1.6 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
1.7 Организация учебных занятий
1.8 Структура и содержание учебных занятий
Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
2.1 Методическое обеспечение
2.1.1 Методическое обеспечение аудиторной работы
2.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
2.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерии оценивания
2.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (контрольно-измерительные материалы)
2.2. Кадровое обеспечение
2.2.1 Требования к образованию и квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
2.2.2 Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и иным персоналом
2.2.3 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
2.3 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.4 Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1 Список обязательной литературы
2.4.2 Список дополнительной литературы
2.4.3 Перечень иных информационных источников
Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цель, задачи и результаты изучения дисциплины
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины «История зарубежной философии: История немецкой классической философии)» является составной частью основной образовательной программы по направлению 030100 «Философия» с присвоением квалификации бакалавр. Рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана.
1.1.1 Цель и задачи изучения дисциплины.
Цель курса: уяснение обучающимися места и значения классической немецкой философии в мировом историко-философском процессе.
Задачи курса: знакомство с принципами и материалом учений Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, с формой и содержанием классической немецкой философии как высшего и заключительного этапа истории зарубежной философии с VI века до н.э. по первую треть XIX века включительно.
1.1.2. Результаты изучения дисциплины:
Курс формирует необходимые предпосылки для изучения других историко-философских и философских дисциплин, входящих в учебный план бакалавриата по направлению 030100 «Философия».
1.2. Язык обучения
Русский
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты):
Знакомство с принципами, материалом, формой и содержанием античной философии; философии средневековья и эпохи Возрождения; эмпиризма и метафизики XVII века, философии эпохи Просвещения.
1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов):
· владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);
· владение культурой мышления, умением правильно и убедительно представлять результаты своей деятельности и обладать навыками письменной и устной аргументации (ОК-2);
· готовность использовать способы и приемы приобретения нового знания, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий, обладание устойчивым стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
· способность проводить философские исследования и анализировать фундаментальные законы становления и развития бытия, общества и мышления в многообразных и взаимосвязанных формах их существования и проявления (ПК-1);
· умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) (ПК-4);
· владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18).
1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины:
1.5.1. Специализированные умения и навыки:
1.5.1.1. умение самостоятельно читать и изучать произведения классиков немецкой философии;
1.5.1.2. навыки восприятия и усвоения содержания этих работ, а так же его изложения и обсуждения в устной и письменной формах.
1.5.2. Базовые общепрофессиональные знания:
1.5.2.1. знание результата исторического развития зарубежной философии с VI века до н.э. по первую треть XIX века включительно.
1.6. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Дисциплина предполагает лекционную (16 часов), семинарскую (24 часа) и самостоятельную (64 часа) формы учебной работы.
1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.1 Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля
Аудиторная учебная работа обучающихся
Самостоятельная работа
Объем акт. форм
Трудоёмкость
лекции
семинары
консультации
практические занятия
лабораторные работы
контрольные работы
коллоквиум оКкоо Ккккко
под под Под с руковоством преп.
в присутствии преп.
без участия преподаватея
очная форма обучения
24
24
2
0
0
2
4
4
2
64
64
3з.е.
ИТОГО:
24
24
2
0
0
2
4
4
2
64
64
3з.е.
1.7.2 Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля
Период по учебному графику
Промежуточная аттестация
Всего экзаменов
Текущий контроль
Виды
Сроки
Формы
Сроки
очная форма обучения
Семестр 2
Контроль-ная работа
7 неделя
Контроль посещаемости
1-17 неделя
Оценка работы на семинарах и коллоквиумах
1-17 неделя
Форма итогового контроля – экзамен по вопросам (список приведен в разделе 2).
1.8. Структура и содержание учебной дисциплины
№ а/з
Вид а/з
Тема ауд. занятия, кол-во часов, краткое описание, литература
1.
Л
Е
К
Ц
И
И
Тема 1. Критическая философия И. Канта (8 часов)
1. Жизнь и сочинения Канта.
