К постановке проблемы развития детского самосознания
Б.Г.Ананьев
Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Первоначально оценка себя и своих поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием (родители, знакомые, педагоги, вожатые). По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой. Дошкольник 4 лет на вопрос: «хороший ли он мальчик?» отвечает: «Да, я ведь послушный». В этом случае его «самооценка» в прямой форме выражает мнение его родителей. Лишь в дальнейшем образуются известные элементы самостоятельного представления о себе. Это личное участие в образовании самооценки встречается впервые в оценке не моральных и личных качеств, а предметных и внешних признаков. Дошкольники 3, 3,5и 4 лет определяют свое сходство и различие сдругими детьми наличием или отсутствием игрушек, книг, одежды, пищи и т.д. Эта наивная форма предсамооценки находит свое специфическое выражение в детских «дразнилках» («А у меня есть то и то!» «А зато у меня есть вот это!»). В этом сказывается еще сохранившаяся неотделенность действий от предмета, неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания. Здесь представление о себе другом замещаются предметными, вещными образами. В сознании дошкольника, как нам представляется, нет еще представления о другой личности в ее внутренней жизни и социальном образе поведения. Именно поэтому ребенку трудно говорить самостоятельно о другом, не видя его непосредственно, хотя он может с успехом подражать отдельным приемам поведения и передавать его речь. Именно ролью чувственных восприятий другого объясняется тот факт, что маленький ребенок предпочитает говорить о себе скорее, нежели о других. Это предпочтение отнюдь не имеет «эгоцентрической» природы, а объясняется тем, что ребенку легче говорить о себе, так как он «видит себя каждый раз», а других ребят из детской группы он «видит, потом не видит, потом снова видит».
Большим достижением в развитии дошкольника; которое позволяет отделять оценку себя от оценки другого (отождествленных в предметной оценке), является переход от предметной оценки другого к оценке другого и внутренних состояний самого себя. Это достижение является прямым продуктом успешной совместной воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи, развивающих в детях элементы морального сознания. Однако непосредственность самооценки в ее влиянии на оценку других детей ясно сказывается в следующем примере. Дошкольнику 4 лет был предложен образный, но незаконченный рассказ о том, как он должен был возвращаться к себе домой с руководительницей из детского санатория, где жили знакомые дети, причем он мог выбрать для сопровождения трех ребят, самых сильных, храбрых и интересных, с которыми ему было бы не страшно и не скучно. Мальчик отвечал так: «Самый сильный - Алик». Экспериментатор: «Почему?» Испытуемый: «Он так сжимает кулак; что я разжать не могу». «Самый храбрый - Ива... он лезет драться с Аликом; который самый сильный». Самая интересная оказалась Валя; она «как старшая, вытирала пыль в группе», т.е. выполняла поручение воспитательницы. Развитие в процессе дошкольного воспитания правил коллективного поведения детей и привычек этого поведения вырабатывает у них сознание необходимости действовать сообразно этим правилам, оценку собственного поведения с точки зрения поведения должного, основанного на поведении коллектива, общественного действия. В образовании целенаправленности и планомерности волевых действий дошкольника определяющую роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего желания. Насколько осознание правил поведения становится для ребенка критерием его собственных волевых действий, самооценки и коммуникативных отношений показывает исследование Горбачёвой о мотивах детских жалоб в дошкольных учреждениях. Приведенный ею материал свидетельствует о том, что процесс осознания правил поведения и их нарушения и восстановления является весьма актуальным в общем процессе психического развития дошкольника. Как показывают эти данные, детские жалобы в подавляющем большинстве касаются не личных обид, а нарушений правил; апеллируя своими жалобами к воспитательнице сплошь и рядом без какой-либо личной неприязни к нарушителю, ребенок как бы ищет подтверждения правилу. В этом обращении к воспитательнице он как бы вновь проверяет его обязательность, действенность и всеобщность. Посредством овладения правилами поведения в коллективе ребенок овладевает собственным поведением и целями своих перспективных действий и, что особенно важно подчеркнуть, вместе с ростом этого самосознания и самообладания овладевает коллективными отношениями, приучается воздействовать на других организованно, в соответствии с правилами и целями общественного поведения.
