Коррекция физического развития и здоровья детей, имеющих задержку психического развития, проживающих в районах Крайнего Севера
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Бобылева, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург Проблема полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури и т.д., влияют на адаптивную перестройку организма ребенка, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу [4, 12]. В своих исследованиях академик В.П. Казначеев [4] показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 6-12 лет являются "переселенцами первой-второй волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера. Особое значение эта проблема имеет для детей с задержкой психического развития (ЗПР) [11, 5]. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия [9]. В клинике ЗПР проявляется в снижении критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости [2, 3, 6 - 8]. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
Для того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с детьми ЗПР церебрально-органического генеза (ЦОГ), необходимо знать истинную картину причин отставания психического и физического развития имеющегося контингента. В работе использовались метод теоретического анализа, педагогического исследования, оценки физического развития и психических функций, экспериментальные методы, методы математической статистики. В исследованиях отражен сравнительный анализ физического развития, двигательной подготовленности и координационных возможностей детей с ЗПР ЦОГ и их сверстников, проживающих в Средней полосе России и в районах Крайнего Севера. В обследовании принимали участие дети с нормальным развитием, и дети с ЗПР 5-6-х классов средней школы № 4 и общеобразовательной средней школы № 1 п. Коротчаево Новоуренгойского района Тюменской области. Всего - 164 ребенка. При рассмотрении данных табл. 1 обращает на себя внимание тот факт, что практически все показатели физического развития детей, имеющих ЗПР и проживающих на Крайнем Севере, значительно ниже, чем у их сверстников, не говоря уже о детях, проживающих в Средней полосе России. При обследовании этих же детей на предмет биологической зрелости оказалось, что 82% школьников этого возраста относились к группе с замедленным темпом прорезывания постоянных зубов (11 - 12 постоянных зубов, вместо 14 - 21 зуба).
Необходимо отметить, что и 12-летние дети с ЗПР существенно отстают от своих сверстников. Следовательно, переходный процесс адаптации у детей с ЗПР, проживающих на Крайнем Севере, растянут во времени, а, соответственно, для их полноценного развития к ним требуется особый подход. При этом следует отметить, что общая заболеваемость у детей с ЗПР почти на 50% выше, чем у нормально развивающихся сверстников. Анализ данных двигательной подготовленности (табл. 2) показывает, что ЗПР негативно сказывается и на этих показателях. Так, если у нормально развивающихся детей Крайнего Севера все исследуемые характеристики, кроме качества быстроты (бег 30 м) и общей выносливости (6-минутный бег), не отличаются от таковых у детей Средней полосы России, то у школьников с ЗПР все эти показатели значительно хуже. При этом у детей с ЗПР снижение общей выносливости обусловлено ухудшением аэробных функций, в результате чего максимальное потребление кислорода (МПК) при выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре (функциональной пробы PWC170) снижено более чем на 28%. Это может быть обусловлено тем, что в период полярной ночи содержание гемоглобина у детей достоверно снизилось с 121±6 до 106±7 г/л (р<0,05). В районах Севера, где геоклиматические факторы приводят к возникновению окислительного стресса, не учитывать этот показатель нельзя, так как даже незначительное снижение концентрации гемоглобина у детей-"переселенцев" указывает на снижение адаптивных процессов [4]. Координационные способности, отражающие функциональные возможности ЦНС, с возрастом улучшаются. Так, по данным пробы Ромберга (статическая координация), во всех группах к 12 годам происходит улучшение исследуемых показателей. При этом у детей с ЗПР эта функция развита намного хуже и имеет отставание как минимум на два года. К 12 годам у детей этой группы явно выраженного скачка, как у детей с нормальным развитием, не наблюдается, а показатели пространственной ориентации (ходьба с закрытыми глазами по прямой) почти в два раза хуже, чем у сверстников. При выполнении сложного двигательно -координационного теста (проба Хеда), когда испытуемый вынужден в зеркальном отображении выполнить за преподавателем ряд двигательных действий, дети с ЗПР допускают практически в два раза больше ошибок, чем дети с нормальным развитием (табл. 3).
Этот факт подтверждается и на примере данных, отражающих функцию динамической координации, которая исследовалась согласно теории Н.А. Бернштейна [1]. С помощью различных двигательных задач рассматриваются различные уровни - подуровни координирования двигательных действий в порядке их усложнения. Таблица 1. Некоторые морфологические и соматометрические показатели школьников 11 лет, проживающих в разных районах России, М±т
Примечание. Данные по детям Центральных регионов России взяты из работы Ж.Ж. Рапопорт [10]. Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности школьников 11 лет, проживающих в разных районах России, М±т
Таблица 3. Динамическая координация школьников 11 лет с ЗПР и с нормальным развитием, проживающих в районах Крайнего Севера, М±т
Примечания: 1. Проба Хеда - количество ошибок, произведенных ребенком при выполнении 10 упражнений в зеркальном отображении. 2. Уровень регуляции движений оценивался по 10-балльной системе (чем меньше ошибок, тем выше балл). Таблица 4. Сравнительная динамика двигательной активности школьников 11 лет проживающих в разных районах России, М±т
Примечание. Двигательная активность определялась количеством шагов в сутки. При этом у детей с ЗПР по всем данным этого тестирования (от уровня А до уровня Е) показатели существенно хуже, чем у детей с нормальным развитием. Наибольшее отставание наблюдается на уровнях Д и Е (высшие уровни управления движениями). Следовательно, уровень сознательного выполнения двигательных действий у детей с ЗПР сильно отстает от такового у нормально развивающихся сверстников. Отставание уровня Д ярко подтверждают данные дифференцированной и простой сенсомоторной реакции. Простая сенсомоторная реакция у всех обследованных детей имеет одинаковую динамику улучшения из года в год в среднем на 21-26%. При этом у детей с ЗПР во всех возрастных группах дифференцированная сенсомоторная реакция достоверно хуже, чем у нормально развивающихся сверстников (отставание составляет около 2-3 лет). Существенные различия в скорости дифференцированных реакций при практическом совпадении скоростей простых реакций у нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР показывают, что у последних отстают в формировании когнитивные процессы, тогда как сенсомоторная координация страдает в меньшей степени. При исследовании двигательной активности оказалось, что в январе у детей Средней полосы России она снизилась на 14%, у детей Севера - на 42%, а у детей с ЗПР - на 64% (табл. 4). Следовательно, отставание в физическом развитии, двигательной подготовленности и координационных способностях у детей с ЗПР, проживающих в районах Крайнего Севера, обусловлены, с одной стороны, функциональным недоразвитием мозговых структур, а с другой - отягощающими факторами среды обитания, в результате чего сенсорная и двигательная импульсация снижена более чем в три раза. Таким образом, в центры переработки информации и регуляции движения не поступает необходимого количества афферентных сигналов, и несформированные центры недополучают нужной функциональной информации, а значит, не могут полноценно сформироваться к первому возрастному скачку (7-8 лет). Именно поэтому мы считаем, что необходимо повышать двигательную активность, а соответственно, и афферентную импульсацию в центры переработки двигательной информации и в двигательные центры до необходимой нормы. В результате наших исследований выявлены особенности развития детей с ЗПР ЦОГ в условиях Крайнего Севера. Отставание в физическом развитии и двигательной подготовленности у них составляет не 1-1,5, а 2-3 года. При этом в большей мере страдают координационные возможности, что проявляется в снижении показателей статического равновесия, динамической координации и дифференцированной сенсомоторной реакции. Это дало нам основание продлить педагогический процесс, направленный на коррекцию отстающих функций.
