Развитие налогового администрирования НДС
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Совершенствование администрирования НДС на данном этапе имеет два направления: во-первых, включение элементов предварительного и текущего контроля в порядок исчисления и уплаты НДС; во-вторых, установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы. Налоговый контроль по своей сущности является контролем над правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, включающим проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, устранение причин неполной уплаты или полного ухода от налогов. При этом он носит преимущественно характер последующего контроля. (примером предварительного налогового контроля может служить обязанность постановки на учет, проверка оснований для предоставления отсрочки и т.д., текущего - с некоторой степенью условности, проверка обоснованности применения ставки 0%). Предварительный и текущий налоговый контроль, в первую очередь по отношению к налогу на добавленную стоимость, может стать действенным инструментом повышения эффективности налогового администрирования и предотвращения налоговых правонарушений. Важным преимуществом предварительного и текущего контроля является минимум прямого вмешательства налоговых орган; обеспечение большей отдачи по сравнению с камеральными и выездными проверки Элементы такого рода контроля должны содержаться в механизме исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Сегодня очевидно, что действующий в настоящее время в России механизм налогообложения добавленной стоимости, основанный на самостоятельном исчислении и уплате налога налогоплательщиками, предоставляет возможности ухода от налогообложения. Радикальное решения данной проблемы может заключаться в том, чтобы обязать покупателей в качестве налоговых агентов перечислять в бюджет суммы НДС, причитающиеся получению продавцами.
Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки с указанием цены поставляемых товаров и суммы НДС. Реализация товаров поставщиком создает у него объект налогообложения по НДС, приобретение товаров покупателем (их фактическая оплата и оприходование) является основанием для предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику. На основании договора поставки поставщик производит отгрузку товаров с передачей счета-фактуры покупателю. Для оплаты поставляемого товара покупатель представляет в банк, где у него имеется банковский счет, платежный документ. Банк покупателя списывает с банковского счета покупателя денежные суммы, указанные в платежном документе, при этом, выполняя функцию налогового агента, выделенную отдельной строкой сумму НДС сразу же удерживает и перечисляет в бюджет. Тем самым достигается фактическое поступление налога в бюджет. После перечисления налога в бюджет банк представляет покупателю банковское уведомление об удержании и уплате в бюджет суммы НДС. Именно это уведомление и будет впоследствии у покупателя безусловным основанием для возмещения из бюджета сумм уплаченного (уже уплаченного в бюджет) НДС. Одновременно банк покупателя отправляет в ИРЦ копию банковского уведомления об удержании и уплате НДС в отношении своего клиента. Банк покупателя проводит расчетную операцию с банком поставщика, где имеется банковский счет поставщика, на перечисление денег по оплате товара (без НДС) с уведомлением об удержании и уплате банком покупателя сумм НДС. Далее банк поставщика зачисляет соответствующую сумму на банковский счет поставщика и передает ему копию банковского уведомления. При этом копию банковского уведомления банк поставщика также отправляет в ИРЦ по месту нахождения поставщика.
Сумма НДС по сделке исчисляется и определяется налогоплательщиком самостоятельно, а налог удерживается и перечисляется в бюджет обслуживающим налогоплательщика банком. Данный механизм взимания налога строится на банковских уведомлениях, которые имеются у контрагентов по сделке и, что очень важно, в МНС в лице ИРЦ. Налоговое ведомство будет иметь информацию о наименовании налогоплательщиков контрагентов, количествах и суммах их сделок, суммах "НДС полученного" и "НДС уплаченного". Эти данные позволят сделать анализ о деятельности любого налогоплательщика, сопоставить полученный результат с представленной налогоплательщиком декларацией по НДС, что, в свою очередь, может сделать контрольную работу налоговых органов максимально эффективной. Одним из важных инструментов текущего контроля над полнотой и правильностью уплаты НДС, потенциально имеющим резервы увеличения эффективности функционирования, является применение счетов-фактур. На данный момент из-за несовершенства порядка их применения возникают проблемы, например, используются подложные счета-фактур, выданные по вымышленным фактам реализации. В связи с этим часто предлагается ужесточить требования к счету-фактруре как юридически значимому документу для обоснования вычетов - счета-фактры должны выступать в качестве бланков строгой отчетности, изготовленные типографским способом и защищаться от подделки. При этом порядок применения счетов- фактур должен предусматривать их регистрацию в налоговых органах. Применительно к обороту отдельных видов товара необходимо формирование системы предварительной уплаты НДС в бюджет путем введения в оборот защищенных от подделки счетов фактур специального вида (по принципу налоговой марки). Приобретение у государства такого счета-фактуры должно приравниваться к уплате соответствующих сумм налога. Вторым направлением совершенствования администрирования НДС является установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы и усиление ее контрольно-аналитического значения. Рассмотрим основные предложения и разработки ФНС РФ в данной сфере.
В направлении совершенствования администрирования НДС с помощью счетов-фактур налоговое ведомство работает над введением электронного учета счетов-фактур. В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. В счетах-фактурах выделяется сумма НДС, а также суммы акцизов (у плательщиков акцизов). Счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявляемых к вычету сумм НДС, а также в установленных случаях - для вычета сумм акцизов. Таким образом, контроль над счетами-фактурами необходим для осуществления эффективного контроля над правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов (НДС и акцизов). Введение электронного учета информации о счетах-фактурах даст более полную картину по движению налога в процессе реализации товаров (работ, услуг) и будет способствовать повышению ответственности налогоплательщиков за правильностью исчисления НДС, уменьшению возможности ухода их от уплаты налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов сумм налога. Подводя итоги, важно отметить, что, совершенствование налогового администрирования НДС как важнейшее направление развитие НДС в РФ включает в себя построение предварительного и текущего контроля и создание инструментов получения дополнительной информации для повышения эффективности аналитической и контрольной работы. Встроенные элементы контроля связаны, как правило, с порядком исчисления и уплаты НДС и являются препятствием для ухода от налогообложения. Вместе с тем, системы всеобщего контроля являются для добросовестных налогоплательщиков значительные источником неудобства, экономических потерь и пр. (например, взимание НДС посредством использования банков в качестве налоговых агентов, уплата НДС через НДС- счета). Следовательно, предварительный контроль как составная часть администрирования НДС должен быть ориентирован, в первую очередь, на потенциальных нарушителей (например, описанный случай необходимости регистрации в качестве плательщиков НДС для применения общего порядка исчисления и уплаты налога) и не быть слишком обременительным для всех налогоплательщиков (придание нового статуса бланка строгой отчетности счету-фактуре и их регистрация в налоговых органах).
Заключение
Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы. Доходы бюджетов образуются не только за счет неналоговых видов доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений, но и за счет налоговых доходов. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса. Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами. В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов. Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов: ) федеральные налоги и сборы; ) налоги и сборы субъектов Федерации; ) местные налоги и сборы. В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%. Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов. Роль косвенных налогов в налоговой системе РФ велика. Можно говорить о том, что за годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС, акцизы, таможенная пошлина. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения. Направления развития косвенного налогообложения в РФ вполне соответствуют международным тенденциям. При этом специфика российских социально-экономических условий обуславливает особенности налоговых преобразование в целом и косвенных налогов в частности. В заключении необходимо отметить, что совершенствование налогового администрирования, приводящего к повышению собираемости налогов, является общей тенденцией развития косвенных налогов в РФ. Понятие налогового администрирования включает в себя особенности механизма налогообложения, уплаты и контроля, способствующие более полному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей. При этом в перспективе большее внимание должно уделяться построению системы предварительного и текущего контроля, содержащегося в порядке исчисления и взимания налогов. Список использованной литературы
1. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2008.- №5.- С. 7. . Блохин К. Возмещение из бюджета НДС, уплаченного недобросовестным партнерам. // Финансовая газета. - 2008. - № 27. . Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10. . Горленко И. Налоговый пост у налогоплательщика // Финансовая газета. - 2009. -№ 23. . Губанов В. алкогольная и табачная продукция: акцизы и контроль за оборотом. // Налоги. - 2008. - № 16. . Евсеева И.В. Социальные последствия современной налоговой реформы // Налоговое планирование. - 2006. - № 3. . Журнал "Финансы" №2, 2010г. Стр29. . Журнал "Российский налоговый курьер" № 4 за 2006 год. . Зевакин М.Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2007.- № 22.- С. 30-33. . Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения. //Финансы. - 2009. - №5. . Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- № 2.- С. 28-33. . Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3-7. . Майорова А.А. Тенденции правового регулирования взимания акцизов в России // Сибирский Юридический Вестник. - 2008. -№ 4. . Мирпочоев Д.А. Налоговая политика в условиях переходной экономики // Проблемы экономики. - М.: «Компания Спутник +», 2006, №6. 15. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.). . Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). - М: ИКФ "ЭКМОС", 2009 г. . Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Косвенные налоги: опыт развитых стран // МЭ и МО. - 2006. -, №2. 18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. М.: МЦФЭР, 2007. . Поляков Н.Ф. Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы. / «Финансы и кредит», №5(143) 2009 - с. 62-67. . Рубанов А.А. Косвенное налогообложение в системе государственного регулирования экономики РФ. Дисс. ФА при Правительстве РФ, 2006. . "Российская газета", № 13-д, 28 января 2009 г. . Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|