовании (в классе, в объединении, в трудовом коллективе), позволяющей:
- Наблюдать вовлеченность и характер взаимодействия участников группы между собой;
- Определить стиль поведения участников;
- Выявить источник напряжения в группе;
- Исследовать ценности, объединяющие группу;
- Целенаправленно формировать энергию единства.
Павловский зал.
Мастер-класс: «Позитивная песочная психотерапия».
Ведущий: Владимир Слабинский –врач-психотерапевт с 25-летним стажем, доцент, кандидат медицинских наук, автор метода позитивной динамической психотерапии, руководитель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, лауреат национального профессионального конкурса "Золотая Психея" (2013)..
На мастер-классе вы сможете познакомиться с методикой «Позитивная песочная психотерапия». В этой методике получили развитие базовые идеи Петербургской школы психотерапии Бехтерева-Лазурского-Мясищева-Карвасарского. Отличительной особенностью методики является использование двух песочниц, что позволяет проводить глубинную аналитическую психотерапию с применением концепции имажинер Жильбера Дюрана (Франция), интегрированной в психологию отношений Владимира Николаевича Мясищева.
Методику Позитивной песочной психотерапии можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а так же в образовательных и развивающих целях. Методика не имеет возрастных ограничений и может использоваться как с детьми от 3-х лет, так и со взрослыми.
Святославский зал.
Мастер-класс: «Дуальность - как отражение противоположностей: интегративные подходы в песочной терапии с применением цветных планшетов в авторской методике «Радужный песок»».
Ведущая: Татьяна Абрамова – практический психолог центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района, специалист по работе с семьями «группы риска», опекаемыми семьями, детьми разной возрастной категории, работа с созависимостью и асоциальным поведением. Ведущая арт-терапевтических сессий, тренингов и групповых встреч для детей и взрослых. Педагог по терапевтическому рисованию песком на световых столах (метод sand – art).Член Санкт-Петербургского психологического сообщества. Применяет Арт –терапию, с ее многообразием методов, как ведущую деятельность в своей работе.
ДУАЛЬНОСТЬ – это идея о наличии двух несводимых друг к другу начал, пары противоположностей как добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. В процессе своей жизни клиент сталкивается с множеством противоположностей разного порядка, воспринимая их как нечто несовместимое, доставляющую массу неудобств несводимых друг к другу начал, не осознавая истинную природу дуальности.
На мастер-классе вам будет предложена авторская методика по работе с дуальностью клиента и предоставлена возможность через личный опыт встретиться с отражением собственных противоположностей.
Также на мастер-классе вы познакомитесь с авторской методикой «Радужный песок», и практически опробуете представленные методы песочной терапии.
Вы узнаете:
• о структуре, технике, видах и формах проведения занятий;
• о возрастных критериях и особенностях использования представленных методов;
• о материалах и их применении;
• организации рабочего пространства.
Методика «Радужный песок» - это метод творческого, психотерапевтического рисования цветным песком на художественных планшетах - картинах с меняющимся цветовым фоном. Фон художественного планшета является главной отправной точкой в создании картины, как средством творческого самовыражения, так и психодиагностическим инструментом созданной в целом цветной песочной композиции. Именно цвет фона, интуитивно выбранный человеком по предпочтению, дает толчок к развитию сюжета песочной картины, ее эмоциональной и психологической составляющей. Методика основана в тесном союзе с цветотерапией и музыкотерапией, которые, в свою очередь, дополняют восприятие наших органов чувств в один единый процесс песочного рисования, направленный на саморегуляцию психофизических состояний и раскрытие внутренних ресурсов человека.
Феодосиевский зал.
Мастер-класс: «Перезагрузка».
Ведущая: Морозова Елена –практикующий психолог, арт-терапевт, член РОО Арт-терапевтическая ассоциация, специалист Студии развития для детей и подростков.
На мастер-классе вам будет представлена авторская методика – "Перезагрузка". Эта методика объединяет уникальные свойства кинетического песка и телесно-ориентированную работу с такими эмоциональными состояниями, как хронический стресс, агрессия, напряжение, усталость.
Цель мастер-класса – освоение авторской методики, алгоритма ее проведения, практическое применение.
Методика позволяет "перезагрузить" работу организма, избавив от зажатости, стресса, способствует естественному течению энергии в теле.
Петровский зал.
Мастер-класс: «Плассотерапия в долгосрочной работе с детьми, подростками, родителями».