Особенный интерес представляет исследование В.А.Горбачевой, проведенное ныне в нашем отделении. Это исследование, посвященное формированию самосознания ребёнка дошкольника в процессе воспитания у детей правил взаимоотношений установило новые и важные факты. В.А.Горбачевой подробно изучены условия образования взаимооценки и самооценки детей в разных формах их деятельности (обязательных занятий, дежурств, игры). Особенно важным является убедительно подтвержденное ею положение о том, что основу самооценки ребенка составляют те же более или менее объективные суждения, что и основу взаимооценки. Относительная объективность последней объясняется постоянной оценочной деятельностью воспитательницы, организацией ею оценочных отношений в группе и на этой основе систематическое приучение детей к неуклонному и осознанному выполнению правил поведения.
Именно в процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективной жизни группы формируется и объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка в отношении товарищей и самого себя, как показывает исследование, определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием воспитательницей как внутренней коллективной жизни группы, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Эта адекватность самооценки определяется и характером игровой деятельности ребенка, осознанием объективных компонентов этой деятельности, особенно ее результатов. Оценочное суждение ребенка о самом себе непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы, как это видно, например, из анализа практики организации дежурств в детском саду. Заслуживает внимания анализ В.А.Горбачевой одного из занятий в детском саду, в котором воспитательница четко выделяет определенные стороны поведения детей для их собственного наблюдения и дает детям прямую установку на оценку. Педагогическая оценка является, по данным этой работы, моральным фактором образования детской самооценки, когда воспитательница: а) в повседневном быту постоянно фиксирует внимание детей на разных сторонах поведения ребенка в различных видах его деятельности; б) формирует в детском сознании общие критерии оценки выполнения правил взаимоотношения; в) привлекает детей к совместной оценке и г) подчеркивает в своей оценке продвижение ребенка вперед, моральный рост ребенка. Много лет назад, изучая психологическую природу педагогической оценки и ее влияния на развитие ума и характера детей-школьников, мы выделили две функции оценочных воздействий в процессе воспитания и обучения. Первая из них, названная нами ориентирующей, заключается в том, что ребенок посредством педагогической оценки сознает собственные знания, результаты своего учения;
Вторая функция оценки – стимулирующая - определяет собой переживания ребенком успеха или неуспеха, являясь, таким образом, побуждением к деятельности. Сочетание ориентирующей и стимулирующей функций педагогической оценки, по нашим наблюдениям, формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т.е. самосознание, особенно самооценку. Далее, по нашим наблюдениям оказалось, что оценочные воздействий воспитателя на отдельного учащегося влияют наскладывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного учащегося. Исследование В.А.Горбачевой, о котором говорилось выше, показывает, что уже в старших дошкольных группах выступает ведущее значение ориентирующей и стимулирующей роли педагогической оценки в формировании адекватности взаимооценки и самооценки. Как можно было видеть, психология детей дошкольного возраста, рассматриваемая на основе теорий дошкольного воспитания, дает чрезвычайно много для генетического анализа детского самосознания. Именно на таком генетическом материале выясняется последовательный ход первоначального формирования детского самосознания. От осознания собственных действий посредством оценки (с осознанием мотива деятельности и отделением действий от некоего постоянного элемента в самом себе) к самооценке - таков этот путь, подготовляющий ребенка к последующей деятельности учения и школьному образу жизни. Можно было заметить далее, что на этой ступени развитии самооценка не только неотделима от оценки воспитателя и взаимооценки детей, но и представляет собой адекватное отражение воспитываемых у детей правил взаимоотношений. Подобное положение отмечается и в младших классах начальной школы. Резкое изменение наступает в школе в связи с предметным характером обучения и воспитанием сознательной дисциплины на основе возрастающей ответственности и самостоятельности учащихся. У подростков-школьников обнаруживается ясное отделение себя от оценки другого и вместе с тем потребности в знании людей, выражающиеся в ориентации на «образцы поведения», в увлечении историей, путешествиями и приключениями, художественной литературой и ее классическими образами, где всюду показывается волевой характер, умение выходить из трудных обстоятельств и достижение людьми целей жизни. Потребность в знании людей уже не находит своего непосредственного выражения в оценке других, непосредственно