Проведенные исследования дают предпосылки более эффективно использовать средства и методы физической культуры для целенаправленного коррекционного воздействия на организм данной категории детей. В связи с этим нами был разработан комплекс мероприятий, включающий урочные и внеурочные формы занятий по физической культуре, а также специально разработанные методы коррекции, позволяющие частично интегрировать детей с ЗПР в классы, где учатся школьники с нормативным развитием. При этом было изменено и внутреннее содержание уроков, что отражено в нашей авторской программе. Наше начинание было поддержано районным и городским руководством, благодаря чему в школе количество часов, отводимых на уроки физической культуры, было увеличено вдвое. Широко использовались и малые формы внеклассной работы коррекционной направленности: вводная гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах и в группе продленного дня. В основном на занятиях физическими упражнениями применялся игровой метод, так как у детей с ЗПР церебро-органического генеза, по мнению ряда авторов [1, 7 - 9], коррекция двигательных функций и формирование двигательных навыков лучше всего происходят во время игр с запоминанием, пересказом и осмыслением. В результате внедрения комплекса мероприятий мы добились того, что у детей группы коррекции двигательная активность в период полярной ночи увеличилась почти втрое. При этом достоверно улучшились газопереносящие функции крови (значительно увеличилась концентрация гемоглобина), что очень важно для детей с ЗПР, которым противопоказана гипоксия, так как формирование мозговых структур происходит в аэробных режимах синтеза. Вышеперечисленные мероприятия способствовали тому, что у детей группы коррекции время формирования двигательного навыка сократилось более чем на 30%. При этом у них достоверно увеличились рост и окружность грудной клетки. Отмечено улучшение силовых и скоростно -силовых качеств. Уровень общей работоспособности возрос почти на 30% благодаря улучшению аэробных функций. Следовательно, увеличение двигательной активности школьников, проживающих в районах Крайнего Севера, а тем более детей с ЗПР, приводит к улучшению функции внешнего дыхания и аэробного метаболизма, на что указывают данные PWC170 и МПК, а это, вне сомнения, благотворно отражается на формировании мозговых структур, участвующих в регуляции управления движением. На улучшение функций этих центров указывают данные пробы Ромберга, которые возросли почти на 60%. Это же подтверждают данные компьютерной диагностики, при помощи которой было выяснено, что в группе коррекции простая сенсомоторная реакция под воздействием комплекса мероприятий почти не изменилась, в то время как дифференцированная сенсомоторная реакция, где необходимо быстрое осмысление простого действия, улучшилась почти на 32%. Все это говорит о том, что у детей с ЗПР страдают не двигательные центры, отдающие приказ к действию, а центры переработки информации и управления движением, исследовать которые позволяют тесты динамической координации. Динамическая координация, связанная с осмыслением и согласованностью действий мышечных групп, отражающая высший уровень регуляции управления движениями Е (по Н.А. Бернштейну) [1], улучшилась почти на 500%, в то время как низшие уровни А и В - на 30-50%. Аналогичная динамика прослеживается и по данным пробы Хеда, которая отражает улучшение смысловых действий. Таким образом, можно предположить, что применяемые меры воздействуют через органы движений на центральную нервную систему, которая, в свою очередь, координирует их функцию. Именно благодаря этому мы не только улучшаем физическое развитие, но и воздействуем на психику ребенка, корректируя его поведенческую, эмоциональную и смысловую деятельность. Исследуя физические качества ребенка и воздействуя на них педагогическими методами, нельзя не отметить, что эти качества находятся в тесной взаимосвязи с психическими функциями. У детей значительно улучшилось физическое здоровье, более выразительными стали эмоции, снизилась двигательная расторможенность, достоверно улучшилась успеваемость, поведение стало более адекватным. Следовательно, педагогическое воздействие средствами физической культуры способствует коррекции физического, психического и социального здоровья ребенка. Таким образом, использование методов и приемов обучения с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребенка создает оптимальные условия для коррекции, адекватного развития и возможной реализации его потенциальных возможностей. Список литературы 1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 225 с. 2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1976. - 102 с. 3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. 4. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с. 5. Коркунов В.В. Региональные программы развития специального образования: Основания, действительность, проблемы и перспективы. - Екатеринбург: УрГПУ, 1993, с. 23-36. 6. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики ЗПР // Актуальные проблемы диагностики ЗПР. М., 1982. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. - 184 с. 8. Марковская И.Ф. ЗПР. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993. 9. Ульенкова У.В. Один из вариантов ЗПР. - В кн.: Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Горький. Вып. 4, 1977, с. 52-55. 10. Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. - Л.: Медицина, 1979. - 192 с. 11. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология". - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 448 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|