Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности психологии памяти.




Программа дисциплины

«Общая психология»

Часть 2-2. Человек как субъект познания

ВНИМАНИЕ

Общее представление о внимании.

Определение внимания как психического явления. Разнообразие подходов к пониманию внимания: феноменологический, информационный, физиологический, деятельностный, системно-функциональный. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями.

Внимание и сознание.

Внимание как направленность сознания. Ясность и отчетливость содержания сознания как основная феноменологическая характеристика внимания (В.Вундт, У.Джеймс). Уровни сознания и виды внимания: непроизвольное (первичное) - произвольное (вторичное) (Э.Титченер, Т.Рибо); чувственное - интеллектуальное, опосредованное - непосредственное, пассивное - активное (У.Джеймс), рефлективное, инстинктивное и волевое (Н.Н.Ланге). Типы сознания и внимания (Э.Тульвиг) Внимание и бессознательное в психике человека.

Внимание и процессы переработки информации.

Понятие пропускной способности и избирательности внимания. Экспериментальные исследования внимания в когнитивной психологии. Метод дихотического предъявления информации. Внимание как селекция информации (К.Черри). Теория ранней селекции (модель с фильтрацией Д.Бродбента, модель аттенюатора Э.Трейсман), теория поздней селекции (модель Д.Дойч и А.Дойч, модель уместности Д.Нормана). Модель распределения ресурсов Д.Канемана. Внимание как перцептивное действие (У.Найссер).

Внимание и деятельность.

Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Структура деятельности и внимание. Концепция уровней построения движений (Н.А.Бернштейн) и внимание. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин). Внимание как условие деятельности. Развитие внимания. Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Развитие высших форм внимания.

Место и функции внимания в структуре процессов организации поведения и деятельности. Соотношение и взаимосвязь внимания с потребностями, мотивами, целями. Внимание как психологический механизм и этап реализации системообразующей функции цели. Функции внимания: конструктивная (построение функциональной системы психических процессов), селективная, мониторинга. Полимодальный характер процессов внимания.

Виды внимания.

Основания для выделения видов внимания (и его виды): произвольность (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), содержание сознания (чувственное, интеллектуальное, моторное), направленность сознания (внешнее, внутренне). особенности проявления системообразующих факторов.

Непроизвольное внимание. Феноменологическое определение. Новизна поступающей информации как фактор среды, активирующий системообразующие процессы. Специфика потребностей и целей, обусловливающих непроизвольное внимание.

Произвольное внимание. Феноменологическое определение. Волевое усилие как проявление системообразующей функции цели в произвольном внимании. Особенности потребностей и целей, приводящих к возникновению произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание. Феноменологическое определение. Интерес к содержанию выполняемой деятельности как причина возникновения послепроизвольного внимания. Особенности актуализируемых при этом потребностей, мотивов и целей деятельности.

Сравнительная характеристика видов внимания и точки зрения эффективности выполнения деятельности. Смена видов внимания в процессе деятельности и задача оптимального проектирования деятельности.

Свойства внимания.

Устойчивость внимания. Определение. Три основные фазы развития внимания в процессе выполнения деятельности: становления, устойчивости, истощения. Факторы, влияющие на продолжительность фаз. Колебания внимания. Причины их возникновения: отвлечения, релаксационные колебания. Явления "провала". Зависимость устойчивости внимания от материала, вида деятельности и установок личности. Количественные характеристики и показатели устойчивости внимания. Методы оценки устойчивости внимания.

Переключение внимания. Определение. Сущность психологического механизма переключения внимания. Количественные характеристики и показатели переключения. Методы оценки скорости переключения внимания.

Распределение внимания. Определение. Распределение внимания и уровни регуляции действий: сознательный и бессознательный; произвольная и автоматизированная регуляция. Соотношение распределения и переключения внимания. Количественные характеристики и методы оценки распределения внимания.

Концентрация внимания. Определение. Факторы, влияющие на степень концентрации: мотивация, установки, вид деятельности, особенность материала. Количественные характеристики и показатели концентрации. Методы оценки концентрации внимания.

Взаимосвязь свойств внимания. Вторичные и несобственные свойства внимания: объем, колебания, рассеянность.

Физиологические механизмы внимания.

Комплекс ориентировочно-исследовательских реакций и ориентировочный рефлекс как физиологическая основа непроизвольного внимания. Явление доминанты (А.А.Ухтомский) как физиологический механизм произвольного и послепроизвольного внимания.

Активация и уровни бодрствования. Понимание внимания как уровня бодрствования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – 3 изд.,испр.- МПСИ:Флинта, 2002. – 376 с.

2. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 107-140.

4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III - субъект познания / Под ред. В.В. Петухова. М.: РПО, 1998. С. 389-460.

Дополнительная:

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. С. 159-164.

2. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: МГУ, 1975.

3. Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973. С. 349-367.

4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: МГУ, 1976.

5. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс. Часть III. 1970. С. 97-147 (глава IX "Уровни бодрствования и внимания").

 

ПАМЯТЬ

Общие представления о памяти.

Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Место памяти в системе психических явлений. Роль памяти в сохранении единства и целостности психики. Память и научение. Память и личность. Память и сознание. Представление о памяти в истории психологии (Платон, Аристотель, Св. Августин, А.Бергсон, З.Фрейд, П.Жане, У.Джеймс). Случаи феноменальной памяти.

Виды памяти.

Основание для выделения видов памяти: содержание запоминаемого материала; произвольность; длительность сохранения.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала. Образная память и ее виды. Образы представлений. Последовательные образы. Эйдетическая память. Моторная (двигательная) память. Эмоциональная память. Словесно-логическая (смысловая) память. Особенности видов памяти: объектно-субъектная ориентированность, активность. Единство видов памяти и ее целостность.

Непроизвольная и произвольная память. Их особенность и характеристики развития произвольной памяти. Экспериментальные исследования непроизвольного запоминания.

Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная виды памяти.

Процессы памяти.

Запоминание: произвольное и непроизвольное, механическое и смысловое. Факторы, влияющие на скорость и прочность запоминания. Сохранение и забывание: полное и частичное. Воспроизведение: произвольное и непроизвольное, узнавание (полное и неполное), припоминание, воспоминание.

Закономерности психологии памяти.

Влияние характера материала (роль объема, однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения и их распределение во времени. Влияние установок, мотивации и эмоций на работу памяти. Отношение субъекта к задаче. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем.

Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. Теории забывания. Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...