Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика отдельных следственных действий




Наиболее частым следственным действием по указанным преступлениям является выемка, которая проводится в организациях, когда имеются достоверные сведения о наличии там искомых документов, и их своевременное изъятие способно помешать преступникам скрыть следы преступных деяний. При расследовании преступлений данной категории в планах расследования предусматривается изъятие документов в секретариатах, архивах, бухгалтериях, в складах, у руководителей и т.п. Некоторые виды документов могут быть изъяты при проведении выемок у контрагентов (договоры, акты проверок и пр.), у головной организации, в филиалах, в транспортных агентствах, в аудиторских фирмах, в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях.

Перед производством выемки следователь должен хотя бы примерно определить перечень документов, подлежащих изъятию. Желательно, чтобы эти документы были в подлиннике, так как копии могут быть не признаны судом в качестве доказательств. Можно использовать следующий перечень изымаемых в ходе выемки документов (см. табл. 1.).

Таблица 1. Перечень изымаемых в ходе выемки документов

№ п/п Наименование документов
1. Регистрационные документы организации:
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. учредительный договор протоколы общего собрания свидетельство о регистрации организации устав организации
2. Документы бухгалтерского учёта и отчётности:
2.1. бухгалтерские книги
2.2. регистры
2.3. отчёты
2.4. балансы
3. Приказы по организации и распоряжения
4. Служебная переписка
5. Договоры
6. Книга учёта выдачи доверенностей
7. Документы учёта операций по расчётным счетам:
7.1. 7.2. 7.3. 7.4. платежные требования и поручения карточка с образцами подписи лиц, наделяемых правом подписи денежных документов карточка с оттиском печати организации банковские выписки
8. Первичные кассовые документы:
8.1. 8.2. кассовые ордера кассовая книга
9. Транспортные и приёмосдаточные документы:
9.1. 9.2. товаротранспортные накладные счета-фактуры
10. Документы складского учёта

В особый список должны входить документы, определяющие статус предприятия по налогообложению, по форме собственности, виду и объему имущественной и финансовой ответственности. Документы, дающие право на льготные налоги либо освобождающие предприятие от уплаты налогов, также заслуживают внимания специалистов.

Отмечаются специфика проведения выемки документов и их изучение на предприятии, в котором в нарушение Закона «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» бухгалтерский учет ведется только на магнитных носителях информации.

В соответствии с п.7 ст.9 и п.1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные и сводные учетные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана по требованию контролирующих органов, суда и прокуратуры изготовить за свой счет копии этих документов на бумажных носителях. Но в уголовном судопроизводстве подлинники источников информации предпочтительнее их копий. Поэтому по делам рассматриваемой категории возникает необходимость изымать не только документы, но и предметы - компьютеры, дискеты, диски, магнитные ленты и т.д. Их изъятие может быть выполнено как при проведении обыска, так и при выемке.

Ранее уже указывалось, что следователь должен ознакомиться с учетной политикой организации. В ней (в схеме документооборота) содержится и информация о том, какие стадии бухгалтерского учета компьютеризированы и какие программы для этого используются.

При возможности осматриваются и изымаются дневники, записные книжки, служебные записки, дружеские записки, записки так называемой «черной бухгалтерии», документы с пометками и др.

После процедуры выемки документов следователь проводит их визуальный осмотр на предмет обнаружения признаков подделок, подчисток, допечаток, исправлений, смываний и т.п. Впоследствии по данным, полученным в результате осмотра, назначаются и проводятся экспертизы.

Далее следователь осуществляет анализ словесного содержания документов, обращая при этом внимание на соответствие (несоответствие) различных отображений одних и тех же операций, т.е. выявляет различные противоречия в документах, например, между массой товара и его объёмом и т.п. Во всех взаимосвязанных документах сопоставляются итоговые записи.

Во многом ход дальнейшего расследования зависит от результатов выемки документов и последующего первичного их осмотра и анализа, от которых в свою очередь зависят дальнейшие следственные действия и очерёдность их проведения.

Первичный осмотр в отличие от следственного осмотра изъятых документов не является процессуальным действием, он отражает тактическую сторону деятельности следователя, его задача - обозначить дальнейшие процессуальные действия: экспертизу документов, допросы руководителей и бухгалтеров, очные ставки и т.д.

