1.6 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
1.7 Организация учебных занятий
1.8 Структура и содержание учебных занятий
Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
2.1 Методическое обеспечение
2.1.1 Методическое обеспечение аудиторной работы
2.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
2.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерии оценивания
2.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (контрольно-измерительные материалы)
2.2. Кадровое обеспечение
2.2.1 Требования к образованию и квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
2.2.2 Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и иным персоналом
2.2.3 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
2.3 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.4 Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1 Список обязательной литературы
2.4.2 Список дополнительной литературы
2.4.3 Перечень иных информационных источников
Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цель, задачи и результаты изучения дисциплины
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины «История зарубежной философии: История немецкой классической философии)» является составной частью основной образовательной программы по направлению 030100 «Философия» с присвоением квалификации бакалавр. Рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана.
1.1.1 Цель и задачи изучения дисциплины.
Цель курса: уяснение обучающимися места и значения классической немецкой философии в мировом историко-философском процессе.
Задачи курса: знакомство с принципами и материалом учений Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, с формой и содержанием классической немецкой философии как высшего и заключительного этапа истории зарубежной философии с VI века до н.э. по первую треть XIX века включительно.
1.1.2. Результаты изучения дисциплины:
Курс формирует необходимые предпосылки для изучения других историко-философских и философских дисциплин, входящих в учебный план бакалавриата по направлению 030100 «Философия».
1.2. Язык обучения
Русский
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты):
Знакомство с принципами, материалом, формой и содержанием античной философии; философии средневековья и эпохи Возрождения; эмпиризма и метафизики XVII века, философии эпохи Просвещения.
1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов):
· владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);
· владение культурой мышления, умением правильно и убедительно представлять результаты своей деятельности и обладать навыками письменной и устной аргументации (ОК-2);
· готовность использовать способы и приемы приобретения нового знания, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий, обладание устойчивым стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
· способность проводить философские исследования и анализировать фундаментальные законы становления и развития бытия, общества и мышления в многообразных и взаимосвязанных формах их существования и проявления (ПК-1);
· умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) (ПК-4);
· владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18).
1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины:
1.5.1. Специализированные умения и навыки:
1.5.1.1. умение самостоятельно читать и изучать произведения классиков немецкой философии;
1.5.1.2. навыки восприятия и усвоения содержания этих работ, а так же его изложения и обсуждения в устной и письменной формах.
1.5.2. Базовые общепрофессиональные знания:
1.5.2.1. знание результата исторического развития зарубежной философии с VI века до н.э. по первую треть XIX века включительно.
1.6. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Дисциплина предполагает лекционную (16 часов), семинарскую (24 часа) и самостоятельную (64 часа) формы учебной работы.
1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.1 Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля
Аудиторная учебная работа обучающихся
Самостоятельная работа
Объем акт. форм
Трудоёмкость
лекции
семинары
консультации
практические занятия
лабораторные работы
контрольные работы
коллоквиум оКкоо Ккккко
под под Под с руковоством преп.
в присутствии преп.
без участия преподаватея
очная форма обучения
24
24
2
0
0
2
4
4
2
64
64
3з.е.
ИТОГО:
24
24
2
0
0
2
4
4
2
64
64
3з.е.
1.7.2 Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля
Период по учебному графику
Промежуточная аттестация
Всего экзаменов
Текущий контроль
Виды
Сроки
Формы
Сроки
очная форма обучения
Семестр 2
Контроль-ная работа
7 неделя
Контроль посещаемости
1-17 неделя
Оценка работы на семинарах и коллоквиумах
1-17 неделя
Форма итогового контроля – экзамен по вопросам (список приведен в разделе 2).
1.8. Структура и содержание учебной дисциплины
№ а/з
Вид а/з
Тема ауд. занятия, кол-во часов, краткое описание, литература
1.
Л
Е
К
Ц
И
И
Тема 1. Критическая философия И. Канта (8 часов)
1. Жизнь и сочинения Канта.
2. Античная философия, метафизика и эмпиризм Нового времени как теоретические предпосылки кантовской критической философии. Кант о догматизме и скептицизме. Исходный пункт и основная проблема критической философии.
3. «Критика чистого разума»: кантовское учение о чувственности, рассудке и разуме.
