Выявление хозяйственных резервов
Произведем расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности ООО «Дальмебель». Таблица 2.2 Основные показатели рентабельности предприятия
Коэффициент рентабельности продаж, общей рентабельности и производства остается неизменным, откуда можно сделать вывод об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Снижение рентабельности капитала с 4,6 до 0,6 свидетельствует о снижении эффективности использования имущества организации. Увеличение рентабельности чистых активов с – 1,4 до 2,1 свидетельствует об увеличении чистых активов, не обремененных обязательствами. Таблица 2.3 Показатели деловой активности рассматриваемого предприятия
За рассматриваемый период 2006-2007 гг. группа показателей деловой активности в основном не плохую тенденцию: · длительность оборота текущих активов сократилась до 138,1 дня, то есть оборот по сравнению с предыдущим периодом снизился на 107 дней или на 3,5 месяца; · оборачиваемость запасов и затрат снизилась 0,5 (6,6-6,1); · период оборота запасов и затрат снизился на 4,2 дня (59,5-55,3); · оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,5 (6,6-6,1); · оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,1 (1,9-1,8) Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства проводится следующим образом: на основе производственно-технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия по следующей методике. 1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2. 2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле: (1) 3) Обобщенный показатель находится по формуле: . (2) Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей. III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.
Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами: Dm = P + Zc; (3) Dm = Q – Zv, (4) где Р – прибыль; Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства); Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства); Q – выручка от продаж. Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу следующим образом: P = Dm – Zc. (5) В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны: , (6) где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как Dm = Q × Dy (7) и преобразовать формулу (4), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж: P = Q×Dy – Zc. (8) Формулу (7) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина. В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как Dm = g×Dc, (9) где g – количество проданного в натуральных единицах; Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.
Отсюда формулу можно записать как P = g×Dc – Zc. (10) На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния. Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:
Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc. Определим прибыль от продаж по плану, используя вышеприведенную формулу. Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану: . Подставив полученное значение в формулу (9), получим Р1 = Qпл × Dy1 – Zc. Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж: . Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах: Р2 = Qф × Dy2 – Zc. Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1). За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит: (Qф – Qпл) × Dy2. Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:
(Dy2 – Dy1) × Qф. Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) × Dy2 – (Dy2 – Dy1) × Qф. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит . Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна: Р3 = Qф3 × Dy3 – Zc, где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции. Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна Р4 = Qф3 × Dy3 – Zc3. Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:
Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия проведем по формулам (1) и (2). В формуле (1) в качестве эталонных показателей возьмем показатели за 2006 год. Для расчета обобщающего аналитического показателя использования производственных ресурсов составим следующую вспомогательную таблицу:
Итак, итоговое значение обобщающего показателя использования производственных ресурсов организации равен R = 0,175. Найденные значения говорят о том, что показатели использования производственных ресурсов в 2007 году по сравнению с 2006 годом изменились довольно значительно, причем в лучшую сторону изменились показатели ФОа, МЕ и ФРВ, тогда как ухудшились показатели ФО и Уа. Эти факты будут учитываться при разработке рекомендаций по улучшению основных экономических показателей организации. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода. Исходные данные для расчета предприятия ООО «Дальмебель» выглядят следующим образом:
В 2007 году выручка от продаж планировалась в объеме 127247,5 тыс. руб., а фактически она составила 132110,5 тыс. руб. Для простоты пока полагаем, что постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили 47245 тыс. руб. Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (10). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану: . Подставив полученное значение в формулу (15), получим Р1 = 127247,5 × 0,47 – 47245 = 12561,325 тыс. руб. Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж: . Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах: Р2 = 132110,5 × 0,5697 – 47245 = 28018,35185 тыс. руб. Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность Р2 – Р1 = 28018,35185 – 12561,325 = 15457,02685 тыс. руб. Таким образом, фактическая прибыль за счет изменения структуры продаж увеличилась на 15457,02685 тыс. руб. по сравнению с плановой. За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила: (132110,5 – 127247,5) × 0,5697 = 2770,4511 тыс. руб. Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В нашем случае эти сдвиги составили (0,5697 – 0,47) × 132110,5 = 13171,41685 тыс. руб., т.е. на такую сумму произошло увеличение среднего удельного веса маржинального дохода. В 2007 году производственная ситуация на ООО «Дальмебель» сложилась таким образом, что постоянные расходы увеличились в среднем на 12000 руб., так что составили по каким-либо причинам, так что их значение стало равно 47257 тыс. руб. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении обоих исследуемых факторов (количества и структуры проданного и уровня постоянных расходов) равна Р4 = 132110,5 × 0,5697 – 47257 = 28006,35185 тыс. руб. В сравнении с плановой прибылью эта прибыль увеличилась на 28006,35185 – 12561,325 = 15445,02685 тыс. руб. Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:
Таким образом, предприятие ООО «Дальмебель» в 2007 году в ходе оперативного планирования – изменения количества и структуры продаж – увеличила свою фактическую прибыль по сравнению с плановой на 15445,02685 тыс. руб. Заключение Понятие «резервы» применяется в науке и практике анализа деятельности хозяйствующих субъектов в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются материально-вещественные ресурсы, которые временно не используются по назначению. Во-вторых, в переносном, широко используемом в анализе смысле этого слова, резервы - это неиспользованные возможности повышения эффективности производства, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности хозяйствования, и устранения отрицательного влияния других факторов. Проводимая часто в теории и на практике группировка резервов вытекает не из экономической сущности этих резервов и путей их мобилизации, а только из способов их обнаружения. Поиск резервов надо вести целенаправленно и систематически по главным направлениям, не распыляя силы на выявление резервов второстепенных и незначительных. Поиск резервов облегчает их классификация по разным признакам. Однако вопросам классификации резервов, определения их комплектности, устранения повторного счета в аналитической литературе не уделяется достаточного внимания. По источникам образования резервы подразделяются на внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и народно-хозяйственные. Существенное значение для рациональной организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям «жизненного» цикла, т.е. по стадиям проектирования, производства, обращения, эксплуатации и гарантийного обслуживания продукции и услуг. Список литературы
1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2006. – 237 с. 2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. Стражнева В.И. – Минск, 2005. – 287 с. 3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2004. – 308 с. 4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. 5. Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. – 166 с. 6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 321 с. 7. Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004. – 183 с. 8. Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2007. – 469 с. 9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с. 10.Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 419 с. 11.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с. 12.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с. 13.Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: КраОООий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 431 с. 14.Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 317 с. 15.Теория экономического анализа. Под редакцией Баканова М.И. М.: Финансы и статистика, 2006. – 513 с. 16.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 328 с. 17.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с. 18.Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 276 с. [1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.
[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[3] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.
[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.
[5] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.
[6] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[7] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.
[8] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[9] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.
[10] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.
[11] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|