Тактика проведения осмотров изъятых в ходе выемки документов знает несколько видов осмотра, в том числе и связанных с анализом смыслового содержания документов и с перспективой на проведение соответствующих экспертиз изучаемых документов.

1. Если это документ, удостоверяющий личность, образование, право собственности, ценная бумага и т.п., то необходимо осмотреть его бланк, затем листы, решая вопрос о том, полиграфическим или иным способом он изготовлен.

При осмотре изготовленного полиграфическим способом документа обращается внимание: на форму, размер и однообразие шрифта, ровность линий верхнего и нижнего оснований строк; наличие и правильность защитных средств; точность воспроизведения оттисков символов и знаков;

способ тиснения; качество материала обложки и бумаги документа; способ и форму обреза края листов; равномерность расположения красителя в штрихах, форму линии внешней границы штриха, степень интенсивности красителя; наличие признаков печати, выполненной с помощью средств оперативной полиграфии.

В случае, когда документ выполнен не полиграфическим методом, устанавливаются признаки способа его выполнения (рисовкой - возможно наличие грамматических ошибок, неровность нижнего основания строки, различие шрифта, следы использования пишущих приборов и т.д.; путем оттиска с рисованного клише - бледность красителя в штрихах и пр.; путем оттиска с резного или гравированного клише - различная ширина штрихов букв и цифр, засечки, оттиски поверхности клише и пр.).

2. Проверяется нумерация листов, совпадение на них серии и номера, устанавливается их количество, документ проверяется на предмет наличия признаков повторного брошюрования и т.п.

3. Изучаются записи и оттиски печатей и штампов с позиций выявления признаков подчисток, исправлений, дописок, травлении. Особое внимание уделяется анализу расположения ободков и текста оттиска печати на фотографии и на сопредельных с нею участках бумаги на предмет выявления признаков, могущих свидетельствовать о переклейке фотографии или замене на ней изображения.

4. Изучается логическое соответствие всех реквизитов между собой (совпадение или различие дат, содержания текста в оттисках печатей и штампов, соответствие практической возможности выполнить указанные в документе действия за определенный промежуток времени, определенным количеством лиц с помощью или без помощи технических средств), оценивается реальная возможность протекания событий, процессов, указанных в документе.

5. Анализируется почерк различных частей документа или различных фрагментов, осматриваются подписи, выполненные от имени разных лиц.

6. Выполняется арифметическая проверка цифровых записей документа. При этом учитывают, что несоответствия в итогах при подсчете денежных сумм чаще всего могут быть вызваны: а) приписками штрихов к первоначально исполненным цифрам (например, цифра 1 путем дописки превращена в цифру 4); б) допиской цифр впереди выполненного числа, что приводит к увеличению его разряда (скажем, когда первичная запись - число 40 путем дописки преобразуется в 140).

7. Сделанные записи сопоставляются со смыслом хозяйственных операций, ибо приписки и дописки могут вызвать несоответствие между общей массой всего товара и массой одного места (упаковки); между массой всего товара и количеством мест (упаковок); между количеством груза, выраженного в кубических метрах, и его массой, а также между ним и грузоподъемностью транспортного средства.

8. Сопоставляются итоговые записи во всех взаимосвязанных документах, например, между записями в документах учетного оформления и в счетных регистрах (встречная и взаимная проверка).

Если документооборот организован таким образом, что тот или иной документ должен изготавливаться в нескольких экземплярах, то проводится встречная проверка по возможности всех экземпляров одного и того же документа.

9. Осматриваются все виды графических цифровых записей, выполняемых контрольными приборами, ибо здесь можно обнаружить признаки, говорящие либо о частичных исправлениях, внесенных в данные контрольных приборов (например, дописки, подчистки, дорисовки, вклейки, перебивки букв и цифр), либо о том, что весь графический или цифровой материал выполнен после того, как завершился цикл производственных операций.

10. Фотографируются документы по правилам криминалистической фотографии (первая фотография - по методу узловой съемки, вторая - по методу детальной съемки).