4. «Критика практического разума». Кантовское определение природы воли. Противоположность легальности и моральности. Низшая и высшая способности желания. Нравственность и закон. Долг. Борьба долга и влечений. Постулаты практического разума.
5. «Критика способности суждения». Различие определяющей и рефлектирующей силы суждения. Прекрасное как предмет эстетической силы суждения. Органическое как предмет телеологической силы суждения.
6. Результат критической философии Канта.
Тема 2. Наукоучение И.Г. Фихте (4 часа)
1. Жизнь и деятельность Фихте.
2. Замысел наукоучения. Фихте о догматизме и идеализме.
3. Абсолютное Я как принцип наукоучения. «Дело-действие».
4. Интеллектуальное созерцание как способ самоопределения абсолютного Я и постижения философом этого самоопределения.
5. Основные моменты фихтевского принципа.
6. Результат наукоучения Фихте.
Тема 3. Философские искания Ф.В.Й. Шеллинга (4 часа)
1. Жизнь и творчество Шеллинга.
2. Первоначальный замысел системы: трансцендентальный идеализм и натурфилософия.
3. Философия тождества. Абсолютное тождество субъекта и объекта как основание природы и духа. Требование интеллектуального созерцания истины.
4. Философия мифологии и откровения.
Тема 4. Система Г.В.Ф. Гегеля (8 часов)
1. Жизнь и труды Гегеля.
2. Генезис принципа гегелевской системы.
3. «Феноменология духа» как введение в систему философии.
4. Три отношения мысли к объективности в истории философии и необходимость логического познания истины.
5. Наука логики: от бытия понятия через сущность его бытия к понятию понятия.
6. Философия природы и духа.
2.
С
Е
М
И
Н
А
Р
Ы
Тема 1. «Критика чистого разума» И.Канта (8 часов)
1. Кант об идее критики чистого разума и необходимости становления метафизики наукой.
2. Кантовское учение о чувственности.
3. Кантовское учение о рассудке.
4. Кантовское учение о разуме.
Литература
Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения. В 6-ти тт. Т.3. – М., 1964:
[1.] Предисловия к первому и второму изданиям, Введение.
[2.] Трансцендентальная эстетика.
[3.] Трансцендентальная логика (Введение, Аналитика понятий). [4.] Трансцендентальная диалектика (Введение, О трансцендентальной иллюзии, О чистом разуме как источнике трансцендентальной иллюзии, О понятиях чистого разума, О диалектических умозаключениях чистого разума), История чистого разума.
Тема 2. Наукоучение И.Г.Фихте (4 часа)
1. Фихте о понятии наукоучения.
2. Фихте об основании опыта.
3. Фихте о догматизме и идеализме.
4. Фихте о Я как принципе наукоучения.
Литература
[1.] Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // И.Г. Фихте. Сочинения. – СПб.: «Наука», 2008
[2-3.] Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Там же
[4.] Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Там же
Тема 3. Трансцендентальный идеализм, натурфилософия и философия тождества Ф.В.Й. Шеллинга (4 часа)
1. Шеллинг о первоначальном замысле системы философии и содержании системы трансцендентального идеализма.
2. Шеллинг о принципе трансцендентального идеализма.
3. Шеллинг о натурфилософии.
4. Шеллинг о природе.
5. Шеллинг об идее философии тождества.
6. Шеллинг о предмете философии тождества.
Литература
[1.] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма (Предисловие, Введение) // Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1987
[2.] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма (О принципе трансцендентального идеализма, Общая дедукция трансцендентального идеализма) // Там же
[3.] Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Введение) – СПб., 1998
[4.] Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки // Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М., 1987
[5.] Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Дополнение к введению). – СПб., 1998
[6.] Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства: Общая часть, раздел первый. – СПб., 1996
Тема 4. Система Г.В.Ф. Гегеля (8 часов)
1. Гегель о необходимости философского способа познания.
2. Гегель об отношении истории философии и системы философии.
3. Гегель о предмете науки логики.
4. Гегель о первом отношении мысли к объективности.
5. Гегель о втором отношении мысли к объективности.
6. Гегель о третьем отношении мысли к объективности.
7. Гегель об основных моментах логического.
