Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение документов в социологическом исследовании.

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов: качественный (или традиционный) и количественный анализ (контент-анализ).

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов.

Контент-анализ (от английского content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстов и текстовых массивов с последующей содержательной интерпретацией выявленных числовых закономерностей.

 

Док-т – специально созданный предмет для передачи и хранения инфы. Док-ты бывают: письмен. (рукописн., машинописн., печатн.), фонетич. (звуков., магнитофон. записи), иконографич. (рисунки, фото и кино док-ты), док-ты на машиночитаем. носителях инфы (на дискетах, дисках). Выделяют также офиц. и неофиц.; первичн. (напр., протоколы) и вторичн.(справки); личн. и безличн. док-ты.Сущ-ют 2сп. анализа док-ов: а) традицион.; б) колич. (метод контент-анализа), когда инфа переводится в колич.показатели. Достоинства метода изучения док-тов в том, что он позволяет оперативно получить необход. данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) инфа не всегда бывает достоверной; 2) в док-ах, как правило, не содержится инфы о внутр. мире, о состоянии сознания работников.

Правила работы исследователя с документом:

Определиться, к.о. док-ы будут исп-ны в ис-нии, чтобы отдать предпочтение опред. их виду.

 Отличать описания событий от их оценки

3. Выявить намерения составителя документа.

4. Уяснить общую установку, кот. была при составлении док-а.

 5. Знать метод получения первичных данных.

 6. Помнить, что офиц. док-ы более достоверны, чем неофиц.; личн. более надежны, чем безличн.; первичные надежнее вторичных.


 

48. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.

Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.

Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.

Принято различать несколько основных методов формирования выборки:

1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.

2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.

Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.

3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.


 

1. Объект и предмет социологической науки.

2. Основные категории и закономерности социологической науки.

3. Структура и уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

6. Понятие «общество» в истории социальной мысли.

7. Общество как система: сущность и характеристики.

8. Типология обществ.

9. Важнейшие подсистемы общества.

10.  Социологический подход к изучению личности.

11.  Социальный статус и социальные роли личности.

12.  Социализация личности.

13.  Социальная структура общества.

14.  Понятие и типология социальных групп

15.  Теории социальной структуры и социальной стратификации

16.  Социальная стратификация: понятие, критерии и виды.

17.  Исторические типы социальной стратификации.

18.  Социальная стратификация в современном обществе.

19.  Социальная структура современного белорусского общества.

20.  Социальная мобильность: понятие и виды.

21.  Проблема формирования среднего класса и предпринимательского слоя в современном постсоветском обществе.

22.  Теории социальных изменений.

23.  Социологические школы о развитии общества и культуры.

24.  Технократические концепции общества.

25.  Социологический анализ культуры.

26.  Понятие социального развития. Прогресс и регресс.

27.  Кризис как стадия развития социальных систем: понятие и типология.

28.  Социальное управление: понятие и структура. Особенности социального управления в Республике Беларусь.

29.  Структура и содержание социальной политики.

30.  Социальные институты: понятие и типология.

31.  Семья как социальный институт.

32.  Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака.

33.  Социальные функции семьи.

34. Современная семья: тенденции развития.

35. Молодая семья: особенности, проблемы функционирования.

36. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

37.  Религия как тип мировоззрения и социальный институт.

38.  Структура и социальные функции религии.

39.  Конфессиональное разнообразие Беларуси: история формирования и современное состояние.

40.  Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь и механизмы их регулирования.

41.  Виды социологических исследований.

42.  Этапы социологического исследования.

43.  Программа социологического исследования.

44.  Методы сбора социологической информации.

45.  Опрос в социологическом исследовании и его виды.

46.  Социологическое наблюдение.

47.  Изучение документов в социологическом исследовании.

48.  Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...