Эти направления первоначальных исследований документов для расследования на последующих этапах очень важны. Можно предположить вариант предварительного ознакомительного осмотра следователем с изъятыми большей частью бессистемно хранившимися неучтенными документами. Информация, содержащаяся в этих документах, как ничто иное имеет значение для воспроизведения специфики совершения преступлений в сфере банкротства. Если следователь осмыслит моменты появления данных документов, их движения, то воспроизведет всю схему преступного деяния. Он сам сможет подобрать материал для почерковедческих экспертиз, обнаружив постоянно встречающиеся, характерные почерки, которыми выполнены документы от разных фирм. Кстати, сразу нужно оговориться, рекомендуется в числе прочих изымать документы для сравнения - это заявления о приеме на работу, которые нужно просматривать параллельно с бухгалтерскими документами. Ведь документы составляются поточно, отсюда необходимо, чтобы почерк человека, их заполняющего (секретаря, кассира, машинистки и пр.), был «под рукой».

Наряду с осмотром документов могут проводиться следственные осмотры помещений, участков местности. В качестве помещений рассматриваются также складские территории, производственные площади, транспортные и подсобные помещения, кабинеты руководителей и сотрудников организации.

Предметами осмотра могут являться неучтённое сырьё, неучтённые товары, готовая продукция, её следы, оборудование, транспорт, не состоящий на балансе предприятия. Обращается внимание на размеры площади цехов, складов и т.п., количество и качество хранящегося сырья, материалов готовой продукции, иных товаров.

Обыск. Обыск как и выемка имеет своей целью изъятие документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и являющихся носителями различной информации о различных способах совершения рассматриваемых преступлений. Предметы и документы, отыскиваемые при обыске, могут быть следующими:

- черновики расчетов;

- первые варианты бухгалтерской отчетности с правильным отражением всех данных;

- похищенные подлинные платежные документы и банковские документы;

- гарантийные письма об оплате товаров, работ, услуг;

- расписки о полученных деньгах, товарах, продукции;

- записки и письма, в которых затрагиваются вопросы коммерции;

- вырванные из документов аналитического учета листы;

- договоры с контрагентами;

- магнитофонные и видео записи разговоров с партнерами по бизнесу;

- черновые записи о количестве изготовленной, отгруженной продукции, о суммах выручки, о взаимных наличных расчетах, не отраженных в документах;

- оборудование, используемое для изготовления неучтенной продукции, неучтенная продукция, выручка от её реализации, не отраженная в документах;

- тара от продукции, которая не была оприходована;

- книга продаж, книга покупок, контрольно-кассовые ленты;

- запасные кассовые аппараты, не числящиеся на балансе организации;

- записные книжки, в том числе электронные;

- компьютеры и другие носители компьютерной информации;

- другие предметы и документы, значимые для дела.

Спецификой обысков по первой следственной ситуации является минимальность фактора внезапности, ибо перед этим проводились различные проверочные действия, беседы с сотрудниками, изучались некоторые документы, отбирались объяснения и т.п. - отсюда не всегда являются эффективными результаты обыска. Правда, эти факторы можно частично нейтрализовать, если совместно с оперативными работниками продумать более тщательно вопросы тактики проведения обыска, определить время его проведения и ряда других действий.

Обыски, как и выемки, могут быть проведены в тех же самых помещениях: служебных, производственных, подсобных, по месту жительства, на дачах, в гаражах, в автомобилях и т.п. Конечно, речь идёт и о производстве личного обыска подозреваемого.

Место проведения обыска устанавливается следователем с учётом фактических обстоятельств дела.

При обыске могут быть обнаружены различные документы и предметы (помимо указанных), в том числе и те, которых не оказалось при проведении ревизии или налоговой проверки и не было изъято.

После тщательного изучения материалов обыска, следователь устанавливает их относимость к расследуемому преступлению. Особенно внимательного подхода требуют к себе черновые документы, черновые записи, вырванные из документов листы, различные записки, расписки, платёжные документы и т.д. Их сопоставляют с имеющимися в бухгалтерии соответствующими документами и при различных совпадениях черновые документы приобщаются к уголовному делу. В этих случаях проводится процессуальный следственный осмотр тех или иных документов.

После проведения обыска и изъятия документов с записями устанавливаются авторы записей, которые затем допрашиваются как и лица, у которых производился обыск.

