Причины повреждения произведений станковой живописи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сохранность картин определяется свойствами материалов, из которых они состоят, и окружающей их средой. Поэтому проблема «музейного климата», среды, в которой находятся предметы, является главной в деле хранения. Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках. На сохранность музейных экспонатов, в том числе на произведения станковой масляной и темперной живописи, оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые. Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и влажность воздуха. Влажность воздуха характеризуется различными величинами. В музейной практике важны две из них: абсолютная и относительная. Абсолютная влажность воздуха — это вес водяного пара в граммах на 1 кубический метр воздуха. Однако, в зависимости от температуры, при одной и той же абсолютной влажности воздух может быть сух или влажен. Разрушающая сила влажности измеряется не по абсолютному количеству воды, содержащейся в определенном объеме воздуха, а по относительной влажности воздуха. Материалы, из которых состоят картины — основа, грунт, красочный и лаковый слой—различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего они по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой масляной живописи и пленка олифы на темперной живописи представляют собой слабоводопроницаемый барьер, на колебание относительной влажности прежде всего реагирует оборотная сторона картины, то есть основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.
Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Первоисточник: ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976 СХЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАРТИН
№.................................................................................................. Автор............................................................................................ Название...................................................................................... Обмер........................................................................................... Материал основы......................................................................... Материал живописный................................................................ Общее состояние картины.......................................................... Угроза со стороны........................................................................ КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ Общее состояние......................................................................... Угроза ближайшая....................................................................... Характер красочного слоя........................................................... а) преобладание корпусности или лессировок.................... б) обработка светов, теней и полутеней............................... в) массив................................................................................ г) фактурные особенности (где)........................................... ЛАК Общее состояние......................................................................... Отдельные особенности.............................................................. ГРУНТ Материал...................................................................................... Общее состояние.........................................................................
ХОЛСТ Общее состояние......................................................................... Зерно в 1 кв. сантиметре............................................................. Плотность.................................................................................... Кромки......................................................................................... ПОДРАМНИК Качество....................................................................................... Норма натянутости...................................................................... Гвозди...........................................................................................
СЛЕДЫ БЫВШЕЙ РЕСТАВРАЦИИ Смытость (лака, живописи)........................................................ Заделка прорывов (место, размер, характер)............................. Заделка трещин осыпей, выпадений краски (место, размер, характер)...................................................................................... Записи (место, размер, характер)................................................ Дублировка или перевод (качество и сохранность)................... Закрепления................................................................................. ПОРОКИ И БОЛЕЗНИ КАРТИН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ а) Кракелюр (характер, размеры и выраженность, причины: время, механическое воздействие, повторные прописки, болезни красок, влияние холста, лака и пр.)............................. б) Связь красочного слоя с грунтом........................................... в) Выпадения, царапины (размер, место, характер).................. г) Особые замечания.................................................................... ЛАК (пороки)............................................................................... ГРУНТ (пороки).......................................................................... ХОЛСТ (пороки ткани, разрывы - размер, место, причины).... ЗАГРЯЗНЕНИЕ КАРТИНЫ...................................................... Год, месяц и число....................................................................... Обследование производил.......................................................... (подпись)
Урок 3 «Практические занятия с реставрируемым предметом» Источники: Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002 «Реставратор не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди лучше представляли, чем занимается реставратор.»
Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов АГИТПРОСВЕТ
«Прежде всего, следует помнить, что, не имея точных данных о природе материала, из которого построен объект, не зная его свойств и техники его обработки, вообще нельзя браться за реставрацию…»
М.В. Фармаковский Природа материала и способы ее изучения
«...единственно разумным действием остается лишь одно: оставить их (произведения искусства) в покое или, когда необходимо, освободить их от реставрации — старой или недавней, плохой или не столь плохой». Камилло Бойто РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
«Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы». Д.С. Лихачев Экологическое законодательство как форма сохранения культурного наследия
«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником». Анатоль Франс Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»
Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»
Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов
Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов
Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|