8. Гегель о предмете философии природы и духа.
Литература
[1.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 1-12 // Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. – М., 1975
[2.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 13-18 // Там же
[3.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 19-25 // Там же
[4.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 26-36 // Там же
[5.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 37-60 // Там же
[6.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 61-78 // Там же
[7.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 79-83 // Там же
[8.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Введение, §§ 245-252 // Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. – М., 1975
[8.] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: §§ 377-386 // Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М., 1977
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины.
2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы.
2.1.1.1.На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов цель и задачи курса, график (сроки) текущего, промежуточного и итогового контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний по всем формам контроля и учебным процедурам, а также методику выставления итоговых оценок.
2.1.1.2. В курсе читаются лекции, цель которых – раскрыть суть и внутреннюю взаимосвязь учений классиков немецкой философии. Задача лекций – помочь студентам сформировать предварительные понятия об этих учениях. Семинары и коллоквиумы имеют целью дополнить эти понятия материалом, полученным студентами в результате самостоятельной работы по изучению указанных первоисточников и закрепленным в ходе интерактивного обсуждения их содержания под руководством преподавателя.
2.1.1.3. К каждому из семинарских занятий определяется строго ограниченное по объему количество обязательной литературы. Самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарским занятиям включает в себя чтение указанных первоисточников, изучение их содержания и подготовку докладов по отдельным вопросам. Эта работа направляется заданиями и вопросами по теме занятия. Свободная дискуссия на семинарских занятиях предполагает обсуждение содержания первоисточников и докладов с участием всех присутствующих. Задача семинарских занятий состоит в развитии у обучающихся навыков работы с классическими философскими текстами, в развитии умения анализировать, излагать и обсуждать их содержание в контексте обозначенных тем и вопросов.
2.1.1.4. Коллоквиумы представляют собой важный элемент обучения. Эти занятия проводятся в форме свободной дискуссии, подводящей итог изучению темы «Наукоучение И.Г.Фихте». Самостоятельная работа при подготовке к первому коллоквиуму состоит в чтении, изучении и письменномизложении своими словами содержания первого параграфа первой части «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте; при подготовке ко второму коллоквиуму – в чтении, изучении и письменномизложении своими словами содержания второго и третьего параграфов первой части «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте, а так же в развёрнутом письменном ответе на вопрос: «В чем я вижу различие и тождество принципов Фихте и Канта?». Задача коллоквиумов состоит в развитии умений вырабатывать, представлять и аргументированно защищать свой взгляд на содержание этих фрагментов «Основы общего наукоучения» И.Г.Фихте и отношение принципов этих мыслителей.
2.1.1.5.Методические указания к общему содержанию курса
При изучении данного курса важно иметь в виду логику развития обсуждаемого в нем содержания. Формально весь курс делится на две части. Лекционная часть посвящена систематическому рассмотрению принципов и содержания учений классиков немецкой философии в контексте исторического развития зарубежной философии. Вторая часть посвящена изучению материала, формы и содержания их работ по планам семинарских занятий и коллоквиумов.
2.1.2.Методическое обеспечение самостоятельной работы
2.1.2.1. Самостоятельная работа без присутствия преподавателя.
Задания для самостоятельной работы студентов и конкретные вопросы, требующие специального рассмотрения, определены по теме каждого семинарского занятия и каждого коллоквиума (см.: пп.1.8, № 2 и 2.1.1.4)
2.1.2.2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя осуществляется на семинарах и коллоквиумах (См.: пп.. 2.1.1.3 и 2.1.1.4).
2.1.2.3. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа является формой промежуточной аттестации и посвящена теме «"Критика чистого разума" И.Канта». Подготовка к контрольной работе является элементом самостоятельной работы и заключается в повторении и закреплении результатов, достигнутых при изучении содержания «Критики чистого разума» И.Канта.
2.1.2.4. Задачи контрольной работы:
2.1.2.4.1. Проверка усвоения материала по теме «"Критика чистого разума" И.Канта»;
2.1.2.4.2. Совершенствование умения самостоятельного письменного изложения материала.
2.1.2.5. Контрольная работа проводится в аудиторное время и состоит в самостоятельном развернутом письменном ответе студента на два вопроса из списка вопросов к контрольной работе, определяемые в начале контрольной работы (См.: п. 2.1.3.1.1.)
