Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение как сотворчество учителя и ученика.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Гуманитарный факультет

ПРОГРАММА

Государственных итоговых экзаменов

по специальности 050301.65 – русский язык и литература

(отделение заочного обучения)

Воронеж 2013

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПЕДАГОГИКЕ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - 2013

 

Пояснительная записка

Экзамен выполняет контрольно-оценочную, интегративную и рефлексивную функции, побуждая выпускника к осознанному выбору про­фессионально-педагогической позиции. Соответственно, ответы студентов в педагогическом компоненте оцениваются по трем основным параметрам:

• уровень знания исторической динамики педагогических идей, принципов современной педагогики, основ организации образовательного процесса;

• степень осознанности педагогических явлений и событий, выбора целей и средств педагогической деятельности, понимания тенденций развития образования, практической интерпретации знаний;

• степень самостоятельности, рефлексивной и творческой активности, коммуникативной грамотности в подготовке и изложении варианта ответа, его соответствия требованиям системности, технологичности.

Экзамен призван проверить также сформированность методического мышления выпускника, умение ориентироваться в основах теории обучения детей родному языку и литературе на базе систематизации всех сведений, усвоенных выпускниками по дисциплинам лингвистического, литературоведческого и методического характера. Выпускник должен также показать владение определенными практическими умениями построения занятий и анализа методического материала.

 

Педагогический компонент

Содержание педагогического компонента

Понятийный аппарат педагогической науки.

Объектно-предметная область современной педагогики. Специфика педа­гогического знания и понятийного аппарата научной педагогики. Педагогические категории (образование, обучение, воспитание). Методологические принципы (подходы) в педагогической науке. Методологическая культура педагога. Организация педагогического исследования. Методы педагогических исследований.

Обновление методологических принципов (подходов) и понятийного знания в педагогике.

Конкретно-исторический характер образования и дидактических концепций.

Возникновение, значение, современная трактовка терминов «образование», «дидактика». Закономерности и историческая динамика образования человека. Образовательные приоритеты в условиях глобальных проблем. Этапы формирования дидактических взглядов и концепций. Классификации дидактических концепций в современной педагогике.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

Двусторонний и личностный характер образования. Роль учителя в организации педагогического процесса. Современные тенденции развития образования.

Дидактические взгляды педагогов-ученых в зарубежной и отечественной педагогической мысли.

Дидактические взгляды Коменского, Ушинского, Дистервега, Гербарта, Толстого, Песталоцци и др. Закономерности и принципы обучения, единство воспитательной, обучающей и развивающей функций обучения, целостность учебно-воспитательного процесса, единство преподавания и учения, методы, формы и средства обучения.

Проблема педагогической технологии в теории и практике образования.

Трактовка значений термина «педагогическая технология». Сущность пе­дагогической технологии. Признаки технологии в работе учителя. Проблема измеряемой цели в образовательной технологии. Особенности целей, содержания, средств, этапов технологии личностной ориентации педагога. Средства личностной ориентации на моем уроке. Педагогическая ситуация и педагогическая задача: алгоритм решения. Педагогическая ситуация в моей школьной практике и анализ ее решения.

Педагогическая деятельность учителя и классного руководителя.

Деятельность учителя в условиях современной школы. Структура педаго­гической деятельности. Планирование как форма педагогического целеполагания: источники, способы постановки целей, этапы построения. Принципы и технология планирования воспитательной работы. Истоки, понятие, сущность, признаки сотрудничества. Методика И.П. Иванова. Организация ситуации сотрудничества в моем классе (внеучебная деятельность).

Школа как открытая социально-педагогическая система.

Место школы в системе образования. Школа как система. Цели, функции, структура, условия и принципы функционирования. Устав школы, права и обязанности педагогических работников. Типы и виды школ. Профильная школа. Характеристика моей школы как социально-педагогической системы (по месту практики).

Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Предпро-фильное обучение. Профильная школа.

Основы взаимоотношений семьи и школы в осуществлении педагогического процесса.

Роль семьи как фактора формирования, развития и социализации личности (Платон, Аристотель, Коменский, Руссо, Локк, Песталоцци, Бецкой, Каптерев, Розанов, Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Макаренко). Функции и особенности педагогического потенциала семьи и школы в социализации личности. Выдающиеся педагоги о семейном и общественном воспитании. Типология, параметры качества жизни современной семьи, принципы, стили семейного воспитания. Принципы взаимоотношений семьи и школы.

Технология педагогического общения личностной ориентации.

Принципы, уровни, условия организации педагогического взаимодействия. Понятие, сущность, структура, стиль, этапы педагогического общения как формы взаимодействия учителя и учащихся. Стратегия, тактика, структура и показатели коммуникативного поведения педагога в технологии личностной ориентации. Мое коммуникативное поведение на уроке: самоанализ.

Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Обучение, его специфика и место в целостной структуре образовательного процесса. Исторические и современные аспекты педагогики сотрудничества. Сущность, признаки сотрудничества. Коменский, Локк, Руссо, Толстой, Гербарт, Каптерев, Розанов.

1 1. Сущность воспитания и его роль в целостном образовательном процессе.

Национальное своеобразие воспитания: история и современность (Гербарт, Каптерев, Ушинский, демократы). Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...