Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Гуманитарный факультет ПРОГРАММА Государственных итоговых экзаменов по специальности 050301.65 – русский язык и литература (отделение заочного обучения) Воронеж 2013 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПЕДАГОГИКЕ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - 2013
Пояснительная записка Экзамен выполняет контрольно-оценочную, интегративную и рефлексивную функции, побуждая выпускника к осознанному выбору профессионально-педагогической позиции. Соответственно, ответы студентов в педагогическом компоненте оцениваются по трем основным параметрам: • уровень знания исторической динамики педагогических идей, принципов современной педагогики, основ организации образовательного процесса; • степень осознанности педагогических явлений и событий, выбора целей и средств педагогической деятельности, понимания тенденций развития образования, практической интерпретации знаний; • степень самостоятельности, рефлексивной и творческой активности, коммуникативной грамотности в подготовке и изложении варианта ответа, его соответствия требованиям системности, технологичности. Экзамен призван проверить также сформированность методического мышления выпускника, умение ориентироваться в основах теории обучения детей родному языку и литературе на базе систематизации всех сведений, усвоенных выпускниками по дисциплинам лингвистического, литературоведческого и методического характера. Выпускник должен также показать владение определенными практическими умениями построения занятий и анализа методического материала.
Педагогический компонент Содержание педагогического компонента Понятийный аппарат педагогической науки. Объектно-предметная область современной педагогики. Специфика педагогического знания и понятийного аппарата научной педагогики. Педагогические категории (образование, обучение, воспитание). Методологические принципы (подходы) в педагогической науке. Методологическая культура педагога. Организация педагогического исследования. Методы педагогических исследований. Обновление методологических принципов (подходов) и понятийного знания в педагогике. Конкретно-исторический характер образования и дидактических концепций. Возникновение, значение, современная трактовка терминов «образование», «дидактика». Закономерности и историческая динамика образования человека. Образовательные приоритеты в условиях глобальных проблем. Этапы формирования дидактических взглядов и концепций. Классификации дидактических концепций в современной педагогике. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса Двусторонний и личностный характер образования. Роль учителя в организации педагогического процесса. Современные тенденции развития образования. Дидактические взгляды педагогов-ученых в зарубежной и отечественной педагогической мысли. Дидактические взгляды Коменского, Ушинского, Дистервега, Гербарта, Толстого, Песталоцци и др. Закономерности и принципы обучения, единство воспитательной, обучающей и развивающей функций обучения, целостность учебно-воспитательного процесса, единство преподавания и учения, методы, формы и средства обучения.
Проблема педагогической технологии в теории и практике образования. Трактовка значений термина «педагогическая технология». Сущность педагогической технологии. Признаки технологии в работе учителя. Проблема измеряемой цели в образовательной технологии. Особенности целей, содержания, средств, этапов технологии личностной ориентации педагога. Средства личностной ориентации на моем уроке. Педагогическая ситуация и педагогическая задача: алгоритм решения. Педагогическая ситуация в моей школьной практике и анализ ее решения. Педагогическая деятельность учителя и классного руководителя. Деятельность учителя в условиях современной школы. Структура педагогической деятельности. Планирование как форма педагогического целеполагания: источники, способы постановки целей, этапы построения. Принципы и технология планирования воспитательной работы. Истоки, понятие, сущность, признаки сотрудничества. Методика И.П. Иванова. Организация ситуации сотрудничества в моем классе (внеучебная деятельность). Школа как открытая социально-педагогическая система. Место школы в системе образования. Школа как система. Цели, функции, структура, условия и принципы функционирования. Устав школы, права и обязанности педагогических работников. Типы и виды школ. Профильная школа. Характеристика моей школы как социально-педагогической системы (по месту практики). Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Предпро-фильное обучение. Профильная школа. Основы взаимоотношений семьи и школы в осуществлении педагогического процесса. Роль семьи как фактора формирования, развития и социализации личности (Платон, Аристотель, Коменский, Руссо, Локк, Песталоцци, Бецкой, Каптерев, Розанов, Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Макаренко). Функции и особенности педагогического потенциала семьи и школы в социализации личности. Выдающиеся педагоги о семейном и общественном воспитании. Типология, параметры качества жизни современной семьи, принципы, стили семейного воспитания. Принципы взаимоотношений семьи и школы. Технология педагогического общения личностной ориентации.
Принципы, уровни, условия организации педагогического взаимодействия. Понятие, сущность, структура, стиль, этапы педагогического общения как формы взаимодействия учителя и учащихся. Стратегия, тактика, структура и показатели коммуникативного поведения педагога в технологии личностной ориентации. Мое коммуникативное поведение на уроке: самоанализ. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Обучение, его специфика и место в целостной структуре образовательного процесса. Исторические и современные аспекты педагогики сотрудничества. Сущность, признаки сотрудничества. Коменский, Локк, Руссо, Толстой, Гербарт, Каптерев, Розанов. 1 1. Сущность воспитания и его роль в целостном образовательном процессе. Национальное своеобразие воспитания: история и современность (Гербарт, Каптерев, Ушинский, демократы). Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|