Введение в иерархии и категории
Чтобы управлять этой огромной ментальной энергией и находить ей применение, вам необходимо структурировать свои мысли и интеллект-карты путем использования иерархий и категорий. Первый шаг состоит в том, чтобы определиться с базовыми порядковыми идеями (БПИ). Базовые порядковые идеи представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка, как правило, разбитых на категории. Понятие «машины», к примеру, содержит в себе огромное множество категорий, одна из которых – «механические транспортные средства». Последняя, в свою очередь, содержит в себе подкатегории, одна из которых – «легковые автомобили». «Легковые автомобили» также включают множество марок, в том числе «Форд»; последние, в свою очередь, могут быть подразделены на множество моделей. С такой точки зрения, слово «машины» представляет собой более «мощное» слово, нежели, например, «Форд», поскольку охватывает и заведомо структурирует огромную массу информации. Понятие «машины» одновременно подразумевает набор категорий и размещает последние в иерархическом порядке, располагаясь во главе рассматриваемой иерархии. Аналогичным образом конкретная иерархия может стать частью иерархии более высокого уровня. Понятие «изделие», например, включает в себя понятие «машины», располагаясь, таким образом, над ним на иерархической лестнице. «Мощные» слова, выражающие базовые порядковые идеи, являются тем ключом, с помощью которого можно управлять творческим процессом генерации ассоциаций. Иными словами, они представляют собой названия глав, которые вы бы использовали, решив написать книгу на рассматриваемую тему.
Классический эксперимент, проведенный Бауэром, Кларком, Лесгольдом и Винценцем в 1969 г., продемонстрировал значение иерархической организации информации для улучшения работы памяти. В данном эксперименте испытуемых разделили на две группы. Вниманию каждой группы предложили четыре карточки, на каждой из которых содержался перечень из 28 слов. Для участников группы № 1 слова были расположены иерархически. Например, слово «инструмент» размещалось вверху, а под ним шли два ответвления, обозначенные словами «струнные» и «ударные». Еще ниже шли ответвления от слова «струнные» к словам «скрипка», «альт», «виолончель», а от слова «ударные» к словам «гонг», «литавры», «цимбалы» и т. д. Участникам группы № 2 предложили запомнить в точности те же слова, однако они были расположены на карточках в случайном порядке. Обе группы затем проверили на способность перечислить по памяти изученные слова. Как вы можете догадаться, участники группы № 1, которые запоминали слова, расположенные в иерархическом порядке, показали гораздо лучший результат, нежели участники группы № 2, которые запоминали произвольно расположенные слова.
Глазами майндмапера, часть 1
Это ваш шанс взглянуть на мир глазами другого человека и исследовать его взгляды на природу счастья. В ходе этого вы получите возможность применить все приемы составления интеллект-карт, которые вы узнали до сих пор, а также некоторые новые. Человек, использующий интеллект-карты (майндмапер), начинает с того, что создает центральный образ, являющийся неким обобщенным выражением понятия счастья. Образ должен быть по возможности «объемным», т. е. перенесенным на плоскость из воображаемого трехмерного пространства по правилам проекции и с учетом перспективы, и раскрашен с использованием по меньшей мере трех цветов. Первая базовая порядковая идея, приходящая в голову нашему майндмаперу, – это слово «ДЕЙСТВИЯ». Его следует написать крупными печатными буквами над жирной линией, отходящей от центрального образа и имеющей ту же длину, что и слово.
Стремительный поток ассоциаций – яхта, сердце (символ любви!), бегущий человек и т. п. – подобно лучам, отходит от ветви «ДЕЙСТВИЯ». У нашего майндмапера без труда возникает другая базовая порядковая идея – «люди». Он размещает ее по левую сторону от центрального образа, опять используя крупные печатные буквы и соединяя ее с центральным образом посредством жирной линии. Фломастеры четырех цветов используются для написания каждой отдельной буквы слова «люди», с тем чтобы напомнить о цвете кожи основных человеческих рас. Очередной расходящийся от слова «люди» поток ассоциаций возникает в голове нашего майндмапера – «семья», «друзья», «артисты», «профессионалы». Некоторые из возникших ассоциаций сами становятся источником дальнейших идей/ассоциаций. К слову «семья» присоединяются слова «брат», «мама», «папа». К «артистам» – «балерины», «актеры», «клоуны». К «профессионалам» «врачи», «медсестры», «учителя», «тренеры». Три следующие мысли суть очередные базовые порядковые идеи: «ПИТАНИЕ», «ПРИРОДА», «ЧУВСТВА», которые также получают свое место на интеллект-карте. Следующие две мысли рождены словом «природа». Немедленно добавляется рисунок шляпы без полей, подразумевающей «горы», и слово «дача». На этом месте давайте прервемся, с тем чтобы сделать некоторые выводы из того, что было проделано до сих пор.
Выводы
При рассмотрении интеллект-карты, составленной нашим майндмапером, отчетливо видно, что любое ключевое слово или образ могут быть помещены в центр другой интеллекткарты, которая, в свою очередь, начнет «обрастать» ветвями.
С этой точки зрения, любая интеллект-карта способна к практически безграничному росту. С учетом их радиантной природы любое ключевое слово или образ, включенные в состав интеллект-карты, увеличивают вероятность новой и более множественной совокупности ассоциаций, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций, и так до бесконечности. Это лишний раз доказывает безграничную по природе ассоциативнотворческую природу любого нормального человеческого мозга.
В этой связи также хочется отметить глубокое расхождение между тем, что было рассмотрено выше, и распространенным мнением, будто генерация идей является гораздо более сложным делом, нежели редактирование и организация тех же идей. Если согласиться с тем, что интеллект-карта потенциально безгранична, тогда единственная сложность заключается в том, чтобы решить, когда пора остановиться; впрочем, интеллект-карта способна помочь в принятии и такого решения. Линейные конспекты в виде перечней информации организованы наперекор естественному течению мышления, а именно: сначала генерируют идею, а затем сознательно отделяют ее как от немедленно предшествующих, так и немедленно последующих идей. Путем непрерывного «вырывания», в ассоциативном смысле, идеи из контекста такие конспекты замедляют естественный мыслительный процесс. Организация информации в виде перечисления сковывает свободу мыслительных процессов, постепенно приводя их в состояние застоя и способствуя образованию, так сказать, устойчивых нейронных русел, по которым бежит мысль, что в итоге негативно сказывается на творческом мышлении и памяти. Причина, по которой это происходит, состоит в том, что организация информации в виде перечисления противоречит ассоциативной природе мозга. Коль скоро мысль записана, с ней «покончено» – и она оказывается оторванной от мысли, предшествовавшей ей, равно как и от последующих. Эта сплошь и рядом встречающаяся ситуация – когда лишают жизни продолжение любой возникшей идеи – является одним из важнейших факторов, стоящих за удручающей статистикой относительно «творческого потенциала». В проведенных тестах, например, где от испытуемых требовалось придумать как можно больше применений конкретной идеи (иными словами, ассоциировать), среднее число ассоциаций – при том, что испытуемым давалось неограниченное время на эту мыслительную работу, – составило жалкие 26. Такова статистика, хотя очевидно, что, знай испытуемые о радиантном мышлении, результат превысил бы многие миллионы, до того как они остановились бы по причине простого утомления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|