Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате ИГА




Программа

Государственного междисциплинарного

Экзамена по теории и методике социальной работы

(ФГОС 3)

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 040401 Социальная работа

 

Екатеринбург

РГППУ


Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы (ГОС – 2011). Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 44 с.

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 040401 Социальная работа.

Составители: канд. соц. наук, доц. Н.Ю. Масленцева, канд. филос. наук, доц. Л.Э. Панкратова, канд. ист. наук. Н.С.Сажина, доц. М.Г. Блинова, канд. пед. наук, доц. Н.Ф. Уфимцева

 

Рецензент: докт. социол. наук Е.В. Прямикова (УрГПУ)

 

 

Одобрен на заседании кафедры социальной работы. Протокол от 25 сентября 2014 г. № 2.

 

Заведующая кафедрой социологии и социальной работы   Н.Ю. Масленцева

 

Рекомендован к печати методической комиссией Факультета социологии и права РГППУ. Протокол от 2014 г. №.

 

Председатель методической комиссии ФСП   М.Б. Ларионова
     
     
     
Декан ФСП   А.Г. Кислов

 

 

  © © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
  © © Масленцева Н.Ю., Панкратова Л.Э., Сажина Н.С., Блинова М.Г., Уфимцева Н.Ф., 2014

Введение

 

Цель и задачи итоговой государственной аттестации

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы адресована студентам, обучающимся по специальности 040101 Социальная работа. Государственный экзамен представляет собою первый этап итоговой государственной аттестации выпускника.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом 2009г. к такого рода изданиям, и представляет собою интегрированный вариант отчетности по основным разделам курсов, изученных студентами в процессе обучения. Государственный междисциплинарный экзамен как составная часть итоговой государственной аттестации позволяет выявить уровень подготовки специалиста к решению профессиональных задач.

Содержание Государственного междисциплинарного экзамена включает два блока: теория и методика социальной работы. Его целью является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний (теория социальной работы) и практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне (методика и технологии социальной работы)[1]. Под методикой социальной работы подразумевается ярко выраженная прикладная направленность, межпредметные связи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, а также курсами по изучению отдельных аспектов социальной работы с различными категориями клиентов (пожилыми, инвалидами, молодежью, безработными, семьями и др.).

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.62 «Социальная работа» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по направлению «Социальная работа».

Целью итоговой государственной аттестации является уста­новление соответствия между требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта по направлению 040401 «Социальная работа» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпуск­ников, полученными в процессе освоения образовательной про­граммы в Российском государственном профессионально-педагогическом университете в период действия настоящего стандарта.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических междисциплинарных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Задачи аттестации:

· выявить уровень теоретической подготовки специалистов на междисциплинарном государственном экзамене по основным предметам Профессионального цикла;

· определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения тео­ретических знаний, умений и навыков выпускников в анализе актуальных проблем социальной работы.

· выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалиста социальной работы, уровень его адаптации к сфере или объекту профессиональной мультидисциплинарной деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате ИГА

- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- использует в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

- способен обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

- готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

- готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

- способен к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

- способен к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

- готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

- готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);

- способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

- способен осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);

- способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

- готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

- способен исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

- владеет способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

- способен выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

- способен определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

- готов к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

- способен составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

- готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

- способен к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

- способен к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);

- владеет высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22);

- способен учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);

- способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);

- способен к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);

- готов к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

- способен к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);

- готов к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);

- способен разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29);

- готов к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

- способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

- готов к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);

- способен участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

- готов разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);

- способен создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Для профиля «Социальная работа в системе социальных служб» выпускник должен продемонстрировать следующие профильно-специализированные компетенции:

· Способность критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

· Способность к формированию собственного профессионального имиджа и корпоративного имиджа конкретного учреждения системы социальных служб (ПСК-2);

· Готовность использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3);

· Способность использовать полученные специализированные знания в организации деятельности социальных служб с различными категориями клиентов (ПСК-4);

· Владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе социальных служб (ПСК-5).

Для профиля «Социальная работа в системе здравоохранения» выпускник должен продемонстрировать следующие профильно-специализированные компетенции:

· Способность критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы здравоохранения и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

· Способность к формированию собственного профессионального имиджа и корпоративного имиджа конкретного учреждения системы здравоохранения (ПСК-2);

· Готовность использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе здравоохранения (ПСК-3);

· Способность использовать полученные специализированные знания в организации деятельности здравоохранения с различными категориями клиентов (ПСК-4);

· Владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе здравоохранения (ПСК-5).

 

Требования к уровню освоения содержания образовательной программы выпускника по направлению 040401 «Социальная ра­бота» заключаются в том, что выпускник по направлению «Соци­альная работа» по окончании обучения должен:

· получить системные знания, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом;

· уметь применять знания в практике социальной работы, в различных организациях и подразделениях органов социальной за­щиты населения, региональных и муниципальных образований;

· сформировать необходимые компетенции, позволяющие осуществлять эффективную самореализацию личности в системе социальной работы;

· быть готовым к продолжению процесса обучения в магистратуре и аспирантуре

· и освоению различных образовательных программ дополнительного образования в области социальной работы.

В соответствии с квалификационными требованиями ФГОС ВПО бакалавр должен знать:

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как
социального института в России и за рубежом;

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни
социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий
социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

· основы социальной медицины;

· основы правового обеспечения социальной работы;

должен уметь:

· проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы;

· участвовать в исследователъско-аналитической работе соответствующего уровня;

· участвовать в организации и проведении психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы;

· получать и обрабатывать информацию о системе социальной работы;

· использовать опыт практической работы в организациях и службах социальной зашиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· организовывать и осуществлять управленческую деятельность в социальных учреждениях и службах.

должен владеть:

· основными методами социальной работы с отдельными лицами и
различными группами населения;

· основными методами рациональной организации труда, принятия
управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

· методикой координации непосредственной контактной социальной
работы проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и
мониторинговой работы;

· основными методами социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности;

· методами образовательно-воспитательной работы в социальных
учреждениях и службах;

· основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в со­став государственной аттестации, допускаются лица, успешно за­вершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению 040401 «Социальная работа».

Итоговая аттестация по направлению «Социальная работа» предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «бакалавр социальной работы» общего профиля, и выдается диплом госу­дарственного образца о высшем профессиональном образовании. Программа итоговой государственной аттестации устанавливает:

· равные возможности и требования для выпускников всех форм обучения;

· соответствие государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 040401 «Социальная работа»;

· четкую ориентацию на оценку уровня усвоения материала по всем циклам дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта;

· технологию и организацию государственной итоговой ат­тестации по указанному направлению.

Государственный экзамен представляет собой первый этап ито­говой государственной аттестации выпускника направления.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

На междисциплинарный комплексный экзамен по профессиональным дисциплинам выносятся такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень:

1. полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, социальную медицину, правовое обеспечение, управление персоналом, гендерологию, феминологию и т.п.),

2. изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т.п.;

3. овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т.д.

Цикл профессиональных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Социальная антропология», «Основы социальной медицины», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Управление в социальной работе», «Экономические основы социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Методы исследования в социальной работе».

Профессиональный цикл дисциплин по выбору Федерального государственного образовательно­го стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Семьеведение», «Основы гендерологии», «Социальная геронтология», «Основы ювенологии», «Основы РR-деятельности».

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

· сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

· место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

· основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и зна­чимость;

· исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

· категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

· наиболее значимые подходы к определению и изучению феномена, важные исследования и достижения в данной области;

· основные способы и направления разрешения индивидуальной и социальной проблематики, вызванной наличием данного феномена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;

· перспективы развития феномена.

 

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его про­фессиональной компетентности.

Сдача междисциплинарного экзамена проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из разных разделов учебной программы и один практический вопрос, касающийся решения ситуационной практической задачи по действиям специалиста социальной работы в конкретной проблемной ситуации в отношении клиента социальной службы.

При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационном билете, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

По результатам экзамена студентам выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При оценке знаний студента учитывается степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков, а также умение студента использовать в ответе нормативный и практический материал.

Оценка «отлично» выставляется за ответы, изложенные логично, систематизировано в полном объеме; основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

Оценка «хорошо» выставляется за ответы, содержащие незначительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответы, содержащие значительные пробелы в усвоении материала, изложенные не систематизировано; выводы слабо аргументированы; в изложении материала и выводах допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответы, в которых не раскрыто содержание основного материала, нет обобщений и выводов.

Студенты, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ФГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются в установленном по­рядке. Восстановление отчисленных студентов производится на основании их личного заявления. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются студенту на основании соответствующего приказа о восстановлении.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний проводится не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Студенты, успешно сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...