2. Античная философия, метафизика и эмпиризм Нового времени как теоретические предпосылки кантовской критической философии. Кант о догматизме и скептицизме. Исходный пункт и основная проблема критической философии.
3. «Критика чистого разума»: кантовское учение о чувственности, рассудке и разуме.
4. «Критика практического разума». Кантовское определение природы воли. Противоположность легальности и моральности. Низшая и высшая способности желания. Нравственность и закон. Долг. Борьба долга и влечений. Постулаты практического разума.
5. «Критика способности суждения». Различие определяющей и рефлектирующей силы суждения. Прекрасное как предмет эстетической силы суждения. Органическое как предмет телеологической силы суждения.
6. Результат критической философии Канта.
Тема 2. Наукоучение И.Г. Фихте (4 часа)
1. Жизнь и деятельность Фихте.
2. Замысел наукоучения. Фихте о догматизме и идеализме.
3. Абсолютное Я как принцип наукоучения. «Дело-действие».
4. Интеллектуальное созерцание как способ самоопределения абсолютного Я и постижения философом этого самоопределения.
5. Основные моменты фихтевского принципа.
6. Результат наукоучения Фихте.
Тема 3. Философские искания Ф.В.Й. Шеллинга (4 часа)
1. Жизнь и творчество Шеллинга.
2. Первоначальный замысел системы: трансцендентальный идеализм и натурфилософия.
3. Философия тождества. Абсолютное тождество субъекта и объекта как основание природы и духа. Требование интеллектуального созерцания истины.
4. Философия мифологии и откровения.
Тема 4. Система Г.В.Ф. Гегеля (8 часов)
1. Жизнь и труды Гегеля.
2. Генезис принципа гегелевской системы.
3. «Феноменология духа» как введение в систему философии.
4. Три отношения мысли к объективности в истории философии и необходимость логического познания истины.
5. Наука логики: от бытия понятия через сущность его бытия к понятию понятия.
6. Философия природы и духа.
2.
С
Е
М
И
Н
А
Р
Ы
Тема 1. «Критика чистого разума» И.Канта (8 часов)
1. Кант об идее критики чистого разума и необходимости становления метафизики наукой.
2. Кантовское учение о чувственности.
3. Кантовское учение о рассудке.
4. Кантовское учение о разуме.
Литература
Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения. В 6-ти тт. Т.3. – М., 1964:
[1.] Предисловия к первому и второму изданиям, Введение.
[2.] Трансцендентальная эстетика.
[3.] Трансцендентальная логика (Введение, Аналитика понятий). [4.] Трансцендентальная диалектика (Введение, О трансцендентальной иллюзии, О чистом разуме как источнике трансцендентальной иллюзии, О понятиях чистого разума, О диалектических умозаключениях чистого разума), История чистого разума.
Тема 2. Наукоучение И.Г.Фихте (4 часа)
1. Фихте о понятии наукоучения.
2. Фихте об основании опыта.
3. Фихте о догматизме и идеализме.
4. Фихте о Я как принципе наукоучения.
Литература
[1.] Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // И.Г. Фихте. Сочинения. – СПб.: «Наука», 2008
[2-3.] Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Там же
[4.] Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Там же
Тема 3. Трансцендентальный идеализм, натурфилософия и философия тождества Ф.В.Й. Шеллинга (4 часа)
1. Шеллинг о первоначальном замысле системы философии и содержании системы трансцендентального идеализма.
2. Шеллинг о принципе трансцендентального идеализма.
3. Шеллинг о натурфилософии.
4. Шеллинг о природе.
5. Шеллинг об идее философии тождества.
6. Шеллинг о предмете философии тождества.
Литература
[1.] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма (Предисловие, Введение) // Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1987
[2.] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма (О принципе трансцендентального идеализма, Общая дедукция трансцендентального идеализма) // Там же
[3.] Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Введение) – СПб., 1998
[4.] Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки // Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1987
[5.] Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Дополнение к введению). – СПб., 1998
[6.] Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства: Общая часть, раздел первый. – СПб., 1996
Тема 4. Система Г.В.Ф. Гегеля (8 часов)
1. Гегель о необходимости философского способа познания.
