Изучение документов в социологическом исследовании.
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач. В социологии принято различать два главных вида анализа документов: качественный (или традиционный) и количественный анализ (контент-анализ). Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Контент-анализ (от английского content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстов и текстовых массивов с последующей содержательной интерпретацией выявленных числовых закономерностей.
Док-т – специально созданный предмет для передачи и хранения инфы. Док-ты бывают: письмен. (рукописн., машинописн., печатн.), фонетич. (звуков., магнитофон. записи), иконографич. (рисунки, фото и кино док-ты), док-ты на машиночитаем. носителях инфы (на дискетах, дисках). Выделяют также офиц. и неофиц.; первичн. (напр., протоколы) и вторичн.(справки); личн. и безличн. док-ты.Сущ-ют 2сп. анализа док-ов: а) традицион.; б) колич. (метод контент-анализа), когда инфа переводится в колич.показатели. Достоинства метода изучения док-тов в том, что он позволяет оперативно получить необход. данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) инфа не всегда бывает достоверной; 2) в док-ах, как правило, не содержится инфы о внутр. мире, о состоянии сознания работников. Правила работы исследователя с документом:
Определиться, к.о. док-ы будут исп-ны в ис-нии, чтобы отдать предпочтение опред. их виду. Отличать описания событий от их оценки 3. Выявить намерения составителя документа. 4. Уяснить общую установку, кот. была при составлении док-а. 5. Знать метод получения первичных данных. 6. Помнить, что офиц. док-ы более достоверны, чем неофиц.; личн. более надежны, чем безличн.; первичные надежнее вторичных.
48. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными. Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры. Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.
Принято различать несколько основных методов формирования выборки: 1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время. 2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности. Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию. 3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.
1. Объект и предмет социологической науки. 2. Основные категории и закономерности социологической науки. 3. Структура и уровни социологического знания. 4. Функции социологии. 5. Социология в системе социально-гуманитарных наук. 6. Понятие «общество» в истории социальной мысли. 7. Общество как система: сущность и характеристики. 8. Типология обществ. 9. Важнейшие подсистемы общества. 10. Социологический подход к изучению личности. 11. Социальный статус и социальные роли личности.
12. Социализация личности. 13. Социальная структура общества. 14. Понятие и типология социальных групп 15. Теории социальной структуры и социальной стратификации 16. Социальная стратификация: понятие, критерии и виды. 17. Исторические типы социальной стратификации. 18. Социальная стратификация в современном обществе. 19. Социальная структура современного белорусского общества. 20. Социальная мобильность: понятие и виды. 21. Проблема формирования среднего класса и предпринимательского слоя в современном постсоветском обществе. 22. Теории социальных изменений. 23. Социологические школы о развитии общества и культуры. 24. Технократические концепции общества. 25. Социологический анализ культуры. 26. Понятие социального развития. Прогресс и регресс. 27. Кризис как стадия развития социальных систем: понятие и типология. 28. Социальное управление: понятие и структура. Особенности социального управления в Республике Беларусь. 29. Структура и содержание социальной политики. 30. Социальные институты: понятие и типология. 31. Семья как социальный институт. 32. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака. 33. Социальные функции семьи. 34. Современная семья: тенденции развития. 35. Молодая семья: особенности, проблемы функционирования. 36. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения. 37. Религия как тип мировоззрения и социальный институт. 38. Структура и социальные функции религии. 39. Конфессиональное разнообразие Беларуси: история формирования и современное состояние. 40. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь и механизмы их регулирования. 41. Виды социологических исследований. 42. Этапы социологического исследования. 43. Программа социологического исследования. 44. Методы сбора социологической информации. 45. Опрос в социологическом исследовании и его виды. 46. Социологическое наблюдение. 47. Изучение документов в социологическом исследовании. 48. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|