2.1.3.Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (контрольно-измерительные материалы)
2.1.3.1.1. Перечень вопросов к контрольной работе:
1. Кант об истории чистого разума и необходимости революции в способе мышления.
2. Кант о догматической и скептической философии и задаче критики чистого разума.
3. Кант о всеобщем и необходимом в познании.
4. Кант о различии содержания и формы опыта.
5. Кант о различии аналитических и синтетических суждений.
6. Кант о материи и формах чувственности.
7. Понятие явления у Канта.
8. Кант о различии априорного и апостериорного.
9. Кант о связи чувственности и рассудка.
10. Кант о содержании и форме рассудка.
11. Кант о категориях рассудка.
12. Кант об объективности и субъективности мышления.
13. Понятия ноумена и вещи в себе у Канта.
14. Кант о различии трансцендентального и трансцендентного.
15. Кантовское понятие природы.
16. Кант об ограниченности опыта.
17. Кант о различии рассудка и разума.
18. Понятие разума у Канта.
19. Понятие идеи у Канта.
2. 1.3. 1.2.Оценке в контрольной работе подлежат следующие параметры:
1). Способность давать ясные ответы на вопросы.
2). Умение, отвечая на вопросы, использовать материал лекционной части курса и аргументы, приводимые самим Кантом в «Критике чистого разума».
Если в ответах наличествует лишь первый параметр, студент получает за контрольную не больше половины максимального количества баллов.
2.1.3.2. Экзамен как метод итогового контроля знаний проводится в устной форме и включает в себя вопросы, рассмотренные в ходе лекционных и семинарских занятий. Экзаменационная оценка представляет собой лишь часть итоговой оценки знаний студента. Задача экзамена — проверка и контроль усвоения материала, которое определяется способностью его воспроизведения и анализа. Экзамен проводится в устной форме и включает в себя два вопроса из перечня вопросов к экзамену, определяемые во время экзамена.
2.1.3.3. Перечень вопросов к экзамену:
1. Критическая философия Иммануила Канта: теоретические предпосылки, основная проблема и ее решение.
2. Кант об истории чистого разума и необходимости революции в способе мышления.
3. Кант о догматической и скептической философии.
4. Кант о задаче критической философии.
5. Кант о всеобщем и необходимом в познании.
6. Кант о различии содержания и формы опыта.
7. Кант о различии аналитических и синтетических суждений.
8. Кант о материи и формах чувственности.
9. Понятие явления у Канта.
10. Кант о различии априорного и апостериорного.
11. Кант о связи чувственности и рассудка.
12. Кант о содержании и форме рассудка.
13. Кант о категориях рассудка.
14. Кант об объективности и субъективности мышления.
15. Понятие вещи в себе у Канта.
16. Кант о различии трансцендентального и трансцендентного.
17. Кантовское понятие природы.
18. Кант об ограниченности опыта.
19. Кант о различии рассудка и разума.
20. Понятие разума у Канта.
21. Понятие идеи у Канта.
22. Критика Кантом паралогизмов метафизики.
23. Кант об антиномиях разума.
24. Кант об идеале разума.
25. Кантовская критика доказательств бытия Бога.
26. Дуализм разума и бытия у Канта.
27. Наукоучение Иоганна Готлиба Фихте: замысел и результат.
28. Фихте о понятии наукоучения.
29. Фихте об отношении наукоучения к логике и другим наукам.
30. Фихте об отношении наукоучения как науки к своему предмету.
31. Понятие опыта у Фихте.
32. Фихте о догматизме и идеализме.
33. Фихте об основании опыта.
34. Фихте о Я как принципе наукоучения.
35. Фихте о способе познания Я.
36. Понятие не-Я у Фихте.
37. Философские искания Ф.В.Й.Шеллинга.
38. Шеллинг о первоначальном замысле системы философии и содержании системы трансцендентального идеализма.
39. Шеллинг о принципе трансцендентального идеализма.
40. Шеллинг о натурфилософии.
41. Шеллинг о природе.
42. Шеллинг об идее философии тождества.
43. Шеллинг о предмете философии тождества.