Ведущая: Екатерина Степанова –психолог, преподаватель института практической психологии «ИМАТОН», специалист по психодраме, песочной терапии, работе с метафорическими ассоциативными картами, сказкотерапии, руководитель Школы проективной психологии (Санкт-Петербург), автор и ведущая родительского клуба «Счастливая мама», экзистенциальный терапевт.
В долгосрочной работе с клиентами мы можем сталкиваться с, казалось бы, «тупиковыми» ситуациями, при чем это может быть на разных этапах контакта терапевт-клиент. На нашем мастер-классе мы поговорим, как плассотерапия (работа с кинетическим, «живым» песком) помогает установить контакт, «распутать клубок» проблемы, экологично завершить работу зачастую на невербальном уровне. Это играет важную роль особенно в работе с детьми, которые, как известно, не только не всегда могут сказать о своей проблеме, но и «не знать» о ней, о ее причинах, тогда как его бессознательное и телесные ощущения «помнят» «пути» образования сложности, а значит – есть шанс найти «обратный путь», пусть зачастую не простой, но в случае с плассотерапией – безусловно, увлекательный. И это путь к здоровому реагированию, путь к новому качеству жизни ребенка, подростка, а так же родителя
Мы рассмотрим: диагностические возможности плассотерапии в работе с ребенком; установление контакта с ребенком в плассотерапии; возможности коммуникации с ребенком в плассотерапии; влияние выбора цвета песка на терапевтический процесс; работа с парой ребенок-родитель; особенности процесса завершения сеанса (завершения серии встреч) плассотерапии в работе с ребенком; примеры использования плассотерапии в долгосрочной работе с детьми и родителями
Формы работы: мини-лекция, примеры из практики, демонстрационная сессия
13.00 – 14.00 Обед.
14.00 – 14.15 Представление второй линейки мастер-классов.
14.15 – 14.30 Перерыв.
14.30 – 16.00 Вторая линейка мастер-классов (1,5 часа)
Александровский зал.
Мастер-класс: «Эмоции на песке».
Ведущие: Ольга Никитина – магистр психологии, психолог-консультант, руководитель секции рисования песком Sand-art Ассоциации Песочной Терапии, Член Совета Ассоциации Песочной Терапии в Санкт-Петербурге, преподаватель ИПП Иматон, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга, соавтор методики "Графические карты", проекта "Родительский клуб", программы применения рисования песком в психолого-педагогической практике.
Виктория Пешковская –Педагог-психолог высшей категории ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района, преподаватель Института практической психологии Иматон, соавтор методики «Графические карты», поэт, художник.
Метод SAND-ART используется для развития эмоционального интеллекта детей. Сочетание песочного рисования с авторскими сказочными историями позволяет детям погрузиться в мир эмоциональных переживаний героев, лучше понять свои чувства и чувства окружающих, научиться регулировать свое поведение.
На мастер-классе вам будет представлена программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции на песке». Вы познакомитесь с принципами построения программы и структурой занятий. Узнаете эффективные способы знакомства детей с миром эмоций. Освоите доступные приемы рисования на световом столе
При помощи метода SAND-ART и вашего воображения вы сами отправитесь в волшебное путешествие в мир детства.
Павловский зал.
Мастер-класс: «Работа с личной историей в рамках песочного пространства»
Ведущая: Ольга Болгарская – психолог, специалист по работе с метафорическими ассоциативными картами и образами, ведущая групповых встреч, тренингов, психологических игр по теме самопознания и обучающих семинаров по работе с метафорическими ассоциативными картами. В своей работе использует проективные методы работы: песочную терапию, сказкотерапию, метафорические ассоциативные карты, а так же психосинтез и техники НЛП. Соавтор ассоциативно-метафорических фотокарт ПЕРЕХОД.
На мастер-классе вы сможете поработать со своей личной историей в рамках актуального запроса. Вам будет продемонстрирована техника, которая поможет определить «заряд» на той части вашей истории, которая требует ближайшего рассмотрения и влияет на вашу текущую жизнь.
Иногда, для того чтобы восстановить целостное видение картины и изменить ход истории в нужное русло, достаточно увидеть со стороны, где мы находимся «в прошлом», «в настоящем» или «в будущем». Прожив каждую из частей и соединив воедино три этих части, мы создаем новую историю, которая пишется «здесь и сейчас».
В работе будут задействованы метафорические ассоциативные карты, как дополнительный проводник во внутренний мир человека.
На мастер-классе вы получите возможность:
1. познакомиться с одним из подходов, направленных на поиск ресурсов через тонкий процесс трансформации в песочном пространстве;
2. поучаствовать в демонстрации техник, как участник или как наблюдатель;
3. получить навыки работы с запросом в песочном пространстве без игрушек;
4. расширить видение работы с песком, через призму экспериментальной площадки.
