Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели рациональности ассортимента

Ассортимент товаров.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение. По назначению все товары подразделяют на такие условные роды:

a) потребительские товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного потребления;

b) товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;

c) оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род потребительских товаров делится на такие классы: продовольственные, непродовольственные, медицинские, другие товары. Продовольственные товары, нередко называют пищевыми продуктами. Они предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах, органолептических ощущений и т.п. Класс непродовольственных товаров, которые еще называют промышленными или непродовольственными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные, специальные (например, военные) и др.

Класс медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.

Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.

Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, с определенными различиями. Например, подкласс «пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе, – углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т.п.

Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерно-мучные и другие группы товаров.

Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющее с группой общее назначение, но отличающееся от других подгрупп только своим товаром присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров – совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть целого обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенно-стями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

1.Виды ассортимента

Ассортиментная характеристика - это одна из важнейших характеристик товара.

Ассортимент - определенная совокупность, набор товаров разных видов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, материала изготовления, способу производства.


Ассортимент потребительских товаров классифицируется по следующим признакам:
1. По месту нахождения: промышленный и торговый ассортимент.
2. По широте охвата товаров: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
3. По степени удовлетворения потребителей: рациональный и оптимальный.
4. По характеру потребности: реальный, прогнозируемый, учебный.


1.1По месту нахождения.


Промышленный ассортимент – это товары, выпускаемые отдельным предприятием или отраслью промышленности. Как правило, предприятиями вырабатывается узкий ассортимент товаров.
Торговый ассортимент – это набор товаров, формируемый оптовыми и розничными торговыми предприятиями с учетом спроса на товары и специализации магазина.

В магазинах должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров. Торговый ассортимент, в отличие от промышленного, включает в себя товары нескольких производителей - отечественных и зарубежных. Исключение составляют фирменные магазины, которые могут торговать товарами одного производителя.


1. 2Широта охвата товаров.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент торгового предприятия, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Товары простого ассортимента подразделяются по ограниченному числу признаков. В пределах одного вида они не различаются. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах обслуживания покупателей с небольшими материальными возможностями. К примеру, это соль, сахар, спички, хозяйственное мыло и др.

Товары сложного ассортимента подразделяются по многим признакам. Здесь в пределах одной группы насчитывается большое количество под групп, видов и наименований. В пределах одного вида их можно различать по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции. К товарам сложного ассортимента можно отнести одежду, обувь, хозяйственные и галантерейные товары. Продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные изделия, консервы. Такой ассортимент присущ оптовым базам и рынкам.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков. К примеру, по признаку их единства производственного происхождения или потребительского назначения. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное и социальное назначение. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения. Товары для детей, молодежи, для отдыха – по социальному признаку. В магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные товары – групповой ассортимент.

Видовой ассортимент включает разновидности товаров в пределах каждой товарной группы. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное – часть ассортимента молочных товаров. Внутри группы «одежда» различают одежду женскую, мужскую и детскую.

Внутривидовой ассортимент – разновидности продукции. К примеру, пастеризованное молоко может быть разной жирности, обувь – разного фасона, ткани – разной расцветки. Внутривидовой ассортимент может иметь разную глубину, детализацию.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей направлены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, сотовых телефонов, марочных вин.

Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции. Товары сопутствующего ассортимента – в обувном магазине средства по уходу за обувью. В основном, к сопутствующим относят товары импульсивного спроса. Включение в ассортимент магазина товаров сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

1.3.По степени удовлетворения потребностей.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – это набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий потребности покупателей. Рациональные товары обеспечивают максимальное качество жизни. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей.

Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий потребности с максимально полезным эффектом для потребителя. Затраты на проектирование, производство и доведение товаров до потребителей должны минимальны. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

1.4.По характеру потребности.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в торговой организации.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным признакам. Он предназначен для достижения определенных целей – изучения товаров.


В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.

К товарам повседневного спроса относятся хлеб, сахар, молоко и др. Эти товары являются предметами первой необходимости.

Товарами периодического спроса называются преимущественно промышленные товары – одежда, обувь, головные уборы, посуда и другие, покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением эпизодически. К ним относят мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.

Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания. Более правильно разместить и построить торговую сеть.

В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса. Сезонность вызывается либо условиями производства, либо особенностями потребления товаров.

Показатели рациональности ассортимента

Показатели ассортимента – это количественное выражение свойств ассортимента. Они используются для характеристики сбалансированности спроса и предложения. Это такие показатели, как широта, полнота, структура и устойчивость.

Широта ассортимента – число видов и разновидностей товаров определенного назначения. Наряду с широтой различают глубину ассортимента. Это число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров. Если, например, предприятие располагает тремя видами одежды – зимней, летней и осенней, а разновидностей (моделей) зимней одежды – 4, летней – 3, а осенней – 2, то глубина ассортимента одежды составит 9 позиций.

Полнота ассортимента – это число разновидностей товаров внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента. Это отношение (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией). Например, ассортиментным минимумом предусмотрено наличие 8 разновидностей сыра, а фактически в продажу поступило 5. Тогда полнота ассортимента составляет: (5/8)*100=62,5%.

Для определения рациональности ассортимента важную роль играет структура ассортимента: удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общем товарообороте. Структуру ассортимента можно считать рациональной, если она в большей степени соответствует спросу покупателей. Если ассортимент нерациональный, то могут возникнуть излишние запасы (неликвиды) или возникнуть дефицит товаров. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение.

Устойчивость ассортимента – это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары реализуются.

Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Например, если магазин имеет в реализации 15 видов обуви, из них 6 видов новые, то степень обновления составит: 6/15*100=40%. Может осуществлять добавление в ассортимент или замена товаров.

Замена имеющихся в продаже товаров осуществляется изделиями с более высокими потребительскими свойствами. Причины, побуждающие продавца обновлять ассортимент: 1) замена морально устаревших товаров; 2) разработка новых товаров улучшенного качества; 3) проектирование и разработка новых товаров.

Показатели рациональности ассортимента товаров имеют важное социально-экономическое значение. С их помощью определяется полнота удовлетворения потребительского спроса, качество торгового обслуживания. Оптимальность ассортимента обеспечивает экономию денег, повышению эффективности деятельности торгового предприятия.

В соответствии со спросом потребителей для торговых предприятий устанавливается определенный минимальный набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Ассортиментный перечень – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничного торгового предприятия. Утверждается органами местного самоуправления и включает в себя два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...