44. Система философии Г.В.Ф.Гегеля (ее принцип, предмет, метод и строение).
45. «Феноменология духа» Гегеля: содержание и место в системе.
46. Гегель о необходимости философского способа познания.
47. Гегель об истории философии и системе философии.
48. Гегель о предмете науки логики.
49. Гегель о первом отношении мысли к объективности.
50. Гегель о втором отношении мысли к объективности.
51. Гегель о третьем отношении мысли к объективности.
52. Гегель об основных моментах логического.
53. Гегель о предмете философии природы.
54. Гегель о предмете философии духа.
2.1.3.3. Параметры контроля и составляющие элементы итоговой оценки:
Итоговая аттестация (экзамен) проводится в отведенное для этого время и включает в себя индивидуальное собеседование преподавателя со студентом по контрольным вопросам и выведение общей итоговой оценки его работы путем суммирования баллов, начисленных студенту за выполнение всех видов работ.
Структура итоговой оценки студента
№
Виды работ
Количество баллов
1.
Посещение аудиторных занятий
1 балл за посещение одного аудиторного занятия
3.
Подготовка и одно-двухразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
2 балла за каждое занятие
4.
Подготовка и трёхразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
3 балла за каждое занятие
5.
Подготовка и осуществление доклада или более чем трёхразовое качественное участие в дискуссии на семинарском занятии
4 балла за каждое занятие
6.
Контрольная работа
Максимум 11 баллов
7.
Реферат
Максимум 5 баллов
8.
Экзамен
Максимум 23 балла
9.
Всего (максимум)
100 баллов
Итоговая оценка «отлично» — от 80 до 100 баллов, «хорошо» от 70 до 80 баллов, «удовлетворительно» от 55 до 70 баллов.
2.1.3.4. Контрольно-измерительные материалы:
2.1.3.4.1.Оценка усвоения материала курса выставляется на экзамене и включает в себя следующие параметры: 1. Умение дать ответы на оба вопроса в отдельности. 2. Умение выявить связь проблем, включенных в полученные экзаменационные вопросы. 3. Умение раскрыть значение данных проблем в контексте общей проблематики курса. Обнаружение всего комплекса умений является условием максимальной экзаменационной оценки, первого и второго умений – от 7 до 14 баллов, одного первого умения – от 1 до 7 баллов.
2.1.3.4.2.Оценке самостоятельной работы студента по подготовке к семинарскому занятию подлежит количество и качество выступлений. Качественная оценка включает в себя следующие параметры: 1. Знание содержания первоисточника. 2. Умение выделить основную проблему, раскрываемую в его тексте. 3. Понимание основных положений первоисточника в контексте обсуждаемого вопроса и общей проблематики курса. Каждый балл за активность начисляется при условии наличия в выступлении студента всех трех параметров.
2.1.3.4.3.Оценке работы на коллоквиуме подлежат: наличие и качество письменной работы, а так же активность студента на коллоквиуме, состоящая в его участии в свободной дискуссии на основе самостоятельной подготовки к нему.
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.
2.2.1. Требования к образованию и квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:
К чтению лекций могут привлекаться специалисты в классической немецкой философии, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание доцента или профессора.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом.
Не требуется
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса.
Листы студенческой оценки раздаются на предпоследнем занятии (на лекции и на семинаре по отдельности). Преподаватель предлагает студентам заполнить анкету и в течение недели до следующего (последнего) занятия сдать старосте группы, который собирает их в адресованный преподавателю конверт и сдает лаборанту кафедры. Персональная идентификация заполняющих анкету не требуется.
АНКЕТА
Уважаемый (ая) студент (ка)!
С целью улучшения качества преподавания и, в частности, совершенствования читаемого курса просим Вас оценить прослушанный курс и работу преподавателя по предложенной системе показателей по 5-балльной шкале.
Лектор _______________________________________________Дисциплина_________________________________________________
Факультет _______________ Курс_____________
Дата _______________________
№
Показатели
Баллы
1.1.
Содержательные характеристики курса
Информативность (уровень новизны содержания лекций для Вас)
1.2.
Интегрированность (включенность материала данного курса в единый процесс обучения по Вашей специальности)
1.3.
