Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические и семинарские занятия по психодиагностике – 18 часов





Практическое занятие 1 –1 час. Раздел 1, тема 5. Бланковые методы диагностики свойств нервной системы

Знакомство с диагностическим инструментарием, получение опыта самодиагностики свойств нервной системы и освоение элементов коррекционной психодиагностики.

Содержание занятия: проведение всей процедуры диагностики, анализ, интерпретация, формулирование рекомендаций для повышения адаптации к учебному процессу и в профессиональной деятельности с учетом характеристик нервной системы.

Литература:4, 6, 7, 11,22, 23, 24, 25, 26.

Семинар 2 –1 час. Раздел 1, тема 5. Проективные техники (методы)

Закрепление знаний, полученных на лекции по данной теме, знакомство с некоторыми наиболее распространенными в практике психодиагноста проективными методиками:тесты Люшера, Розенцвейга, Роршарха, Сонди, ТАТ (РАТ), незаконченные предложения, рисуночные методики.

Содержание занятия: история возникновения проективных методов; общая характеристика методов, их отличия от других методов психодиагностики. Классификация проективных методов. Проблемы валидности и надежности методов. Знакомство с классическими проективными методиками. О0собенности интерпретации получаемых с помощью проективной техники результатов. Понятие «вторичной проекции». Требования к специалистам, использующим проективные техники. Рисуночные техники.

 

Контрольные вопросы по теме семинара:

1. Каковы цели использования проективных техник?

2. Назовите основные виды проективных техник, приведите примеры методик каждого вида.

3. Каковы достоинства и недостатки проективных методов?

4. Перечислите требования к специалисту, использующему проективные техники?

5. Дайте характеристики тестов Люшера, Розенцвейга, ТАТ, Сонди, Роршарха, опишите области их применения.

6. Чем можно объяснить использование принципа «проекции» в одном из классов методик?

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 31,32

 

Практическое занятие 3–2 час. Раздел 2, Диагностика личности.



Знакомство с универсальными психодиагностическими методиками (тестами-опросниками на примере ММРI и её модификациями: СМИЛ, СМОЛ, Мини-мульт; 16 ЛФ Кеттелла); их структура, получение практического опыта построения профиля личности, знакомство с Т-шкалой Маккола и шкалой стенов; интерпретация диагностической информации и постановка психологического диагноза.

Основное содержание занятия: 1) знакомство с методикой ММРI (и её модификациями: СМИЛ, СМОЛ, мини-мульт); основные и вспомогательные шкалы, методы защиты от мотивационных искажений (пять степеней защиты), построение профиля личности, работа с Т-шкалой Маккола, интерпретация, выводы. Возможности использования методики в патапсихологической диагностике и в практике психолога.

Литература: 3, 5, ,7, 11, 14, 16, 17, 18, 21.9.31.32

 

Практическое занятие 9 – 1 час. Раздел 2, тема 10. Психодиагностика в профессиональной сфере.

Знакомство с диагностическим инструментарием, используемым в профессиографии, профподборе, профотбре, профоиентационной работе со школьниками.

Диагностический инструментарий ОДАНИ, ДДО Климова, Голланда, КОС, методики диагностики когнитивных функций, интеллекта, личностные методики 16 ЛФ Кеттелл, Айзенка и др. Подбор диагностического инструментария для диагностики профессионально важных качеств (ПВК), знакомство и освоение основ психодиагностики в профессиональной сфере, кадровой работе. Перечень используемых методов и методик.

Литература: 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11, 12, 16, 17, 21,32

 

Практическое занятие 10 – 1час. Раздел 2, тема 15. Компьютерная диагностика

Цель занятия:знакомство с компьютерными версиями наиболее распространенных психодиагностических методик.

Практическая работа в компьютерном классе с банком диагностичекого инструментария. Преимущества и недостатки компьютерной диагностики. Возможности идеографического подхода в психодиагностике. Автоматизация этапов психодиагностического обследования.

Литература:3, 4. 8

 

Требования к выполнению контрольной работы по психодиагностике

 

Цель работы: - знакомство с диагностическим инструментарием, используемым в профессиографии, профподборе, профотбре, профоиентационной работе со школьниками.

- на практике освоить диагностический инструментарий профконсультанта (ОДАНИ, ДДО Климова, Голланда, КОС, методики диагностики когнитивных функций, интеллекта, личностные методики 16 ЛФ Кеттелл, Айзенка и др.)

- научиться подбирать банк диагностического инструментария для диагностики профессионально важных качеств (ПВК), знакомство и освоение основ психодиагностики в профессиональной сфере, кадровой работе.

Содержание. Контрольная работа включает описание всех этапов проведения обследования ПВК, функциональных состояний, свойств или черт характера личности:

- проблемная ситуация, цель, задачи, описание предмета и объекта обследования (количество испытуемых не нормируется, оно зависит от поставленных задач и целей обследования), гипотеза;

- используемый инструментарий получения первичной информации - методы и методики диагностики (их количество также соотносится с программой обследования)

-описание процедуры диагностики: рекомендуется отразить дату, время проведения обследования, состояние и отношение испытуемого к тестированию;

-.статистическая обработка полученных результатов, интерпретация данных, выводы, психодиагностическое заключение, при необходимости - рекомендации;

- бланки ответов, результаты статистической обработки можно представить в приложении контрольной работы. На бланках ответов должны быть указаны сведения о дате, времени выполнения работы, информация об объекте исследования, не нарушающая конфиденциальность диагностики.