Допрос свидетелей, экспертов, подозреваемых и обвиняемых является наиболее часто используемым следственным действием по делам о преступлениях всех категорий. Тактические приёмы допроса подробно разработаны в криминалистической литературе.

В том случае, когда расследование происходит в неблагоприятной следственной ситуации и на первоначальном этапе пока нет достаточных оснований для выделения из числа вовлеченных в преступное событие лиц конкретных соучастников посягательства (за исключением руководителя, поскольку дело возбуждается в отношении, как правило, его, а не «по факту»), в качестве свидетелей могут быть допрошены ниже перечисленные субъекты в следующем порядке:

1. Налоговые инспектора, ревизоры, аудиторы.

2. Арбитражный управляющий, кредиторы и иные лица, сообщившие о признаках преступления.

3. Работники бухгалтерии, кладовщики, экспедиторы.

4. Шоферы, грузчики.

5. Работники отдела кадров.

6. Материально-ответственные лица.

7. Учредители.

8. Главный бухгалтер.

9. Работники организаций-контрагентов.

10. Работники организаций, имеющих неофициальные хозяйственные связи с проверяемой организацией.

11. Другие лица, возможно причастные или осведомленные о преступлениях.

Последовательность проведения допросов может несколько отличаться от указанной. Окончательное решение остаётся за следователем и зависит от конкретных обстоятельств и полученных сведений, в том числе и от оперативно-розыскной информации. Начальные действия по допросу лиц, проводивших проверки, дают следователю определённое преимущество на этом этапе расследования, ибо эти лица, как правило, являются носителями объективной информации, их показания дают возможность наиболее полно уяснить суть преступления, его наиболее вероятный способ.

Бухгалтерские работники, кассиры, кладовщики и экспедиторы в ходе допроса могут дать показания о порядке ведения бухгалтерского учёта, о составлении и представлении отчётности, о порядке хранения и сбыта товарно-материальных ценностей, о местах возможного нахождения неофициальных («теневых») документов и т.п. Вместе с тем они могут оказаться под влиянием преступников, поэтому с ними следователь должен установить контакт и при необходимости перепроверять поступившие от этих лиц сведения, в том числе используя и оперативно-розыскную информацию.

Важные данные могут дать при допросе и иные сотрудники организации: секретари, грузчики, водители, работники охраны и др.

Помимо этого, дополнительное внимание следует уделять работе с лицами, не имеющими отношения к руководству организацией, но участвующими в производственном процессе, а также уволенными (сокращенными, переведенными) в связи с проводимыми преобразованиями. Следует также шире использовать возможности негласных оперативно-розыскных мероприятий, так как, зачастую, только при помощи сведений, полученных указанным путем возможно установить "маршруты" движения имущества и денежных средств и причастность к этому фигурантов.

Ценные показания зачастую получают при допросах свидетелей, являющихся представителями организаций, с которыми сотрудничала проверяемая фирма. При допросах свидетелей из этих и других категорий можно применить такой прием, как предъявление документа. Этот прием позволяет получить достаточно достоверные показания, помогает свидетелю вспомнить многие относящиеся к делу события.

Подобный порядок может быть рекомендован и для допроса подозреваемых (обвиняемых), в качестве которых фигурируют, как правило, руководители организаций. Допрашивать названных лиц следует после того, как будут получены и тщательно изучены следователем результаты ревизий, аудиторских проверок, допрошены вышеупомянутые свидетели.

Это правило вытекает и из следующих обстоятельств: подозреваемые (обвиняемые) по делам о рассматриваемых преступлениях - это, как правило, люди с высоким уровнем образования (юридического, экономического, технического и т.п.), имеющие весомый социальный статус, способные правильно (адекватно) оценить качество и силу предъявляемых им доказательств. Допрос указанных лиц должен быть тщательно подготовлен следователем: изучено финансовое, налоговое и иное законодательство, материалы дела; намечен перечень вопросов, которые будут заданы и порядок их постановки; намечена тактика предъявления доказательств (как правило, от второстепенных - к главным). Документы предъявляются после того, как допрашиваемый даст показания по всем обстоятельствам, связанным с этими документами, пояснит существо своих возражений (если они имеют место) по мотивам налоговой проверки.

Большую помощь в допросах руководителей предприятий и главных бухгалтеров способны оказать следователю специалисты в области налогообложения, бухгалтерского учёта, экономики, кредитно-финансовых отношений, экспортно-импортных и валютных операций и т.д.

Перед допросом подозреваемого лица целесообразно подготовить матрицу (схему), куда включается как можно большее количество вероятных действий со стороны подозреваемого. В матрице увязываются между собой различные элементы способов совершения преступления, включая: 1) лиц, имеющих физическую возможность сокрытия имущества; 2) приметы похищенных или исчезнувших товаров, средства производства, имущество должника и т.д.; 3) вероятные методы и способы укрытия имущества; 4) обстоятельства, способствующие укрытию; 5) наличие возможности для реализации укрытого имущества; 6) выявленные признаки преступных действий; 7) виды давления на виновных внешних обстоятельств; 8) предполагаемые объяснения лиц, совершивших укрытие имущества. Последнему обстоятельству необходимо уделять особое внимание, поскольку именно за счет этих объяснений подозреваемый будет скрывать свой умысел на совершение криминального банкротства. Чаще всего свои действия оправдывают коммерческим риском. В связи с этим следователь должен подготовить к допросу документы, опровергающие наличие на товарном рынке ситуации, вынудившей руководителю-должнику действовать в ущерб для организации; продумать формулировку «отсекающих» (упреждающих нежелательный, ложный ответ) вопросов и место их постановки в ходе допроса, продемонстрировать определенные возможности расследования по опровержению его ложной линии поведения. Кроме этого, необходимо подвергать тщательной проверке каждый случай передачи либо приобретения какого-либо имущества, а также расчетов с предприятиями и организациями, имеющими значительную и долговременную кредиторскую задолженность, в особенности, перед бюджетом, обращая особое внимание на следующие моменты:

- на то, кому передается имущество, не является ли контрагент (руководство, учредители) "заинтересованным" лицом, фирмой -«однодневкой»;

- на сравнение договорной и рыночной стоимости передаваемого имущества с учетом его фактического состояния:

- на каждый случай расчетов векселями, с обязательной оценкой их рыночной стоимости соответствующими экспертами;

- на необходимость применения приобретенного имущества в производственном процессе в ситуации, когда был заключен либо исполнен договор о приобретении, с привлечением специалистов в данной отрасли производства;

- на передачу имущества с длительными сроками расчетов, на единичные случаи значительных по сумме договорных отношений с контрагентами, с которыми ранее не было партнерских отношений.

В ходе допроса следует устанавливать следующие обстоятельства:

1) место регистрации организации (индивидуального предпринимателя);

2) вид деятельности организации (индивидуального предпринимателя);

3) время, с которого данное лицо возглавляет предприятие, его функциональные обязанности;

4) является ли он или его родственники учредителями, руководителями других организаций, каких именно;

5) в каких кредитно-банковских учреждениях открыты счета организации и его личные счета;

6) время, в течение которого предприятие являлось прибыльным; причины несостоятельности организации;

7) с какого момента предприятие прекратило выплату обязательных пла­тежей в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредиторами;

8) обстоятельства заключения контрактов (сделок), повлекших превыше­ние обязательств должника над стоимостью его имущества или неудовлетвори­тельную структуру баланса;

9) в чем состояли конкретные действия лица при банкротстве или в ситуа­ции предвидения банкротства;

10) где находится имущество организации-банкрота;

11) кому и какое имущество передано во владение или иное ведение;

12) какое имущество было уничтожено или утрачено;

13) имело ли место сокрытие, уничтожение или фальсификация докумен­тов, отражающих экономическую деятельность;

14) с какого момента стало понятно, что организация не в состоянии ис­полнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок;

15) осознавал ли допрашиваемый, что организация не сможет выполнить свои обязательства в установленный срок;

16) какие требования кредиторов (каких именно) были удовлетворены в преимущественном порядке;

17) какова причина ложного объявления о банкротстве и т.п.

По аналогичным вопросам следует допросить и главного бухгалтера орга­низации-должника.

При допросе кредитора необходимо выяснять, какие его имущественные требования удовлетворил должник; знал ли он о несостоятельности должника; известно ли ему, что удовлетворение этих требований произошло в ущерб инте­ресам других кредиторов; почему предпочтение в удовлетворении имуществен­ных требований было отдано именно ему.

На основании сведений, полученных в результате проведения указанных следственных действий, планируется ход дальнейшего расследования.

Назначение и проведение экспертиз по делам о преступлениях в кредитно-финансовой сфере - очередной этап расследования названных преступлений. Основные экспертизы по указанным делам связаны с исследованием документов - технико-криминалистические, судебно-почерковедческие, судебно-экономические, судебно-бухгалтерские экспертизы.

Одним из направлений производства предварительного следствия по делам о незаконных банкротствах является анализ финансово-хозяйственной деятель­ности должника, порядка ведения и достоверности бухгалтерского учета, пра­вильности начислений и выплат в бюджетные и внебюджетные фонды, установ­ление обстоятельств и причин банкротства (особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности должника арбитражным управляющим смотри в приложении 3).

В этих целях по делам данной категории, как правило, назначается судебно-экономическая экспертиза.

Объектами судебно-экономической экспертизы являются документы, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации:

- первичные расходные документы, являющиеся основанием для выдачи наличных денег (расходные кассовые ордера, чеки и др.);

- первичные приходные документы, на основании которых к исследуемой организации поступают денежные средства на счета в банках и в кассу организации (платёжные поручения, банковские мемориальные ордера, приходные кассовые ордера и др.);

- первичные документы, которыми оформлялась непосредственная передача товара (счет-фактуры, накладные);

- хозяйственные договора (письма-заявки, соглашения, контракты, приложения);

- регистры бухгалтерского учёта (журналы-ордера, мемориальные ордера, оборотные ведомости, ведомости аналитического учёта расчётов с поставщиками и покупателями, главная книга и др.);

- отчётность и налоговые расчеты, представленные в ГНИ (бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, расчёты по налогу на прибыль, налоговые декларации о налоге на добавленную стоимость и др.);

- материалы ревизий, аудиторских проверок;

- акты инвентаризаций;

- справки об административных санкциях, налагавшихся на организацию в процессе осуществления деятельности; и т.п..

Источниками информации, которой располагает эксперт помимо бухгалтерской отчетности, регистров и первичной документации, могут служить материалы уголовного дела, допросы свидетелей, заключения других экспертов-криминалистов, экспертов-бухгалтеров, и прочие носители информации, отвечающие требованиям относимости и допустимости.

В случае недостаточности материалов для производства исследования эксперт может запросить недостающие материалы или инициировать необходимые следственные действия, например допрос главного бухгалтера или кассира предприятия-контрагента, с которым у налогоплательщика совершались сделки и т.д.

Заключение эксперта базируется на методике производства судебно-экономических экспертиз.

Методика судебно-экономической экспертизы должна позволять всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела. Основными элементами методики судебно-экономической экспертизы являются:

- анализ достаточности для дачи заключения объектов исследования, имеющихся в материалах уголовного дела;

- экономический анализ сведений, относящихся к предмету экспертизы;

- сопоставление результатов экономического анализа с данными бухгалтерского учёта и отчётности организации, выявление отклонений;

- анализ отклонений и определение фактических показателей реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прибыли от реализации в абсолютных значениях;

- определение механизма несоответствия первичных документов и отчётности фактическим операциям и показателям;

- определение налогов, не уплаченных в бюджетную систему в причинно-следственной связи с механизмом несоответствия первичных документов и отчётности фактическим операциям и показателям.

Судебно-экономическая экспертиза оценивает ущерб, причиненный умышленно преступником государству. В этих целях экспертиза выявляет заведомо ложные сведения, внесенные в первичные документы, регистры и бухгалтерскую отчетность предприятия, путем выявления в первичных документах противоречивых и несоответствующих осуществленным по бухгалтерским счетам записям данных. Выявленные противоречия разрешаются посредством инициирования экспертом следственных действий. Методика судебно-экономической экспертизы является инструментарием выявления и закрепления фактов интеллектуального подлога, т.е. фактов, когда на бланке установленного образца при наличии всех реквизитов изложены данные, не соответствующие действительности.

