Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки возникновения и история развития творческих индустрий и концепции «креативный город» за рубежом и в Росси




ФГБОУ ВПО «Школа-студия (институт)

Им Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова»

Продюсерский факультет

 

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

на тему:

«Креативный город: творческие индустрии и развитие городов»

 

 

Студент

Зотова Л.Р.

Научный руководитель

Министр Правительства Москвы

Руководитель Департамента культуры

Капков С.А.

 

 

Москва 2014


 

Содержание

 

Введение

1.    Предпосылки возникновения и история развития творческих индустрий и концепции «креативный город» за рубежом и в России

1.1Понятия «творческие индустрии» и «креативный город». Теоретические и практические аспекты

1.2Зарубежный опыт

1.2.1Великобритания

1.2.2Германия

1.2.3Китай

1.3Возникновение и развитие творческих индустрий и концепции «креативный город» в России

2.    Москва - креативный город

2.1Творческие индустрии в Москве: состав, расположение и причины возникновения

2.1.1Причины появления и развития творческих индустрий в Москве

2.1.2Состав и расположение творческих индустрий в Москве

2.2«Творческая Москва»

2.2.1Программа центра поддержки социокультурных проектов «Творческая Москва»

2.2.2Развитие городской периферии

2.2.3Проект «Чего хочет Москва?»

2.3Важность поддержания творческих индустрий органами государственной власти

2.3.1Оценка эффективности сектора

2.3.2Культура как инструмент влияния на восприятие города

2.3.3Инвестиции

2.3.4Инновации

2.3.5Туризм

2.3.6Предотвращение «утечки мозгов»

2.3.7Плейсмейкинг

2.4Правительство Москвы на пути создания креативного города

2.4.1Об условиях, необходимых для развития творческих индустрий и реализации концепции «креативный город»

2.4.2Рекомендации экспертов органам исполнительной власти в вопросах культурного производства

Заключение

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Актуальность проблемы развития городов в нашей стране сложно переоценить. О более или менее благоприятных условиях жизни можно говорить в столичном регионе или в региональных центрах. После распада СССР многие градообразующие заводы и фабрики закрылись, что привело к резкому падению уровня жизни в этих городах и социальной нестабильности. С тех пор ситуация существенно не изменилась. Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развития и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты. Основной целью этого перехода является создание инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели - это «построение» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Разработкой этих тем, начиная с американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера, вот уже почти полвека занимаются ученые и практики по всему миру. Но все же пока не существует универсального сценария перехода к экономике нового типа. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое.

Объектами исследования работы являются концепция «креативный город», предложенная в конце 70-х годов британским культурологом Чарльзом Лэндри, а также творческие индустрии как основной элемент в создании этих городов.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение феноменов «креативный город» и «творческие индустрии» путем анализа их развития в теории и на практике, а также попытка оценки их эффективности в культурном, экономическом и социальном аспектах. Автор ставит перед собой задачи по изучению развития творческих индустрий за рубежом (на примере трех стран) и в России, анализу текущего состояния в развитии творческих индустрий в Москве, сбору статистических данных по данному сектору экономики в столичном регионе, определению критериев эффективности и перспектив развития творческих индустрий в Москве.

Автор работы выдвигает гипотезу, согласно которой строительство креативных городов и поддержание творческих индустрий являются эффективными мерами по развитию городов и регионов, и напрямую способствуют созданию инновационной среды.

В ходе исследования автором использовались методы сбора и анализа информации из исследований, научных статей, публикаций, периодических изданий, отчетов органов государственной власти различных стран, докладов ООН, нормативно-правовых документов, государственных программ, интервью с представителями различных отраслей и так далее. Особенностью данного исследования является факт изучения и анализа целого ряда материалов, ранее не переводившихся на русский язык.

В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе, как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной политике регионов. На сегодняшний день можно уже констатировать факт успешного существования творческих индустрий не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Перми, и в Калининграде, и в некоторых других городах России.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе автор анализирует теоретическую базу, существующую в западной и отечественной науке. Здесь же автор рассматривает практическое воплощение изложенных теоретических концепций за рубежом. В качестве примеров приведены три страны: Великобритания, Германия и Китай. Этот выбор не случаен. Великобритания является «родиной» творческих индустрий и уже с конца 80-х годов прошлого века с успехом реализует концепцию «креативный город» на практике. Германия наглядно демонстрирует пример страны, в которой государство уделяет огромное внимание развитию творческих индустрий, создавая все необходимые для этого условия. Китай, будучи страной плановой экономики с рыночным регулированием, может произвести впечатление не самой подходящей почвы для «взращивания» здесь сектора экономики, которому для успешного развития априори необходима известная степень свободы. Но на поверку оказывается, что стремясь создать среду, благоприятную для инновационных разработок, коммунистическая партия Китая не обходит своим вниманием такой популярный на Западе инструмент, как творческие индустрии.

В конце первой главы автор рассматривает специфику развития творческих индустрий в России, анализирует ряд проблем, существующих по данной теме в отечественной теории и на практике, изучает вариант экономического обоснования важности творческих индустрий, предложенный отечественным ученным, анализирует количественные показатели (величину экспорта и импорта) данного сектора за период с 2002 г. по 2008 г. и делает вывод о наметившийся положительной динамике в развитии творческих индустрий в целом России и в Москве, в частности.

Во второй главе выпускной квалификационной работы последовательно рассматривается то, что сделано, что делается и что планируется сделать столичными властями на пути перехода от индустриального к постиндустриальному городу, а также рассказывается о самостоятельных инициативах творческих институтов и отдельных людей. Автором работы рассматриваются причины возникновения творческих индустрий в столице, анализируется их расположение и состав. Здесь же приведены данные по специфике свободного времени жителей столицы, из которых можно сделать выводы о способах предложения культурного продукта и его объемах. Далее выявляется целых ряд причин, по которым поддержка творческих индустрий должна стать одним из приоритетных направлений деятельности для столичных властей, речь идет о таких актуальных на сегодняшний день вопросах, как создание инновационной среды, привлечение инвестиций, развитие общественного пространства, предотвращение «утечки мозгов», развитие туризма и так далее.

Сквозь призму проблем и необходимых условий для развития творческих индустрий и строительства креативного города, выявленных в первой главе, автор работы рассматривает текущую ситуацию в Москве и выявляет те условия, без существования которых невозможно эффективное функционирование данного сектора. Подчеркивается важность проведения такого рода исследования, как картирование творческих индустрий, что подразумевает определение границ сектора, количества занятых, финансовой емкости и так далее. Так же говорится о необходимом совершенствовании статистического учета, о наличие доступных арендных территорий для творческих предпринимателей, о формировании системы отчетности по данному сектору и так далее. Автором отмечается наличие специальных государственных программ, созданных в поддержку развития творческого предпринимательства, таких как специальные консультационные центры по вопросам предпринимательства и юридической помощи, субсидии, направленные на погашение части кредита, возможность аренды и выкупа площадей у города Москвы и так далее.

В конце главы, на основании анализа материалов закрытой экспертной сессии на тему «Культурное производство в городской среде: вызовы и перспективы в Москве», автор формулирует актуальные рекомендации органам исполнительной власти Москвы по развитию культурного производства и творческих индустрий.

Автором, в качестве дополнительных материалов к работе, приведены: глоссарий, с основными использованными терминами; приложения, содержащие информацию о различных моделях определения эффективности сектора и о существующих образовательных программах по исследуемой теме в Москве; и карты, часть которых разработана автором самостоятельно.

 


 

Предпосылки возникновения и история развития творческих индустрий и концепции «креативный город» за рубежом и в Росси

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...