блок. Работа с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, направленной на обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми.
- Родительское собрание (групповое).
- Беседа.
- Тренинговое занятие.
- Индивидуальное консультирование.
- Круглый стол.
- Индивидуальные консультации по запросу родителей.
Родительское собрание (Приложение2.1) проводится в начале учебного года для родителей детей, посещающих среднюю группу.
Цель выступления педагога-психолога: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также информирование о цели и плане работы по профилактической программе.
Беседа с родителями (Приложение2.2) проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми. Тема: «Проявление тревожности у детей».
Тренинговое занятие (Приложение2.3) с родителями способствует обучению родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний. Тема: «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния». Оно включает так же проведение диагностики, целью которой является оценка собственного состояния и самочувствия. Предлагается использовать для родителей тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» А.И. Захарова [8].
Индивидуальное консультирование проводится по итогам диагностики детей.
Круглый стол (Приложение2.4) проводится в начале учебного года в старшей возрастной группе с целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом-сеткой (Таблица 1). План-сетку можно варьировать в зависимости от условий работы и возможностей педагога-психолога.
Для помощи в работе предлагается использовать раздаточный (стендовый) материал (Приложение 4).
Блок. Работа с детьми.
Цель: создание комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
- Диагностика тревожности у детей 4-5 лет.
- Реализация серии игр, способствующих профилактике тревожности.
- Диагностика эффективности проделанной работы.
Диагностика тревожности детей проводится в январе. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. [8].
Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8] и опросника «Критерии определения страха разлуки» (авторы П. Бейкер, М Алворд) [8].
Реализация серии игр (Приложение 3), направленных на повышение самооценки ребенка, управлении собой в конкретных волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения. Игры проводятся во вторую половину учебного года, ежедневно, в течение 6 месяцев, воспитателями группы. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр (Таблица 2).
Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.
Цель: определения уровня тревожности на момент окончания профилактической работы по программе.
После диагностики проводится индивидуальное консультирование для родителей, на которых родителей знакомятся с полученными результатами.
В своей работе мы опираемся на следующие принципы:
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников программы;
- принцип преемственности, последовательности и системности;
- принцип научности и гуманистической направленности;
Ожидаемый результат:
Создание комфортных условий, благоприятствующих снижению возникновения тревожности у детей 4-6 лет
У родителей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми.
У воспитателей пополнение знаний об особенностях развития детей 4-6 лет, приобретение навыков использования в образовательном процессе различных видов игр, направленных на профилактику тревожности у детей.
Программа рассчитана на 1 год.
План – сетка
проведения мероприятий для педагогов и родителей
№ п/п
| Название и тема мероприятия
| участники
| количество часов
| август
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| февраль
| октябрь (следующего года)
|
1.
| Педагогический совет
| педагоги
| 30 мин.
| +
|
|
|
|
|
|
2.
| Беседа «Особенности развития ребенка 4-6 лет»
| педагоги
| 40 мин.
|
| +
|
|
|
|
|
3.
| Родительское собрание «Особенности развития детей 4-6 лет»
| родители
| 30 мин.
|
| +
|
|
|
|
|
4.
| Беседа «Что такое тревожность»
| педагоги
| 40 мин.
|
|
| +
|
|
|
|
5.
| Беседа «Проявление тревожности у детей»
| родители
| 40 мин.
|
|
| +
|
|
|
|
6.
| Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.1
| педагоги
| 1 ч. 50 мин.
|
|
|
| + (первая неделя)
|
|
|
7.
| Тренинговое занятие «Рядом с тобой ребенок» ч.2
| педагоги
| 1 ч. 50 мин.
|
|
|
| + (третья неделя)
|
|
|
8.
| Тренинговое занятие «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»
| родители
| 1 ч. 30 мин.
|
|
|
| +
|
|
|
9.
| Консультация по итогам диагностики
| педагоги
| 40 мин.
|
|
|
|
| +
|
|
10.
| Индивидуальные консультации по итогам диагностики
| родители
|
|
|
|
|
| +
|
|
11.
| Круглый стол
| педагоги
| 1 ч.
|
|
|
|
|
| +
|
12.
| Круглый стол
| родители
| 1 ч.
|
|
|
|
|
| +
|
№ п/п
| Направление
| Название игры/неделя
| февраль
| март
| апрель
| май
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повышение самооценки ребенка
| Дрозд
| +
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
Скучно, скучно так сидеть
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
Растущие цветы
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
Волны
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
Салют
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
Комплименты
|
|
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
За что меня любит мама
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных волнующих ситуациях
| Давайте познакомимся
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздувайся пузырь
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
Клубочек
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
Змейка
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охота на тигров
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
Ладонь в ладонь
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
Поварята
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
Доброе животное
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
Гнездышко
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
Качели
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
Жмурки
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
Липучки
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| +
|
Карусели
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
Кенгуру
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Снятие мышечного напряжения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Веселая зарядка
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
Походка и настроение
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
Водный карнавал
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
Воздушный бал
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
Сосулька
|
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
Шалтай-болтай
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из семени в дерево
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
Солнечный зайчик
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
Спаси птенца
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
Литература.
- Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.
- Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. № 1 с. 55-61 1983г.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000г.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1993г.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006г.
- Иванец И.И., Индерлей М.Б. Трудный ребенок. Если он не такой как все… Ростов-на-Дону: «Феникс» 2004г.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005г.
- Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Изд-е 4, М.; Издательство УРАО, 1998г.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб., 2006г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000г.
- Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Издательский центр «Вектоана-граф», 2005г.
- Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии № 4 с.32-44 1996г.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсона С.Г. и др., М.: Просвещение, 1994г.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990г.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Издание 3. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: