Требования, предъявляемые к товарам.
Все выпускаемые товары должны соответствовать конкретным требованиям. Требования, предъявляемые к товарам - это условия и особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению в определенных условиях и в течение определенного времени. К ним относятся как показатели физико-механических свойств, характеризуемые числовыми значениями, так и соответствие товара господствующей моде, стилю, требованиям санитарии, гигиены и др. Совокупность свойств и особенностей для различных товаров неодинакова и зависит от их назначения и условий эксплуатации или потребления. По мере развития экономики, науки и техники, изменения потребностей населения, расширения знаний о товаре предъявляемые к товарам требования постоянно изменяются и, как правило, повышаются. К товарам, для которых предусматривается значительное количество допускаемых отклонений или допусков, относятся свежие, сушеные плоды и овощи, крупы, консервы. Так, в свежих плодах и овощах допускаемые отклонения устанавливаются по ряду повреждений: механических, сельскохозяйственными вредителями, физиологических и микробиологических. Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования. Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассортимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается. Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические. Текущие — это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и техническими условиями.
Перспективные — это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требования со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня. Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспективных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения. Общие — это требования к одному или преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта. Для всех товаров важнейшим является требование безвредности для организма человека. Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в эксплуатации, а к другим — эстетических свойств. Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Например, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — качество звучания, к оконному стеклу — требования к его светопропусканию и т.п. Специфические требования к товарам определяются преимущественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей). Текущие и перспективные, общие и специфические требования в зависимости от того, какую сторону потребления товара они характеризуют, подразделяют на: Социальные требования характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям оправданность производства и потребления товаров. Функциональные предусматривают соответствие изделия выполнению основной функции.
Требования к надежности в потреблении предполагают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность товаров, что должно способствовать увеличению сроков службы и удовлетворению потребностей в течение длительного времени без соответствующей замены. Эргономические требования включают требования удобства пользования изделием и его комфортности в процессе эксплуатации, а также соответствие гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека. Эстетические — это требования к художественной выразительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения. Экологические предусматривают охрану окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреблении, хранении или транспортировании товаров. Требования безопасности и безвредности потребления товаров включают обеспечение биологической, механической, пожарной идругих видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомендациями международных стандартов и правилами по технике безопасности. Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и простоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют, прежде всего, к исходным материалам и сырью для производства товаров. Экономические требования — требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потребителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом. Требования стандартизации и унификации характеризуют возможные способы производства товаров на основе стандартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повышение производительности труда, упрощение технологии производства, уменьшение себестоимости изделий. Перечень потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:
1.Назначение — одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров. Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Показатели функциональных свойств зависят от специфики продукции; их можно подразделить на следующие группы: •показатели совершенства выполнения основной функции; •показатели универсальности; • показатели выполнения вспомогательных функций. Свойства социального назначения — соответствие товаров общественно-необходимым и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий. Классификационное назначение — возможность использования некоторых свойств и показателей в качестве классификационных признаков. Универсальное назначение — способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности. 2.Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях. Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем.
Безотказность — способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов. Долговечность — способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния. Показателями долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др. Ремонтопригодность — способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Всеизделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонтонепригодные. Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, трудоемкость ремонта. Сохраняемость — способность товара сохранять потребительную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них. Показатели сохраняемости: срок календарной продолжительности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции. 3.Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах. К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические. Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Антропометрические свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п. Психофизиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых. Психологические свойства — способность товаров соответствовать восприятию, мышлению и памяти потребителя. 4. Эстетические свойства — способности выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства. К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, целостность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения.
Форма — одна из основных характеристик эстетического восприятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя. Цвет – это основное средство оформления изделий, цветовое оформление должно подчеркивать красоту товара. Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия. Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов. Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств. Мода — проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров. Оригинальность изделия — совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов; проявляется в характерных приемах графического, цветового и фактурного решения; зависит также от выполнения упаковки и сопроводительной документации. Совершенство производственного исполнения — это чистота исполнения контуров и соединений отдельных элементов, качество покрытий и отделки поверхности, качество и четкость исполнения фирменных знаков, сопроводительной и информационной документации. 5.Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации. 6.Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности. Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их потребления, или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опасностей. Различают следующие виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Химическая безопасность означает, что продукция не выделяет токсические вещества, опасные для потребителя и его имущества. Механическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий (от ударов выступающих и быстровращающихся деталей изделий, трения и др.). Биологическая безопасность означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорганизмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности. Радиационная безопасность характеризует степень защиты потребителя и его имущества от воздействия радиоактивных элементов. Для пищевых продуктов устанавливают предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов. Электрическая и магнитная безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия электрических и магнитных полей, возникающих при эксплуатации различных видов электротоваров. В стандартах на эту группу товаров нормируются максимально допустимые утечки электроэнергии и другие показатели, влияющие на электрическую безопасность. Термическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Противопожарная безопасность характеризует степень защиты потребителя от потенциальной опасности, связанной с возгоранием товаров при их эксплуатации, хранении или транспортировании. Факторы, влияющие на потребительские свойства товаров. Потребительские свойства товаров зависят от многих факторов, действующих комплексно или изолированно. Изучение этих факторов является одной из важнейших задач товароведения. Факторы, формирующие потребительские свойства товаров, можно подразделить на три группы: 1. Формирующие — свойства исходного сырья и материалов, конструкция изделия, качество технологических процессов; 2. Стимулирующие — целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого качества; 3. Сохраняющие важны при доведении товаров от производства до потребителя — условия хранения, транспортирования, реализации и эксплуатации товаров. Сырье и материалы — предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке. Наряду с понятием «сырье» в практике встречаются понятия «полуфабрикат» и «фабрикат». Готовый продукт производства называется фабрикатом, незаконченный фабрикат — полуфабрикатом (заготовка обуви, черновые заготовки для мебели, одежда, подготовленная к примерке, и т. п.). Данные понятия часто условны и зависят от конкретной области применения продукта. Фабрикат одного производства может быть полуфабрикатом для другого. Черновые заготовки для мебели являются фабрикатом лесозаготовительной и полуфабрикатом мебельной промышленности. Ткань — фабрикат текстильной промышленности, но для производства одежды, мебели, игрушек она представляет собой полуфабрикат. Все многообразные виды сырья подразделяют по его происхождению на промышленное и сельскохозяйственное. Промышленное сырье в свою очередь делят на минеральное и искусственное. Сырье минерального происхождения подразделяют по сферам использования (техническое, для строительных материалов, металлургическое и др.). К искусственному сырью относят синтетические смолы и пластмассы, искусственные и синтетические кожи, синтетические моющие средства. Если природные материалы не обладают необходимым комплексом свойств или имеются в недостаточном количестве, трудоемки и дороги, используются искусственные и синтетические материалы. Искусственные материалы частично или полностью заменяют природное сырье, а в некоторых случаях значительно превосходят его по качеству. К неорганическим сырьевым материалам относятся также различные минералы, в том числе драгоценные (алмаз, жемчуг и др.), полудрагоценные (топаз, аметист и пр.) и поделочные (яшма, малахит и т. п.) камни, которые используются в производстве часов, ювелирных, галантерейных и иных товаров народного потребления. За исключением поделочных, они обладают, как правило, прозрачностью, красивым цветом, высоким коэффициентом преломления света, сопротивлением к истиранию прочностью, твердостью и другими специфическими свойствами. Поделочные камни в основном непрозрачны и слабо просвечивают. Наряду с природными камнями применяются и искусственные. Широко применяются синтетические органические материалы: различные каучуки и резина на их основе, смолы, из которых получают синтетические волокна (капрон, лавсан и др.), пластические массы (поливинилхлоридные, полиамидные и т.д.). Все они представляют собой высокомолекулярные соединения, получаемые путем модификации или синтеза. В виде пленочных покрытий и украшений их используют для облагораживания изделий из других материалов (древесины, кожи, тканей). Особенность синтетических материалов состоит в том, что им можно легко придать необходимые для изделий свойства, форму, фактуру поверхности. Из искусственных целлюлозных сырьевых веществ применяются вискозные волокна (вискоза), целлюлоза и ее производные — нитроцеллюлоза, целлулоид, ацетилцеллюлоза. Основные представители природных углеводородных сырьевых материалов, применяемых в производстве товаров народного потребления, — натуральный каучук и битумы, искусственных — резина на основе натурального каучука. Сельскохозяйственное сырье, а также сырые материалы мясной, рыбной промышленности и заготовок подразделяют на сырье растительного происхождения (зерновые и технические культуры, в том числе растительные волокна, древесина, дикорастущие и лекарственные растения) и животного происхождения (мясо, рыба, молоко, пушнина, шерсть, шелк и др.). Из белковых сырьевых материалов чаще используются для производства товаров кожа, мех, шерсть, шелк, рога, копыта, кости. Наиболее важным сырьем являются кожа и мех. Конструкция изделия — это форма, размеры, способ соединения и характер взаимодействия отдельных деталей. Конструкция влияет на эргономические и эстетические свойства, а также на свойства надежности, долговечности и ремонтопригодности. Технологические процессы — это совокупность производственных процессов и операций (механических, физических, химических, термических и др.), позволяющих из исходного сырья и материалов получить готовые изделия. Виды и последовательность технологических операций зависят от применяемого сырья и его назначения.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|