связанных с нею личностей и преобразовывается в сложные формы культурного развития. На этой стадии, развития самооценка носит еще конкретный, отчасти даже ситуационный характер, связанный с оценкой родителей, товарищей, педагогов. Этим, объясняется, что большинство подростков предпочитают лучше говорить о других, а не о себе, причем не из желания скрыть что-либо (ссылка на «секрет», чаще встречается у девочек), но вследствие трудности определения самого себя при относительной легкости определения внешних качеств другого (и выражаемых внешне-внутренних состояний, как это дифференцируется подростками). В этом отношении подросток противоположен дошкольнику, скорее затрудняющемуся говорить о другом, нежели о себе. И в том случае, если подросток определяет собственные качества, Он может это проделывать лишь при условии сравнения, сопоставления себя с другими. Это сопоставление является обыкновенным критерием его самооценки. В этом плане представляют собой особый интерес мотивы избирательных товарищеских связей подростка, мотивы его личных отношений. Неустойчивость этих отношений отражает отсутствие системности в оценочных представлениях о других. У него еще отсутствует единый принцип оценки и обобщенный принцип индивидуального подхода. Поэтому критерии его оценочных отношений множественны. Так, подросток может дружить с одним - для совместных занятий, с другим - для времяпрепровождения, с третьим - для воспитания у себя решительности и храбрости и т.д. Критерии оценки другого подростка множественны и чрезвычайно относительны именно потому, что оценка изменяется в зависимости от изменения роли и значения этого человека и определённой ситуации.
Исследование оценки себя через оценку другого ясно показывает, как за этой множественностью приемов оценок другого находится еще не определившееся осознание собственных индивидуальных особенностей. Вследствие этого приемы самооценки опосредованы всякими знаниями о других, без достаточной их классификации и отбора. Поэтому подросток 1 2- 14 лет не может говорить вообще об общих чертах характера не только самого себя, но и другого, без ситуационных наведений, приближающих его к назначению человека в ситуации. О самом себе подросток начинает говорить с легкостью и уверенностью тогда, когда он разобрался в действиях и качествах другого подростка, причем в одном случае таковым выступает наиболее близкий товарищ, в другом - наименее известный; в одном – лицо, которому он наиболее симпатизирует, в другом - лицо, вызывающее антипатию, и т.д. После определения качеств другого подросток быстро схватывает сходство и различия с самим собой, причем в ряде случаев указывает и на то, какие качества ему хотелось бы иметь. В этом процессе подросток создает свой собственный образ, как отражение, преобразование образа другого. Значительно более высокой формой является прямая самооценка, выраженная в деятельности или речи, представляющая собой известную развивающуюся систему оценочных представлений о себе в связи с «жизненным планом» и воспоминаниями о прошлом, в связи с уровнем притязаний и уровнем психического развития. Проявление этой формы самооценки мы встречаем не только у 15-летних подростков, но и раньше, в зависимости от характерологических особенностей и степени умственного развития. Важно при этом отметить, что в основе самооценки здесь еще более четко выступают общественные критерии личного поведения, лежащие также в основе оценок другого. Процесс развития самооценки преобразуется не самими возрастными закономерностями, а изменением типа сознательной деятельности, которая в условиях средней школы превращается в деятельность ответственную, на основе сознательной дисциплины. Поэтому образование самооценки есть момент в развитии оценочных отношений, порождаемых руководством развития подростка в обучении, общественно-политическом и моральном воспитании; объективный ход процесса, как важнейшей черты характера, преобразующей отношение к другим, планирование и воздействие на других (индивидуальный подход), образующей, наконец твердые субъективные основания самоконтроля, - и практической деятельности может быть понят лишь в связи с историей воспитания личности. Однако остается невыясненным важнейший для школьной практики воспитания вопрос о роли детского (школьно-классного) коллектива в формировании оценочных отношений, особенно самооценки. Одна из наиболее известных в буржуазной детской психологии, работа Деринга о психологии школьного класса ставит этот вопрос, но решает его в духе порочной идеалистической концепции Щпрангера. Деринг не мог найти объективных критериев психологического анализа внутренней жизни класса, сводя его в одном случае к простой суммации индивидуально-психологических анализов школьников, в другом - к утверждению существования некоего «объективного духа класса». Между тем несомненно, что развивающиеся на основе идейного содержания обучения и воспитания оценочные взаимоотношения школьников играют очень важную роль в формировании детского самосознания, особенно самооценки. Это положение тем более важно для советской школы, в которой, принципы и практика коммунистического воспитания формируют у детей коллективизм, гармоничное сочетание общественного и личного сознания в деятельности учащихся. Блестящий педагогический опыт Макаренко и его педагогическая концепция дают твердое обоснование такому пониманию организации детского коллектива для целей воспитания сознания и самосознания воспитанников. Интересные новые данные по этому важному вопросу получены в нашем отделении А.