В контрольной работе необходимо отразить личностное отношение к проведенной работе, дать оценку эффективности проведенной работы.

Сроки. Выполнение контрольной работы проходит в межсессионный период. Срок сдачи в деканат: за месяц до начала очередной сессии.

Получение оценки «зачтено» за предоставленную контрольную работу является допуском к итоговому экзамену по курсу психодиагностики.

 

Проведение итогового среза знаний по тестам(Приложение 3) – 2 часа.

 

Вопросы к экзаменам

 

Семестр 1

1. Психодиагностика. Предмет, задачи, функции и области применения.

2. Типы психодиагностических ситуаций: консультирование и экспертиза.

3. Международные профессионально-этические стандарты, принятые в работе психолога. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста.

4. Требования к психологам – пользователям психологических методик. Использование психодиагностического инструментария специалистами-не психологами.

5. Психометрические основы диагностики. Понятия надежности, валидности, репрезентативности психодиагностических методик как основных свойств психометрики.

6. Надежность как один из основных критериев оценки психодиагностических методик.

7. Валидность как один из основных критериев оценки психодиагностических методик.

8. Понятие достоверности самоотчетов. Мотивационные и немотивированные искажения. Методы защиты диагностических методик от искажений.

9. Стандартизация диагностических методик как единообразие процедуры предъявления психодиагностического инструмента и как система определения единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

10. Конверсионные таблицы. Примеры их использования в психологических тестах.

11. Тестовые нормы и их проверка. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические, критериальные. Примеры наиболее распространенных стандартных видов шкал оценивания:

12. Конструирование типичных диагностических процедур.

13. Психологические исследования и обследования. Их классификация.

14. Программа психологического исследования.

15. Психодиагностическая технология проведения обследования.

Семестр 2

16. Разновидности классификаций психодиагностических методик.

17. Операциональная классификации. Преимущества и недостатки основных типов диагностических методов

18. Приборные и аппаратурные психофизиологические измерения.

19. Объективные тесты решения задач.

20. Шкальные методики. Их классификация, достоинства и недостатки.

21. Тесты-опросники (тесты-самоотчеты).

22. Проективные техники, их классификация, преимущества и ограничения в применении.

23. Наблюдение. Виды наблюдений. Пути преодоления недостатков данного метода диагностики.

24. Контент-анализ.

25. Диалоговые техники.

26. Определить операциональный статус наиболее распространенных психологических методик: ММР1, т. Люшера, Розенцвейга, Кеттелла, САН, Роршарха, Векслера, ТАТ, «Незаконченные предложения», «Таблицы Шульте», «Рисунок семьи» и др.

27. Предметная классификация психодиагностических методик.

28. Требования к формированию банка диагностического инструментария с учетом характеристик основных типов методов диагностики.

29. Основные типы психодиагностических данных: L, Q, T.

30. Тесты. Структура тестов. Виды тестов. Достоинства и недостатки психологического тестирования.

31. Этапы постановки психодиагностического диагноза: психодиагностические признаки, вывод, категория, диагноз.

32. Социально-психологические проблемы психодиагностики.

33. Тесты-опросники. Анкеты. Опросные листки. Интервью. Их виды. Требования к разработке.

34. Интеллект и интеллектуальное тестирование. IQ Понятие тестового интеллекта. Относительность диагностических норм.

35. Батарейные тесты интеллекта, практика их применения (Тест Векслера, тест Амтхауэра).

36. Невербальные тесты интеллекта. Прогрессивные матрицы Равена. Методика Кеттелла (CFTI)

37. Экспресс-методики диагностики интеллекта (тест Вандерлика–КОТ)). Ограничения и области применения.

38. Креативное тестирование. Диагностика креативности у детей.

39. Тесты достижений знаний, умений, навыков. Их классификация. Основы конструирования. ШТУР.

40. Критериально-ориентированное тестирование. Особенности, применение.

41. Основные методы диагностики задержки психического развития. Требования к диагностике отклонений психического развития детей. Проблемы отечественной психодиагностики умственного развития.

3 семестр

Итоговый экзамен: помимо вопросов 1, 2 семестра, включает следующие вопросы:

42. Диагностика природных психофизиологических характеристик человека.

43. Бланковые методы диагностики свойств нервной системы.

44. Диагностика свойств личности. Психологический профиль и черты личности.

45. Факторный подход к изучению личности. Примеры многофакторных методик личностной диагностики: ММРI (СМИЛ)

46. Факторный подход к изучению личности. Примеры многофакторных методик личностной диагностики: методика Кеттелла 16 (17)PF.

47. Использование компьютерных версий тестов в практике психодиагноста. Особенности, преимущества и недостатки бланковой и компьютерной диагностики.

48. Основные задачи и направления развития современной психодиагностики.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.