Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Утверждаю

Начальник Санкт-Петербургского

университета МВД России

генерал-лейтенант полиции

Кудин В.А.

«___» __________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Цикла ГСЭ ГОС ВПО

По специальности 030501.65 – юриспруденция

Санкт-Петербург

Рабочая программа учебной дисциплины «Философия права» составлена в соответствии с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – юриспруденция.

 

Авторский коллектив:

Карчевская Н.И. – кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России);

Семенова О.В. – кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России).

 

Рецензенты:

Бернацкий Г.Г. доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);

Балахонский В.В.доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России).

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании ПМС кафедры теории государства и права (протокол № ___ от «___» __________ 2012 г.) и рекомендована для использования в качестве рабочей программы учебной дисциплины «Философия права».

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании методического совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № ___ от «___» __________ 2012 г.)

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № ___ от «___» __________ 2012 г.)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины «Философия права» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501.65 – юриспруденция, определяет структуру и содержание учебной дисциплины.

Роль и назначение философии права заключается в том, что знакомство с философскими концепциями, воззрениями на правовую действительность способствуют формированию важнейших элементов содержательной и методологической базы профессиональной подготовки сотрудника ОВД независимо от его последующей специализации. Изучение философии права обеспечивает установление и закрепление межпредметных связей с отраслевыми и специальными юридическими дисциплинами.

Основными целями и задачами учебного курса являются:

1. Знакомство с понятийно-категориальным аппаратом философии права как основы юридического мировоззрения.

2. Формирование юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры.

3. Овладение более углубленными знаниями о государстве и праве, о их сути и социальной природе.

4. Становление у будущего сотрудника ОВД способности оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения.

Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.

В результате изучения философии права обучаемые должны:

- иметь представление об основных категориях и понятиях философии права;

- знать основные подходы к пониманию феноменов «государство» и «право», основные закономерности функционирования правовых явлений;

- уметь реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и навыки.

Организационно-методические указания сводятся к тому, что процесс овладения данной дисциплиной должен осуществляться систематически, в следующем определенном порядке.

Изучение конкретной темы обычно начинается с прослушивания и последующего усвоения лекционного материала. В ходе лекции учащийся имеет возможность, задавая вопросы, уточнить наиболее сложные аспекты освещаемой проблемы. На лекции, как правило, синтезируется самый важный, интересный и новый материал по рассматриваемой теме, в том числе недоступный учащимся. Курсант или слушатель должен внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать это главное в виде конспекта. Дословное конспектирование лекционного материала невозможно. Поэтому нужно выработать умение выделять главное и отражать его в конспекте в виде четких, более кратких по сравнению с речью лектора выражений. Скорость конспектирования можно увеличить за счет использования понятных и легко воспроизводимых в дальнейшем собственных сокращений. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради, обязательно проставляя дату, тему лекции и рассматриваемые вопросы. В тетради рекомендуется оставлять широкие поля, чтобы в ходе изучения лекционного материала можно было его уточнить, исправить или дополнить.

Следующей аудиторной формой вузовского учебного занятия является семинарское (практическое) занятие. Данное занятие позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями по поставленным вопросам, выяснить не до конца понятные моменты, а также связать теоретические положения с практикой. Цель семинарских (практических) занятий по философии права – сформировать у курсантов юридического мировоззрения, правового сознания и правовой культуры, способность оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с формально-юридической, но и с философско-правовой точки зрения, умение разбираться в государственно-правовых явлениях, закрепить и углубить полученные знания. Семинар (практическое занятие), как правило, следует за лекцией. Однако необходимо обращать внимание на самостоятельную работу курсантов, направленную как непосредственно на закрепление лекционных знаний, так и на подготовку к семинарскому (практическому) занятию.

Цель занятий по философии права – сформировать у учащихся юридическое мировоззрение, правовое сознание и правовую культуру, способность политико-правового анализа, умение разбираться в государственно-правовых явлениях.

Слушателям заочной формы обучения особое внимание необходимо обращать на самостоятельную работу. Самостоятельная работа позволяет не только усвоить обязательный материал по конкретной теме, изложенный в ходе лекции, а также содержащийся в рекомендованных учебниках и пособиях, но и углубить, расширить полученные знания в ходе работы с дополнительной научной литературой по соответствующей проблематике.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем
1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины.  
2. Генезис и эволюция философии права.  
3. Категориальный аппарат философии права.  
4. Правовые идеалы и ценности.  
5. Типология правопонимания.  
6. Государство, общество, личность: философско-правовые аспекты соотношения.  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины

Понятие философии. Соотношение феноменов «философия» и «наука». Философия как наука. Мир как объект философского познания. Предмет философии.

Место философии права в системе юридических наук. Философия права как элемент структуры теории права. Соотношение догмы права, юридической техники и философии права. Философия права как комплексная юридико-философская наука. Связь философии права с историко-теоретическими и отраслевыми юридическими науками Объект и предмет философии права.

Структура философии права: гносеология права, онтология права, аксеология права, антропология права. Идейно-теоретические и нормативные основания философии права. Философия права и правовая эмпирика. Значение философии права для профессиональной подготовки юристов. Значение философии права для профессиональной подготовки сотрудников полиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...