Л.Шнирманом. Несмотря на то, что в его исследовании специально изучен лишь процесс формирования нравственных привычек учащихся старших классов в связи с организацией классного коллектива и представлениями учащихся о чести школы, в нем имеется ряд существенных данных и о некоторых особенностях развития самосознания учащихся на основе коммунистического воспитания. А.Л.Шнирман показал зависимость деятельности и сознания учащихся от характера коллективной организации школы и класса. Это позволило Шнирману осветить одну из сторон самосознания учащихся - осознание ими себя как части школы и класса, как части коллектива. Эта сторона самосознания относится к более высокому уровню формирующегося самосознания - осознания себя как субъекта общественной деятельности. Нужно здесь же заметить, что осознание своих действий и отделение себя от отдельных действий составляет более начальный и элементарный уровень самосознания. Осознание себя как субьекта деятельности становится практически возможным лишь на уровне относительно самостоятельной деятельности, которая и выступает прежде всего в общественной деятельности учащегося в коллективе, руководимом учителем. На этом уровне развития самооценка принимает иной, более сложный вид, переставая быть вместе с тем ведущей формой самосознания. Такой ведущей формой является осознанное отношение к общему делу, осознание себя как субъекта не только личного, но именно общего дела. В коллективной жизни школы, с ее новым (сравнительно с детским садом) общественно-политическим образом жизни и воспитанием отношений в пионерских и комсомольских организациях изменяется и характер взаимооценки. На место непосредственно-эмоциональной взаимооценки становится взаимооценка, опосредованная оценкой отношения к общей, коллективной деятельности. Коллектив школы и класса с его морально-политическими традициями, идейным содержанием общей деятельности и новой структурой внутренней совместной жизни детей преобразует самосознание, создает новый и более активный уровень его развития. А.Л.Шнирман показал характер расширения рамок самосознания на основе воспитания коллектива и отношений учащихся в школе к своему классу. Расширение границ самосознания при правильной организации внутренней коллективной жизни школы идет одновременно в трех направлениях: осознания подростком себя как части класса, осознание себя как части школы и осознание себя как части советского общества. В анализе путей такого возрастающего расширения границ и направленности самосознания удалось наметить и одну немаловажную деталь. По данным Шнирмана, нередко оказывалось, что подростки раньше и конкретнее осознавали свою интимную прикосновенность к более общему коллективному целому. Именно к школе, нежели к своему классу. С другой стороны, Шнирман правильно отмечает, что осознание себя как части советского общества (как будущего гражданина) развертывается отнюдь не после развития «школьно-классного» самосознания учащихся, а совместно с ним в процессе повседневного идейно-политического воспитания учащихся. Одновременность развития этих более общих и более частных форм самосознания определяется тем, что идейное содержание знаний, воспитание коммунистического мировоззрения и сознательной дисциплины систематически развивают у учащихся средней школы, особенно средних классов, мотивы «дальнего прицела». Преобразование мотивов деятельности и их перспективное «выдвигание» далеко вперед самой текущей деятельности превращает самосознание подростка и юноши в осознание будущего жизненного пути, будущей самостоятельной общественно-трудовой деятельности, будущего характера и таланта. Так возникает на первый взгляд парадоксальное положение, при котором более абстрактное и всеобщее отношение к советскому обществу определяет отношение к своей, школе, а отношение к своей школе формирует осознание себя как части класса. Так образный компонент детского самосознания снимается новым его логическим строением. Интересы и идеалы учащихся старших классов, определяемые идейной направленностью воспитания, по своей структуре носят мыслительный характер. Не составляют исключения и идеалы, характерные своей персонификацией и относительной перспективной «наглядностью». Развитие мотивов «дальнего прицела» осуществляется в форме интересов и идеалов, причем последние, в отличие от первых, обладают своеобразной «обратимостью», но уже не в чувственно-наглядном смысле, а в смысле, обобщенных нравственно-эстетических представлений. Ориентация на «образцы» деятельности и сознания посредством «образов» носит логически-эмоциональный характер, причем и самые эмоции здесь выступают не в форме конкретных предметных эмоций, но в форме эмоций обобщенных. Несомненно, важным моментом в развитии таких обобщенных эмоций и перспективной жизненной ориентации формирующегося самосознания играют образы художественной литературы. Как показывает у нас исследование В.Е.Сыркиной, эти образы, в силу их идейного содержания и эстетического воздействия, являются существенным фактором становления самосознания, особенно осознания себя как субъекта самостоятельной общественной и личной деятельности. Влияние образов героев художественной литературы на формирование самосознания осуществляется своеобразным «переносом» этого, образа, его приближением к собственным судьбам, характеру, жизненным отношениям. В.Е.Сыркина намечает две формы, а вместе с тем две разные стадии развития подобного морально-психологического переноса: неопосредованного и опосредованного. В первом случае, вследствие слабого анализа художественного образа, недостаточного выделения главных черт героя и отвлечения его от конкретной ситуации, перенос происходит недифференцированно, носит слитный характер. Все это определяет чисто подражательное отношение юноши или девушки к характеру и деятельности литературного героя. Иначе строится опосредованный перенос на «себя» образа; героя художественно-литературного произведения. Когда образ подвергается более или менее глубокому анализу, обобщаются главные черты и отвлекаются от конкретной сюжетном ситуации, перенос принимает дифференцированный характеру а воздействие героя на читателя принимает форму внутреннего следования идеалу. По замечанию В.Е.Сыркиной, «это внутреннее подражание основывается не только на анализе героя; но и на самоанализе», развивая тем самым самоанализ. Нужно, конечно, отметить, что все эти отдельные фрагменты не выясняют еще в полной мере цельной картины сложной структуры юношеского самосознания, но проливают свет тем не менее на некоторые из его важнейших сторон. Не только относительная самостоятельность в общественной самодеятельности учащихся, но и относительная самостоятельность в выборе жизненных целей, сфер жизни, идеалов и вкусов способствуют развитию внутренней самостоятельности. "Осознание учащимся себя как субъекта этой относительно самостоятельной деятельности имеет огромное психологическое значение для формирования нравственной готовности учащихся к гражданскому совершеннолетию, к будущей самостоятельной трудовой и общественно-политической деятельности. Исследование развития самосознания на этих более высоких ступенях требует изучения ряда глубоких и интимных взаимоотношений; именно самосознаниям совести, переживаний долга и чести. Это составит задачу наших дальнейших исследований, поскольку в литературе нет никаких подготовительных условий для анализа этого важнейшего вопроса. Однако, если в научно-теоретическом познании этот вопрос еще не занял необходимого положения, то в литературно-художественном познании он занял одно из первенствующих мест. Именно русская классическая реалистическая литература, особенно в произведениях Л.Н.Толстого, дала незабываемую образную картину этих внутренних связей самосознания и совести, т.е. эмоциональной оценки своих собственных поступков. В советской художественной литературе имеются блестящие образцы такого образного решения этого вопроса у Фадеева в «Молодой гвардии», в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, в «Звезде» Казакевича и др. Психология пока еще стоит перед этой проблемой, несмотря на всю ее исключительную важность. Это объясняется тем, что в психологии именно проблема самосознания оказывается наименее разработанной, а вследствие этого до настоящего времени не определен и психологический аспект этической проблемы совести. Между тем характерно, что еще Сеченов, дав краткий набросок развития детского и юношеского самосознания, завершил его схематической историей образования «внутренних голосов», т.е. совести. Сеченову было не под силу решить эту проблему, вполне уяснимую лишь на основе марксистско-ленинской этики. В настоящий момент проблему единства самосознания и совести можно считать достаточно подготовленной для научного исследования в самом ближайщем будущем. Другой проблемой, пока еще лишь намеченной нами к исследованию, является проблема специфических механизмов самосознания, каким выступает внутренняя речь. Преобразование психологической структуры самосознания - переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому знанию о самом себе как субъекте деятельности и жизни, конечно, изменяет функцию внутренней речи: именно внутренние монологи и мысленные диалоги в самосознании выступают словесно-логическим механизмом самосознания. Исследования показывают, что внутренняя речь, превращающаяся в основной механизм самосознания, сама первоначально является его первоначальным продуктом. Внутренняя речь, как показывают наши исследования, возникает тогда, когда внешняя речь становится объектом сознания, т.е. когда ребенок осознает не только предмет речи, но и самое строение собственной речи. Огромную роль в этом осознании строя устной речи играет овладение ребенком письмом и чтением, Как это показано в исследованиях В.В.Оппель, речемыслительная структура внутренней и письменной речи имеют очень много общего, основываясь на развитии сознательного овладения ребенком уже образовавшейся ранее устной речью. Таким образом, внутренняя речь образуется лишь тогда, когда имеет место хотя бы первичный сознательный диализ речи, т.е. тогда, когда речь проходит новый, рефлективный период развития. В последующем именно внутренняя речь становится общим психологическим механизмом самосознания, составляя основные речемыслительные операции в функциях этой сложной формы сознания. В связи с вопросом о внутренней речи и ее рефлективном происхождении неизбежно встает более общий вопрос о рефлективном, следовательно вторичном; цикле развития всех психических процессов формирующейся личности. В процессе учения, как известно, формируются все интеллектуальные процессы школьника. Однако лишь на высоком уровне этой деятельности учения, в старших классах, учащийся осознает себя как умственного работника, как субъекта умственной деятельности. Этому предшествует длительное воспитание у учащихся в младших классах сознательного отношения и мотивов учения, воспитания в них известного представления о них самих как об учащихся. Привить ребенку подобное «учебное» самосознание - дело длительного и упорного педагогического труда; Когда ребенок не только объективно является учащимся по своему положению и обязанностям, но становится им и субъективно, тогда резко активизируется вся интеллектуальная деятельность школьника. Воспитание мотивации учебной деятельности школьников имеет особое значение для активизации сознания и всех психических процессов. На этой основе не только учебные предметы, но и деятельность учения самого ученика становятся предметом сознания. Учащийся не только воспринимает учебный материал; но и становится наблюдательным, овладевая собственным восприятием. Он не только заучивает учебный материал, но и организует собственный процесс запоминания, не только осмысливает его, но и контролирует, оценивает и направляет развитие своей мысли и т.д. Таким образом, первоначально формируясь в непосредственном владении предметом обучения, интеллектуальные процессы сами осознаются, становятся предметом самосознания. Особое значение в этом переводе интеллектуальных функций и процессов на более высокую, рефлективную ступень играет организация в школе самостоятельной работы учащихся. Формируя рефлективный строй интеллектуальных процессов школьника, самостоятельная работа учащихся сама становится в последующем зависимой от развития самосознания учащегося. Это единство развивающихся самостоятельности в учении и самосознания находит свое непосредственное объективное выражение в стилеумственной работы учащихся старших классов. Именно в этом направлении приобретает особое психологическое и педагогическое значение исследование Ю.А.Самарина, посвященное формированию стиля умственной работы учащихся. В этом исследовании показано, как определенный тип руководства самостоятельной работой учащихся создает необходимые внутренние условия для овладения самим учащимся собственными интеллектуальными процессами (особенно памятью и мышлением). Как показано этим исследованием, осознание себя как умственного работника отнюдь не есть чисто субъективный процесс. Объективным компонентом этого процесса осознания себя субъектом умственной деятельности является система технических приемов умственной деятельности, ставших привычными в результате систематического учения, педагогического контроля и самоорганизации умственной работы учащихся в процессе обучения.и руководства со стороны учителя. В этой работе удачно показано, что даже в самой интимной сфере, какой является самосознание, в частности это интеллектуальная рефлексия, всегда есть в действительности единство объективного и субъективного, причём объективным компонентом является не только техника самоорганизации учения, но и оценочные критерии, истоки которых лежат в руководстве. Разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся представляет далеко идущее значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума. Вопрос о факторах и формах развития детского самосознания является частью более общей проблемы закономерностей формирования. детского сознания наоснове воспитания и обучения. Суть этого частного вопроса проблемы детского сознания заключается в установлении общественного характера становления индивидуальности и преодоления индивидуалистически-субъективной трактовки самосознания и некоей спонтанной линии его развития. Задача наших исследований заключалась в новой постановке этого вопроса, при которой удалось бы вскрыть, каким образом формирующаяся личность начинает осознавать себя как субъекта коллективной деятельности и процесса учения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|