Форма работы: демонстрация, наблюдение, практикум.
Святославский зал.
Мастер-класс: «Новые технологии в песочной терапии. Интерактивные технологии и методы. «Чёрный ящик в песочной терапии».
Ведущая: Галина Эль –психологШколы практической психологии (Санкт-Петербург), автор книги «Человек, играющий в песок» (Издательство «Речь», 2007), член Санкт-Петербургского психологического общества.
Черный и светлый ящик представляют собой знак Инь-Ян. Два ящика рядом светлый и чёрный являются единым целым. Работая на двух полях, человек получает возможность увидеть проблему с разных сторон, в философском аспекте, в движении во времени, в новом понимании события. Первоначальное значение символа с изображением Ян и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью. Так и человек может менять своё решение и мнение в зависимости от освещённости. В двух полярных полях решение возникает наиболее полным образом.
На мастер-классе будет показана работа в черном и светлом ящике.
Феодосиевский зал.
Мастер-класс: «Использование кинетического песка в профилактике выгорания персонала и родственников онкопациентов».
Ведущая: Алёна Шиманская –психологхосписа № 1
Хоспис - место, где человек проживает свои последние дни. Больные, их родственники и персонал вовлечены в последний акт драмы человеческой жизни и каждый из них проживает преддверие смерти по-разному.
На мастер-классе будет показана работа с негативными эмоциями при помощи кинетического песка.
Петровский зал.
Мастер-класс: «Поменяйте мне ребенка».
Ведущая: Евгения Илюшина – практикующий психолог, учредитель Ассоциации песочной терапии, юнгианский песочный терапевт, гештальт-консультант, телесно-ориентированный терапевт. Автор и ведущая личностных и обучающих программ.
Что делать, когда на консультацию к психологу приходит мама и просит изменить/поменять/повлиять на ребенка?
«Сделайте так, чтобы он перестал делать так, а начал делать эдак», - к сожалению, такой запрос часто звучит в стенах психологического кабинета.
Как в этом случае проводить терапию, на что обращать внимание и как подключать в процесс работы с детьми – их родителей?
На мастер-классе будет предложена схема работы с ребенком и его родителем через пространство песочной терапии. В процессе их взаимодействия в песочнице появляется то, что скрыто, чему не придается значения, и этот наглядный пример оказывает действие там, где слова бесполезны.
Участники мастер-класса получат возможность отработать на песке свой запрос, связанный с детско-родительскими отношениями, а также получить схему терапии в паре ребенок-родитель, доказавшую свою эффективность.
16.00 – 16.30 Перерыв, кофе-брейк
16.30 – 18.00 Александровский зал.
Мастер-класс: «Работа с психотравмой в юнгианской песочнице»
Ведущая: Евгения Мищенко– психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный тренер (Германия, Финляндия), автор и ведущая более двадцати личностных групп, разработчик технологии сценарного моделирования в песочной психотерапии, создатель методик «Сценарное моделирование» и «Психотерапевтический синтез», автор книг «Принятие решений в кризисных ситуациях. Методы сценарного моделирования». Психотерапевт в работе с клиентами часто сталкивается с последствиями психической травмы, не прожитой и не пережитой клиентом. В основе трудностей клиента, как правило, лежит базовая или основная травма, полученная в раннем или даже пренатальном детстве. Являясь центром, она притягивает крупные и мелкие травмы в течение жизни, заряжаясь их энергией и приобретая воистину библейские масштабы в подсознании клиента. Психотравма постоянно проецируется на события жизни и отношения клиента, становясь роком и определяющим вектором психики и реальности. Как вычленить такую травму? Как докопаться в буквальном смысле, в песке, до базовой корневой травмы? Как она проявляется в песочнице и поведении клиента и как с ней работать? Все эти вопросы будут подробно рассматриваться, и обсуждаться на мастер классе.
18.00 – 18.15 Перерыв
18.15 – 18.45. Павловский зал. Процесс - группа (обмен впечатлениями, отреагирование и завершение процессов по окончании первого дня Фестиваля).
19.00–20.30 Александровский зал. Песочное шоу «О песке …»
Выступление гостей из Екатеринбурга с творческим номером «О песке...» художницы Елены Кадыровой, психолога, преподавателя Уральского Федерального Университета под скрипку Александра Рассказова, солиста Театра Эстрады, лидера проекта «Красная скрипка».