Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корркеционная программа для младших школьников: игротерапия детского общения




1. Общение с другими людьми – бесценный дар и важнейшее уменье, которым обладают люди. Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми, и, согласитесь, что по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. Совместное времяпрепровождение в детском саду, дружба в школе, дружеская привязанность в юношестве – все это общение, но какое оно разное!

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

В возрасте 4-7 лет дошкольники относятся к дружбе, как к односторонним отношениям. Они не отвергают друга, но и не поддаются его влиянию. В этом возрасте дети не рассматривают дружбу как постоянную обязанность.

В процессе учебной деятельности ребёнок выступает и как субъект и как объект общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.

Общение и дружба – важный социальный навык, поскольку друзья – существенная составляющая жизни. Младшие школьники, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события. Игра со сверстниками позволяет детям узнать, как люди должны вести себя в конкретных ситуациях. Они учатся действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках других детей, узнают, как принято себя вести в разных ситуациях.

В младшем школьном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребёнку, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит школьнику ни с чем несравнимое удовольствие.

Однако в этот период у младшего школьника может возникать немало трудностей, затрудняющих процесс общения.

Причинами возникновения затруднений в общении могут быть:

1 Одной из наиболее распространенных трудностей является их неустойчивость, неуравновешенность. По­рой взрослые не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающи­ми любое замечание, плаксивыми, тревожными. Три наиболее выраженные группы это: агрессивные дети, эмоционально расторможенные и застенчивые, ранимые дети.

2 Трудности в развитии общения могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отно­шения окружающих к ребенку.

3 Неадекватная самооценка может так же стать причиной затруднения в общении.

4 Внутренние конфликты самого ребёнка. Например, ребенок со страхом автономии, не ре­шивший в свое время дилемму «самостоятельность—нереши­тельность», во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто является посещение школы, может проявлять пассивность, двигательную заторможен­ность, нерешительность.

Процесс регуляции и построения общения ребёнка со взрослыми и сверстниками считается прерогативой педагогов. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере игротерапевт с его специфическими методами может оптимизировать процесс общения психически здорового, благополучного ребёнка?

В младшем школьном периоде сюжетная игра, возникшая на границе раннего и детского возраста, приобретает наиболее развитую форму. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.

Внесший большой вклад в разработку теории игры немецкий психолог К. Гросс считал, например, игру упражнениями, определяемыми инстинктами в целях их усовершенствования («особые формы игры — это особые формы инстинктов»). По мнению психолога А. Адлера и его последователей, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности (комплекс неполноценности). Поэтому дети любят играть в фею, в волшебника, поэтому «мама» так самовластно обращается с куклой-«дочкой», вымещая на ней все свои огорчения и неприятности, связанные с реальной жизнью.

В теории игры голландского психолога Ф. Бойтендайка игра рассматривается в новой по сравнению с обозначенной К. Гроссом функции — как своеобразная ориентировочно-исследовательская деятельность по отношению к предметам окружающей действительности. Разные на первый взгляд, эти теории имеют общую, объединяющую их платформу — авторы их утверждают, что в основе игры лежат инстинкты, биологические потребности, которые проявляются по мере вызревания. Взрослому в этом столь важном для ребенка виде деятельности остается лишь роль пассивного наблюдателя, созерцателя.

Так и по мере развития ребенка в онтогенезе все более расширяется осознаваемый им мир, возникает потребность участвовать в такой деятельности взрослых, в которой он практически не может участвовать. Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой ребенок как будто воспроизводит действия, поведение, отношения взрослых. «Именно потребности ребенка, иначе никак не могущие быть удовлетворенными, создают тот острый эмоционально-аффективный тон, который присущ игре», — отмечала на всесоюзном симпозиуме, посвященном психологическим и педагогическим проблемам игры, Л. И. Божович.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослым — психологом, педагогом, родителем, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения — переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Игровая терапия стала активно развиваться в связи с усилением социально-психологических факторов напряжения, разрушающих нервно-психическое здоровье детей, нуждающихся в упреждении и своевременной коррекции регрессивной направленности их личности.

В своих исследованиях А.Г.Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства и имеет форму эмоционально- практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаке отношения к себе, забывая о товарище. М.И. Лисина назвала это феноменом "невидимого зеркала".

При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

 

Портрет ребенка имеющего проблемы в общении:

1 Замкнутость

2 Речевые проблемы

3 Застенчивость, скованность, робость

4 Отсутствие навыков совместной деятельности

5 Неумение налаживать контакт

6 Страхи общения, уход в себя

7 Отсутствие навыков коммуникации

8 Непонимание невербальной коммуникации

9 Неумение выражать свои чувства и эмоции

10 Неспособность сопереживать другому человеку, откликнуться на эмоциональное состояние близких людей

11 Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции

12 Отсутствие контроля за своим поведением

13 Множество отрицательных эмоций

14 Агрессивное поведение

15 Чрезмерная обидчивость

16 На все реагируют слишком бурно

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В программе одной из основных техник работы является игротерапия, так как с помощью игры, дети с трудностями в общении в увлекательной форме научается строить партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, могут реализовать в символической игровой форме длительно подавляемые важные потребности – в активности, демонстрации своих возможностей, чувств и др. Так же используются методы психогимнастики (имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер), которая способствует развитию положительного эмоционального состояния, чувства принадлежности к группе и раскрытию себя и элементы телесной терапии, представленные двигательными упражнениями, которые хорошо подходят для детей младшего школьного возраста, так вызывают у них живой интерес и не сложны в исполнениях.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цель коррекционной программы – преодоление трудностей общения в младшем школьном возрасте.

Задачи программы:

1) Диагностика психологического состояния и поведенческих особенностей ребёнка.

2) Развития у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях.

3) Выработка положительных черт характера, способствующие лучшему пониманию при общении.

4) Коррекция самооценки ребенка.

5) Коррекция замкнутости, застенчивости, скованности, нерешительности ребёнка.

 

Критерии эффективности программы:

- повышение самооценки;

- развитие навыков совместной деятельности;

- преодоление замкнутости, застенчивости, скованности.

 

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического состояния детей.

Диагностика:

- Методика определения самооценки ребёнка (Щур В. Г.).

Цель диагностики: выявление особенностей самооценки ребёнка.

Экспериментальный материал: шесть нарисованных лесенок, состоящих из пяти ступенек.

Ход проведения исследования и последовательная оценка результатов.

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Экспериментатор просит отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно, «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

- Тест «Несуществующее животное».

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".

- Тест «кинетический рисунок семьи».

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

- Социометрия.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

- Проективная методика исследования личности Рене Жиля(приложение 1).

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

 

- Наблюдение воспитателей и родителей.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция коммуникативных и поведенческих проблем у ребёнка (низкая самооценка, замкнутость, застенчивость).

4 этап - контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий для детей младшего школьного возраста. Группы по 6-8 человек.

Структура занятия:

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

Развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 5 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Домашнее задание – 2 минуты.

Тематический план занятий:

 

№ занятия Тема Кол-во часов
  «Давай знакомиться!» 40 мин
  «Пойми себя» 40 мин
  «Я и мои эмоции» 40 мин
  «Вот он я какой!» 40 мин
  «Я - сильный» 45 мин
  «Я могу быть разным» 45 мин
  «Ты мой друг» 45 мин
  «Я могу быть разным» 45 мин
  «Я хочу дружить» 40 мин
  «Я умею дружить!» 40 мин

 

ЗАНЯТИЕ 1

«Давай знакомиться!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя, повышение уверенности в себе, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ритуал приветствия: «Давайте встанем и возьмемся за руки все дружно, и поздороваемся друг с другом».

Упражнение «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Игра “Флажок”

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...