2. Гегель об отношении истории философии и системы философии.
3. Гегель о предмете науки логики.
4. Гегель о первом отношении мысли к объективности.
5. Гегель о втором отношении мысли к объективности.
6. Гегель о третьем отношении мысли к объективности.
7. Гегель об основных моментах логического.
8. Гегель о предмете философии природы и духа.
Литература
[1.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 1-12 // Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. – М., 1975
[2.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 13-18 // Там же
[3.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 19-25 // Там же
[4.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 26-36 // Там же
[5.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 37-60 // Там же
[6.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 61-78 // Там же
[7.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 79-83 // Там же
[8.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Введение, §§ 245-252 // Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. – М., 1975
[8.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 377-386 // Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М., 1977
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины.
2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы.
2.1.1.1.На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов цель и задачи курса, график (сроки) текущего, промежуточного и итогового контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний по всем формам контроля и учебным процедурам, а также методику выставления итоговых оценок.
2.1.1.2. В курсе читаются лекции, цель которых – раскрыть суть и внутреннюю взаимосвязь учений классиков немецкой философии. Задача лекций – помочь студентам сформировать предварительные понятия об этих учениях. Семинары и коллоквиумы имеют целью дополнить эти понятия материалом, полученным студентами в результате самостоятельной работы по изучению указанных первоисточников и закрепленным в ходе интерактивного обсуждения их содержания под руководством преподавателя.
2.1.1.3. К каждому из семинарских занятий определяется строго ограниченное по объему количество обязательной литературы. Самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарским занятиям включает в себя чтение указанных первоисточников, изучение их содержания и подготовку докладов по отдельным вопросам. Эта работа направляется заданиями и вопросами по теме занятия. Свободная дискуссия на семинарских занятиях предполагает обсуждение содержания первоисточников и докладов с участием всех присутствующих. Задача семинарских занятий состоит в развитии у обучающихся навыков работы с классическими философскими текстами, в развитии умения анализировать, излагать и обсуждать их содержание в контексте обозначенных тем и вопросов.
2.1.1.4. Коллоквиумы представляют собой важный элемент обучения. Эти занятия проводятся в форме свободной дискуссии, подводящей итог изучению темы «Наукоучение И.Г.Фихте». Самостоятельная работа при подготовке к первому коллоквиуму состоит в чтении, изучении и письменномизложении своими словами содержания первого параграфа первой части «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте; при подготовке ко второму коллоквиуму – в чтении, изучении и письменномизложении своими словами содержания второго и третьего параграфов первой части «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте, а так же в развёрнутом письменном ответе на вопрос: «В чем я вижу различие и тождество принципов Фихте и Канта?». Задача коллоквиумов состоит в развитии умений вырабатывать, представлять и аргументированно защищать свой взгляд на содержание этих фрагментов «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте и отношение принципов этих мыслителей.
2.1.1.5.Методические указания к общему содержанию курса
При изучении данного курса важно иметь в виду логику развития обсуждаемого в нем содержания. Формально весь курс делится на две части. Лекционная часть посвящена систематическому рассмотрению принципов и содержания учений классиков немецкой философии в контексте исторического развития зарубежной философии. Вторая часть посвящена изучению материала, формы и содержания их работ по планам семинарских занятий и коллоквиумов.
2.1.2.Методическое обеспечение самостоятельной работы
2.1.2.1. Самостоятельная работа без присутствия преподавателя.
Задания для самостоятельной работы студентов и конкретные вопросы, требующие специального рассмотрения, определены по теме каждого семинарского занятия и каждого коллоквиума (см.: пп.1.8, № 2 и 2.1.1.4)
2.1.2.2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя осуществляется на семинарах и коллоквиумах (См.: пп.. 2.1.1.3 и 2.1.1.4).
2.1.2.3. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа является формой промежуточной аттестации и посвящена теме «"Критика чистого разума" И.Канта». Подготовка к контрольной работе является элементом самостоятельной работы и заключается в повторении и закреплении результатов, достигнутых при изучении содержания «Критики чистого разума» И.Канта.