Проблемность (стимулирование творческого подхода к освоению материала)
1.4.
Системность (последовательность и логическая связь материала)
1.5.
В свободной форме определите самую интересную тему (наиболее адекватную выше обозначенным характеристикам)
1.6.
В свободной форме определите наиболее сложную для усвоения тему
2.1.
Характеристики форм изложения материала преподавателем
Выделяет главные моменты и разъясняет трудные вопросы
2.2.
Читает увлекательно, умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к изучаемой дисциплине
2.3.
Ориентирует материал лекции на использование в последующих дисциплинах, в будущей профессии и в общественной деятельности
2.4.
В процессе чтения лекции систематически следит за реакцией аудитории и усвоением лекционного материала
2.5.
Стимулирует самостоятельное мышление студентов. Во время лекции использует элементы дискуссии, обсуждения
2.6.
При необходимости умеет снимать усталость аудитории
2.7.
По отношению к студентам проявляет доброжелательность, такт, уважение, заинтересованность в успехе. Умеет контактировать со студентами
2.8.
При изложении лекционного материала демонстрирует культуру речи, четкость дикции.
2.9.
Темп изложения помогает усваивать материал
2.10
Преподаватель располагает к себе манерой поведения, внешним видом, наличием чувства юмора.
3.1.
Ответьте в развернутой форме или «да», «нет»
Ваш уровень предварительной подготовки был достаточным для освоения предложенного материала
3.2.
Считаете ли вы полезным для себя данный курс
3.3.
Если хотите, то отметьте в произвольной форме сильные стороны курса
1.
2.
3.
4.
3.4.
Если хотите, то отметьте в произвольной форме слабые стороны курса
1.
2.
3.
4.
3.6.
Какая тема курса (первоисточник) пор Вашему мнению осталась без должного (развернутого) изложения или за рамками курса вообще.
Я посетил (а) _____лекций и _____ семинарских занятий
2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.
Занятия проводятся в аудиториях, соответствующих СанПинам для образовательных учреждений и освещенностью согласно ГОСТу 24940-96.
2.3.1. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.
Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных:
(1) стандартными (белыми магнитно-маркерными или коричневыми меловыми) досками размером не менее 100*180 и аксессуарами к ним – (2-4) маркерами и губкой-стирателем (допускается наличие 2 и более досок, совокупный размер которых не менее указанного);
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
нет.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
нет.
2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов
Маркеры для магнитно-маркерных досок – 1 шт.
Губка – стиратель для магнитно-маркерных досок – 1 шт.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
2.4.1.1.Учебные пособия:
Перов Ю.В. Лекции по истории классической немецкой философии. СПб., 2010.
Линьков Е.С. Лекции разных лет. Т. 1. СПб., 2012.
2.4.1.2.Список обязательной литературы:
Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти тт. Т.3. – М., 1964
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6-ти тт. Т.4. Ч.1. – М.1965
Фихте И.Г. О понятии наукоучения // Соч. в 2-х тт. Т.1. – СПб., 1993
Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Там же
Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Там же
Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Там же
Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2-х тт. Т.1. – М., 1987
Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Там же
Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки – СПб., 1998
Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства – М., 1966 (То же, СПб.,1996)
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. – М., 1975-1977
2.4.2. Список дополнительной литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии в 3-х тт. Т.3. СПб., 1994
2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984
3. Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973
4. Муравьев А.Н. Гегель о знании и вере как необходимых предпосылках и моментах становления научного познания // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб., 2008. С.149-157
1. Философский факультет СПБГУ http://philosophy.pu.ru/4133
2. Виртуальный философский центр при философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова http://vfc.org.ru/rus/
2.4.3.2 электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Портал «Философия в России» http://philosophy.ru/library/lib2.html, http://philosophy.ru/lib/philyaz/
2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/books/c0028_1.shtml
Раздел 3. Процедура разработки и утверждение
рабочей программы учебной дисциплины
Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины
Фамилия, имя, отчество
Учёная степень
Учёное звание
Должность
Контактная информация (адрес электронной почты, телефон)
Муравьёв Андрей Николаевич
Канд. филос н.
доцент
Доцент кафедры истории философии
377-20-34
muravyovan@yandex.ru
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых