Ожидаемый результат: 4 год обучения (10 - 11 лет)
Пояснительная записка Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Захарьинская основная общеобразовательная школа». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийучащимся провести интересно и с пользой время после уроков.Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и его Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Основной целью данной программы является формирование пространственных и зрительных представлений у младших школьников. Сформированность этих представлений – это показатель «школьной зрелости». Для достижения данной цели формируются следующие задачи: - увлечь учащихся активной творческой деятельностью; - познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами; - укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук; - активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объёмных фигур; - развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6 - 11 лет. Сроки реализации программы - 4 года обучения - 2 раза в неделю, 66 занятий в год. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из двух видов деятельности: 1. Практические задания и занимательные упражнения (по книге «Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения», издательство «Учитель», Издание 2009 год) 2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Ожидаемый результат: 1 год обучения (6 – 7 лет) По окончании дети должны знать и уметь: - иметь представление о различных видах многоугольников; - ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед; - анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам; - различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение; - составлять плоскостные геометрические фигуры из ТИКО-деталей; - конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; - уметь вычислять периметр фигуры; - иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов; - решать логические квадраты. Ожидаемый результат: 2 год обучения (8 - 9 лет) По окончании дети должны знать и уметь: - измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда; - конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба; - ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»; - вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников; - иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры; - конструировать симметричные фигуры;
- придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему. Ожидаемый результат: 3 год обучения (9 - 10 лет) По окончании дети должны знать и уметь: - уметь работать по схемам и лабиринтам; - иметь представление о различных видах призм и пирамид; - измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид; - решать задачи логического характера; - конструировать различные виды призм и пирамид; - иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах; - конструировать фигуры с центром симметрии. Ожидаемый результат: 4 год обучения (10 - 11 лет) По окончании дети должны знать и уметь: - конструировать по образцу и по собственному замыслу геометрические фигуры и тела; - уметь различать и сравнивать различные виды многогранников; - иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»; - конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей; - уметь работать по схемам различной сложности; Продолжительность занятий: 6 – 7 лет – 30 минут, 8 – 9 лет – 40 минут, 9 – 11 лет – 45 минут.
Способами определения результативности программы являются: · Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. · Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Год обучения
Год обучения
Год обучения
Год обучения
Содержание Год обучения Тема № 1: « Плоскость и объем» Теория: понятие «четырехугольник», сравнительная характеристика квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма и трапеции - «Сказка о принцессе и пяти принцах». Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники». Тема № 2: «Пространственное ориентирование» Теория: понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Практическое задание: графический диктант - задания «Грузовик» (см. приложение № 2 - текст № 17), «Буква Н» (текст № 15), «Буква П» (текст № 17), «Буква Т» (текст № 20). Материалы: тетрадь, простой карандаш, резинка. Тема № 3: «Тематическое конструирование» Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Предметы быта». Практическое задание: конструирование на тему «Мебель», фигуры: стол, стул, шкаф, кровать, диван, пуфик и т.д. Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 4: «Логический квадрат» Теория: изучение правил составления логического квадрата, игра «Логический квадрат» (I уровень). Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация игры «Логический квадрат» (I уровень).
Тема № 5: « Периметр геометрических фигур» Теория: понятие «периметр», вычисление периметра. Практическое задание: исследование - конструирование фигур разного периметра из 9 ТИКО-квадратов. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1). Тема № 6: «Узоры и орнаменты» Теория: изучение правил составления узоров и орнаментов. Практическое задание: составление собственного узора или орнамента. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты». Тема № 7: «Куб. Задания с игровым кубом» Теория: изучение правил сборки игрового куба, развертка игрового куба. Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 1 - задания 1, 2). Год обучения Тема № 1: « Плоскость и объем» Теория: куб, развертки куба, понятия «вершина», «ребро», «грань». Практическое задание: конструирование куба из развертки, и наоборот, развертки из куба. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Развертка куба» (задания 1, 2, 3).
Тема № 2: «Пространственное ориентирование» Теория: понятия «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали». Практическое задание: графические диктанты «Спортсмен» (текст № 58), «Вертолет»» (текст № 51). Материалы: тетрадь, карандаш, резинка. Тема № 3: «Тематическое конструирование» Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Море». Практическое задание: конструирование на тему «Море», фигуры: батискаф, корабль, лодка, морская звезда и т.д. Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 4: « Периметр геометрических фигур» Теория: вычисление и сравнительный анализ периметров невыпуклых многоугольников. Практическое задание: конструирование невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 5: « Объем геометрических тел» Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур. Практическое задание: конструирование куба (большого и малого), прямоугольного параллелепипеда и призмы из ТИКО-деталей; сравнение их объемов. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем». Тема № 6: «Куб. Задания с игровым кубом» Теория: правила сборки игрового куба, «правильный» и «неправильный» игровой куб. Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 2). Тема № 7: «Симметрия» Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур. Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия». Год обучения Тема № 1: «Тематическое конструирование» Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Техника». Практическое задание: конструирование на тему «Техника», фигуры: корабль, ракета, звездолет и т.д. Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 2: «Пространственное ориентирование» Теория: знакомство со схематическими изображениями, лабиринтами. Практическое задание: лабиринт. Материалы: раздаточный материал – лабиринты; цветные фломастеры. Тема № 3: «Призма» Теория: исследование различных видов призм. Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных призм из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел». Тема № 4: «Пирамида» Теория: исследование различных видов пирамид. Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных пирамид из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел».
Тема № 5: «Симметрия» Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур. Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 6: «Объем геометрических тел» Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур. Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнение их объемов. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем». Тема № 7: «Задания с игровым кубом» Теория: правила сборки цифрового и буквенного игрового куба. Практическое задание: конструирование различных видов игрового куба из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Арифметика» и «Грамматика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 3). Год обучения Тема № 1: «Тематическое конструирование» Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Отдых летом». Практическое задание: конструирование на тему «Отдых летом», фигуры: корзинка, цветок, утенок, лодка и т.д. Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»). Тема № 2: «Пространственное ориентирование» Теория: изучение схем различной сложности. Практическое задание: работа по схеме «Найди клад». Материалы: образцы схем, схема «Найди клад». Тема № 3: «Многогранные тела» Теория: понятие «многогранник», исследование многогранников – сравнение по количеству вершин, ребер и граней. Практическое задание: конструирование многогранников из ТИКО-деталей. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Многогранники». Тема № 4: «Исследования по теории вероятности» Теория: знакомство с элементами теории вероятности. Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу. Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|