2.1.2.4. Задачи контрольной работы:
2.1.2.4.1. Проверка усвоения материала по теме «"Критика чистого разума" И.Канта»;
2.1.2.4.2. Совершенствование умения самостоятельного письменного изложения материала.
2.1.2.5. Контрольная работа проводится в аудиторное время и состоит в самостоятельном развернутом письменном ответе студента на два вопроса из списка вопросов к контрольной работе, определяемые в начале контрольной работы (См.: п. 2.1.3.1.1.)
2.1.3.Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (контрольно-измерительные материалы)
2.1.3.1.1. Перечень вопросов к контрольной работе:
1. Кант об истории чистого разума и необходимости революции в способе мышления.
2. Кант о догматической и скептической философии и задаче критики чистого разума.
3. Кант о всеобщем и необходимом в познании.
4. Кант о различии содержания и формы опыта.
5. Кант о различии аналитических и синтетических суждений.
6. Кант о материи и формах чувственности.
7. Понятие явления у Канта.
8. Кант о различии априорного и апостериорного.
9. Кант о связи чувственности и рассудка.
10. Кант о содержании и форме рассудка.
11. Кант о категориях рассудка.
12. Кант об объективности и субъективности мышления.
13. Понятия ноумена и вещи в себе у Канта.
14. Кант о различии трансцендентального и трансцендентного.
15. Кантовское понятие природы.
16. Кант об ограниченности опыта.
17. Кант о различии рассудка и разума.
18. Понятие разума у Канта.
19. Понятие идеи у Канта.
2. 1.3. 1.2.Оценке в контрольной работе подлежат следующие параметры:
1). Способность давать ясные ответы на вопросы.
2). Умение, отвечая на вопросы, использовать материал лекционной части курса и аргументы, приводимые самим Кантом в «Критике чистого разума».
Если в ответах наличествует лишь первый параметр, студент получает за контрольную не больше половины максимального количества баллов.
2.1.3.2. Экзамен как метод итогового контроля знаний проводится в устной форме и включает в себя вопросы, рассмотренные в ходе лекционных и семинарских занятий. Экзаменационная оценка представляет собой лишь часть итоговой оценки знаний студента. Задача экзамена — проверка и контроль усвоения материала, которое определяется способностью его воспроизведения и анализа. Экзамен проводится в устной форме и включает в себя два вопроса из перечня вопросов к экзамену, определяемые во время экзамена.
2.1.3.3. Перечень вопросов к экзамену:
1. Критическая философия Иммануила Канта: теоретические предпосылки, основная проблема и ее решение.
2. Кант об истории чистого разума и необходимости революции в способе мышления.
3. Кант о догматической и скептической философии.
4. Кант о задаче критической философии.
5. Кант о всеобщем и необходимом в познании.
6. Кант о различии содержания и формы опыта.
7. Кант о различии аналитических и синтетических суждений.
8. Кант о материи и формах чувственности.
9. Понятие явления у Канта.
10. Кант о различии априорного и апостериорного.
11. Кант о связи чувственности и рассудка.
12. Кант о содержании и форме рассудка.
13. Кант о категориях рассудка.
14. Кант об объективности и субъективности мышления.
15. Понятие вещи в себе у Канта.
16. Кант о различии трансцендентального и трансцендентного.
17. Кантовское понятие природы.
18. Кант об ограниченности опыта.
19. Кант о различии рассудка и разума.
20. Понятие разума у Канта.
21. Понятие идеи у Канта.
22. Критика Кантом паралогизмов метафизики.
23. Кант об антиномиях разума.
24. Кант об идеале разума.
25. Кантовская критика доказательств бытия Бога.
26. Дуализм разума и бытия у Канта.
27. Наукоучение Иоганна Готлиба Фихте: замысел и результат.
28. Фихте о понятии наукоучения.
29. Фихте об отношении наукоучения к логике и другим наукам.
30. Фихте об отношении наукоучения как науки к своему предмету.
31. Понятие опыта у Фихте.
32. Фихте о догматизме и идеализме.
33. Фихте об основании опыта.