Подлежащими выяснению в процессе осуществления судебно-экономической экспертизы могут быть сведения:

- о результатах финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации за определённый период;

- о фактах несоответствия первичных документов, учёта и отчётности данной организации фактическому содержанию хозяйственных операций и результатам её финансово-хозяйственной деятельности;

- о механизме несоответствия первичных документов, учёта и отчётности фактическим хозяйственным операциям и результатам финансово-хозяйственной деятельности организации;

- о фактах неуплаты налогов в связи с несоответствием первичных документов, учёта и отчётности фактическим операциям и результатам деятельности организации.

При формулировании вопросов в некоторых случаях следует обратиться за помощью к специалисту.

Перечень вопросов, разрешаемых в ходе производства экспертизы, а так­же круг материалов, направляемых эксперту, зависит от конкретных обстоя­тельств совершенного преступления.

Как правило, на разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

Полностью ли отражены в данных бухгалтерского учета проводимые орга­низацией, индивидуальным предпринимателем операции?

Получала ли организация, индивидуальный предприниматель прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, за какой период, в каком объеме?

Какова сумма доходов организации, индивидуального предпринимателя от предпринимательской деятельности за период проверки? Какова сумма расходов должника за аналогичный период времени?

Какова сумма обязательств должника перед кредиторами?

Какие сделки должника повлекли существенное ухудшение в показателях обеспеченности его обязательств? Соответствуют ли условия заключения договоров (контрактов) существующим рыночным условиям, нормам делового оборота?

Какие денежные средства, имущество, на какие цели были перечислены в дочерние, зависимые и иные организации? Как использовались полученные указанными предприятиями материальные ценности?

Каковы причины несостоятельности должника?

С какого времени должник был не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, в том числе уплатить обязательные платежи в бюджет?

Какова общая сумма причиненного ущерба, а также сумма ущерба, причиненного каждому из кредиторов?

Причинен ли ущерб сотрудникам организации-банкрота в результате действий ее руководителя (собственника)? В каком размере?

Обеспечивают ли оборотные активы и основные средства должника его обязательства перед кредиторами? и т.п.

Иные экспертизы, а также прочие следственные действия, которые могут быть проведены по делам о криминальных банкротствах не имеют существенной специфики, тактика их производства достаточно описана в криминалистической литературе.

Заключение

Методика расследования криминальных банкротств во всём её объёме никогда до 2004 года специально не исследовалось. Это связано с тем, что в советском законодательстве отсутствовала уголовная и иная ответственность за несостоятельность (банкротство).

В 1997 году А.М. Нуждин защитил диссертацию на тему «Проблемы методики раскрытия и расследования криминальных банкротств», которая была целиком написана на основе зарубежного опыта. Практика расследования в нашей стране на тот момент отсутствовала. В 2004 году было подготовлено две диссертации: П.А. Резваном на тему «Методика расследования криминальных банкротств» и Д.А. Муратовым – «Расследование преступлений, совершаемых с использованием процедур банкротства». Однако анализ указанных работ позволяет говорить о неисследованности достаточно широкого круга вопросов. В частности в обеих диссертациях проблемам криминалистической характеристики уделяется внимание только в одном параграфе, скудность примеров не позволяет судить о достаточности эмпирического материала и обоснованности выводов.

При минимальном опыте расследования данных преступлений, скудных теоретических разработках, возникает проблема более глубокой разработки методики расследования криминальных банкротств, есть целесообразность познания закономерностей совершения данной категории преступлений.

Целью такого познания будет определение содержания основных элементов криминалистической характеристики незаконных банкротств, и создание криминалистического описания отдельных способов совершения, характеристики предмета посягательства, обстановки совершения деяния, личностей преступников и потерпевших в целях внедрения соответствующей разработки в следственную практику.


[1] См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 года. – М.: ГИАЦ МВД России, 2005. – С 15-16.

[2] См.: Состояние преступности в Сибирском федеральном округе за январь-декабрь 2006 года. – М.: ГИАЦ МВД России, 2007. – С 15-16.

[3] См.: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. №94н.

[4] В скобках указанны номера счетов согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина СССР №56 от 1 ноября 1991 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...