34. Фихте о Я как принципе наукоучения.
35. Фихте о способе познания Я.
36. Понятие не-Я у Фихте.
37. Философские искания Ф.В.Й.Шеллинга.
38. Шеллинг о первоначальном замысле системы философии и содержании системы трансцендентального идеализма.
39. Шеллинг о принципе трансцендентального идеализма.
40. Шеллинг о натурфилософии.
41. Шеллинг о природе.
42. Шеллинг об идее философии тождества.
43. Шеллинг о предмете философии тождества.
44. Система философии Г.В.Ф.Гегеля (ее принцип, предмет, метод и строение).
45. «Феноменология духа» Гегеля: содержание и место в системе.
46. Гегель о необходимости философского способа познания.
47. Гегель об истории философии и системе философии.
48. Гегель о предмете науки логики.
49. Гегель о первом отношении мысли к объективности.
50. Гегель о втором отношении мысли к объективности.
51. Гегель о третьем отношении мысли к объективности.
52. Гегель об основных моментах логического.
53. Гегель о предмете философии природы.
54. Гегель о предмете философии духа.
2.1.3.3. Параметры контроля и составляющие элементы итоговой оценки:
Итоговая аттестация (экзамен) проводится в отведенное для этого время и включает в себя индивидуальное собеседование преподавателя со студентом по контрольным вопросам и выведение общей итоговой оценки его работы путем суммирования баллов, начисленных студенту за выполнение всех видов работ.
Структура итоговой оценки студента
№
Виды работ
Количество баллов
1.
Посещение аудиторных занятий
1 балл за посещение одного аудиторного занятия
3.
Подготовка и одно-двухразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
2 балла за каждое занятие
4.
Подготовка и трёхразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
3 балла за каждое занятие
5.
Подготовка и осуществление доклада или более чем трёхразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
4 балла за каждое занятие
6.
Контрольная работа
Максимум 11 баллов
7.
Реферат
Максимум 5 баллов
8.
Экзамен
Максимум 23 балла
9.
Всего (максимум)
100 баллов
Итоговая оценка «отлично» — от 80 до 100 баллов, «хорошо» от 70 до 80 баллов, «удовлетворительно» от 55 до 70 баллов.
2.1.3.4. Контрольно-измерительные материалы:
2.1.3.4.1.Оценка усвоения материала курса выставляется на экзамене и включает в себя следующие параметры: 1. Умение дать ответы на оба вопроса в отдельности. 2. Умение выявить связь проблем, включенных в полученные экзаменационные вопросы. 3. Умение раскрыть значение данных проблем в контексте общей проблематики курса. Обнаружение всего комплекса умений является условием максимальной экзаменационной оценки, первого и второго умений – от 7 до 14 баллов, одного первого умения – от 1 до 7 баллов.
2.1.3.4.2.Оценке самостоятельной работы студента по подготовке к семинарскому занятию подлежит количество и качество выступлений. Качественная оценка включает в себя следующие параметры: 1. Знание содержания первоисточника. 2. Умение выделить основную проблему, раскрываемую в его тексте. 3. Понимание основных положений первоисточника в контексте обсуждаемого вопроса и общей проблематики курса. Каждый балл за активность начисляется при условии наличия в выступлении студента всех трех параметров.
2.1.3.4.3.Оценке работы на коллоквиуме подлежат: наличие и качество письменной работы, а так же активность студента на коллоквиуме, состоящая в его участии в свободной дискуссии на основе самостоятельной подготовки к нему.
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.
2.2.1. Требования к образованию и квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:
К чтению лекций могут привлекаться специалисты в классической немецкой философии, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание доцента или профессора.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом.
Не требуется
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса.
Листы студенческой оценки раздаются на предпоследнем занятии (на лекции и на семинаре по отдельности). Преподаватель предлагает студентам заполнить анкету и в течение недели до следующего (последнего) занятия сдать старосте группы, который собирает их в адресованный преподавателю конверт и сдает лаборанту кафедры. Персональная идентификация заполняющих анкету не требуется.
АНКЕТА
Уважаемый (ая) студент (ка)!
С целью улучшения качества преподавания и, в частности, совершенствования читаемого курса просим Вас оценить прослушанный курс и работу преподавателя по предложенной системе показателей по 5-балльной шкале.
Лектор _______________________________________________Дисциплина_________________________________________________
Факультет _______________ Курс_____________
Дата _______________________
№
Показатели
Баллы
1.1.
Содержательные характеристики курса
Информативность (уровень новизны содержания лекций для Вас)
1.2.
Интегрированность (включенность материала данного курса в единый процесс обучения по Вашей специальности)
1.3.
Проблемность (стимулирование творческого подхода к освоению материала)
1.4.
Системность (последовательность и логическая связь материала)
1.5.
В свободной форме определите самую интересную тему (наиболее адекватную выше обозначенным характеристикам)
1.6.
В свободной форме определите наиболее сложную для усвоения тему
2.1.
Характеристики форм изложения материала преподавателем
Выделяет главные моменты и разъясняет трудные вопросы
2.2.
Читает увлекательно, умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к изучаемой дисциплине
2.3.
Ориентирует материал лекции на использование в последующих дисциплинах, в будущей профессии и в общественной деятельности
2.4.
В процессе чтения лекции систематически следит за реакцией аудитории и усвоением лекционного материала
2.5.
Стимулирует самостоятельное мышление студентов. Во время лекции использует элементы дискуссии, обсуждения
2.6.
При необходимости умеет снимать усталость аудитории
2.7.
По отношению к студентам проявляет доброжелательность, такт, уважение, заинтересованность в успехе. Умеет контактировать со студентами
2.8.
При изложении лекционного материала демонстрирует культуру речи, четкость дикции.
2.9.
Темп изложения помогает усваивать материал
2.10
Преподаватель располагает к себе манерой поведения, внешним видом, наличием чувства юмора.
3.1.
Ответьте в развернутой форме или «да», «нет»
Ваш уровень предварительной подготовки был достаточным для освоения предложенного материала
3.2.
Считаете ли вы полезным для себя данный курс
3.3.
Если хотите, то отметьте в произвольной форме сильные стороны курса
1.
2.
3.
4.
3.4.
Если хотите, то отметьте в произвольной форме слабые стороны курса
1.
2.
3.
4.
3.6.
Какая тема курса (первоисточник) пор Вашему мнению осталась без должного (развернутого) изложения или за рамками курса вообще.
Я посетил (а) _____лекций и _____ семинарских занятий
2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.
Занятия проводятся в аудиториях, соответствующих СанПинам для образовательных учреждений и освещенностью согласно ГОСТу 24940-96.
2.3.1. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.
Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных:
(1) стандартными (белыми магнитно-маркерными или коричневыми меловыми) досками размером не менее 100*180 и аксессуарами к ним – (2-4) маркерами и губкой-стирателем (допускается наличие 2 и более досок, совокупный размер которых не менее указанного);
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
нет.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
нет.
2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов
Маркеры для магнитно-маркерных досок – 1 шт.
Губка – стиратель для магнитно-маркерных досок – 1 шт.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1.1.Учебные пособия:
Перов Ю.В. Лекции по истории классической немецкой философии. СПб., 2010.
Линьков Е.С. Лекции разных лет. Т. 1. СПб., 2012.
2.4.1.2.Список обязательной литературы:
Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти тт. Т.3. – М., 1964
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6-ти тт. Т.4. Ч.1. – М.1965
Фихте И.Г. О понятии наукоучения // Соч. в 2-х тт. Т.1. – СПб., 1993
Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Там же
Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Там же
Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Там же
Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2-х тт. Т.1. – М., 1987
Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Там же
Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки – СПб., 1998
Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства – М., 1966 (То же, СПб.,1996)
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. – М., 1975-1977
2.4.2. Список дополнительной литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии в 3-х тт. Т.3. СПб., 1994
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984
3. Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973
4. Муравьев А.Н. Гегель о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах становления научного познания // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб., 2008. С.149-157
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых