Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация – период, предшествующий волевому акту.

Мотивация и мотивы.

Из автобуса «Мончегорск-Мурманск» на автовокзале в Мурманске выходят пассажиры: несколько человек устремляются в туалет, кто-то идет к встречающим родственникам, кто-то в буфет…

Вам наверное случалось задумываться, почему разные люди, находясь в одинаковых условиях, ведут себя различно. Каковы причины столь разного поведения? К сожалению никогда нельзя быть абсолютно уверенным, что удалось установить истинную причину поступка. Мы знаем, что в основе произвольного поведения лежит установка, проявляющаяся в момент принятия решения. Установка по Марбе, это психофизическое состояние субъекта, либо врожденное, либо приобретенное в процессе жизни под воздействием важных переживаний, установка – это чисто субъективное состояние (Узнадзе. Общая психология. С. 76). Мы знаем, что возникновение этой установки дается нам в виде своеобразного переживания, оно считается переживанием воли.

Поведение, интересы, пристрастия, увлечения каждого индивидуальны. В связи с этим С.Л. Рубинштейн предложил выделить в психологической структуре личности такую характеристику как направленность личности, понимая под ней совокупность основных интересов, потребностей, склонностей человека. Потребностные состояния личности зависят от объектов и предметов потребностей человека, от его систем смысловых и ценностных образований.

Понятие мотива.

Мотив- (от лат. Приводить в движение, толкать)- это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

Мотивы могут быть неосознаваемые и осознаваемые. Неосознаваемые мотивы – это влечения и установки. Установка- это психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными. Например, Эксперимент: двум группам показывали фото молодого человека. Одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой сказали- что это преступник.

Оказалось, что люди находятся во власти установок.

Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы… Осознаваемые мотивы характеризуют направленность личности.

Сущность мотива. (Рогов. Психология. С. 169)

1. Мотив как побуждение, потребность.

Еще в 19 веке мотив трактовался как побудительная (движущая сила), как побуждение- это как масло масляное. Мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо не делать.

Мотив – это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию, поступку. Побуждение это самостоятельный психологический феномен, имеющий свою специфику. Представить можно в виде схемы: побуждение (мотив)- действие (Ковалев).

2. Мотив как цель, предмет удовлетворения потребности. Предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта.

Рубинштейн рассматривает удовлетворение потребности как цель.

А.Н.Леонтьев подчеркивает, что термин «мотив» употребляется не для обозначения удовлетворения потребности, а обозначает на что направлена потребность. Например, воспринимаемый предмет (представляемый, мыслимый) становится мотивом. Для Леонтьева стакан с водой тоже является мотивом. Можно это увидеть и в юриспруденции (например, в качестве мотива преступления объявляются деньги, драгоценности). Предметность выступает в качестве стрелочника, указывающая направление реализации побуждения. Леонтьев высказывается о мотиве как предмете удовлетворения потребности.

В.И.Оссовский отмечает, что переживание индивидом ценностей- объектов не всегда сопровождается восприятием их как удовлетворение потребностей. Нужда возникает, когда человеком признается предмет значимым (ценным).

3. Мотив как свойство личности. Считается, что устойчивые характеристики личности (склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) обуславливают поведение в такой же мере, как и внешние стимулы.

4. Мотив как удовлетворенность. Удовлетворенность – это положительное эмоциональное состояние, выступающее одним из факторов, влияющих на продолжение деятельности.

 

Мотивация – совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность (это движущие силы поведения). Мотивация определяет целенаправленность действия. Мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, является универсальной характеристикой любого состояния организма.

 

Признаки мотивации: (Ильин. Мотивация и мотивы. С67)

1. экстринсивная мотивация (обусловлена внешними условиями и обстоятельствами). Живя в обществе, человек зависит от обстоятельств. Например, референтная зависимость обнаруживается тогда, когда человек, не задумываясь, некритически заимствует установки, нормы поведения, образ жизни, надеясь благодаря этому стать похожим на «настоящих людей», быть причисленным к определенному кругу, определенной референтной группе. Информационная зависимость возникает в тех случаях, когда человек стремясь к какой –то цели, не располагает необходимой информацией. Вынужден некритически использовать информацию, полученную от человека, которого считает более информированным. Властная зависимость - зависимость индивида от человека, наделенного специальными полномочиями.

2. Интринсивная мотивация (внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, влечениями, желаниями, интересами).

Этапы формирования мотива. (Ковалев В.И. см. Рогова. Психология. С.173)

Возникновение потребности_______ ЕЕ осознание________ «Встреча» потребности со стимулом_________ Трансформирование потребности в мотив и его осознание.

А.А. Файзуллаев, этапы:

1. Возникновение и осознание побуждения, которое включает действия, результат и способы осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, влечения, склонности и любая психическая деятельность (эмоция, образ, мысль).

2. Принятие мотива. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности.

3. Реализация мотива, зависит от конкретных условий и способов реализации.

4. Закрепление мотива. Многократное повторение ведет к образованию черты характера.

5. Осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера.

Этапы мотивации во многом зависят от вида стимулов. Стимулы могут быть физическими – внешние раздражители. Могут быть и требования, просьбы, чувство долга.

Психологические теории мотивации ( Маклаков. Общая психология. С. 518)

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. Большинство научных подходов располагалось между двумя течениями философскими: рационализм (вплоть до середины 19 века. Человек представляет собой уникальное существо, особого рода, не имеющего ничего общего с животными. Наделен разумом, мышлением, сознанием, обладает волей), иррационализм (рассматривал поведение животных. Исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется неосознаваемыми силами, удовлетворяя только органические потребности).

17-18 века. Успех механики. Центральное место данной теории было учение о рефлексе. И рефлекс рассматривался как автоматический, врожденный ответ организма на внешние воздействия.

До конца 19 века было раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одна теория – для человека, другая – для животного)…

19 век вторая половина.

Эволюционная теория Дарвина. Взгляды меняются. Он обратил внимание, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности инстинкты.

20 век. Теории инстинктов. Фрейд, Макдугалл. Социальное поведение человека пытались объяснить по аналогии с поведением животных и свели поведение человека к врожденным инстинктам: инстинкт жизни, инстинкт смерти, инстинкт агрессивности.

Поведенческая теория мотивации и теория внешней нервной деятельности (Уотсон, К.Халл, Скиннер). Все они пытались объяснить поведение по схеме Стимул - Реакция.

30-е годы 20 века. Теории мотивации относимые только к человеку (К.Левин, Маслоу, Олпорт, Роджерс).

Маслоу. У человека с рождения появляются и сопровождают его взросление 7 классов потребностей: физиологические, безопасность, любовь, уважение, познавательные потребности (знать, уметь), эстетические (гармония, красота, симметрия), самоактуализация (реализация целей, способностей).

 

Психологические теории мотивации разработаны в двух отличающихся традициях:

1.Бихевиористские и когнитивистские подходы (теория оптимальной активации).

Построены на основах естественнонаучного знания и проверяется экспериментально.

2. Психоаналитические и гуманистические. Применяются на практике без какой-либо проверки.

Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.

Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.

С точки зрения бихевиоризма, основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма(есть, пить, тепло…).Люди что-либо делают только потому, что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности и основным механизмом мотивации является стремление организма снять напряжение, вызванное нуждой.

Пример, вы за рулем авто, вы поворачиваете руль только тогда, когда машина отклоняется от курса. Наши формы поведения (игра на инструменте, говорение, хождение, вождение машины…) осуществляются с помощью процесса научения при 2-х условиях:

-д. б. наличие потребности

-д.б. наличие подкрепления, чтобы эту потребность удовлетворить. Голодная крыса мечется в клетке в поисках пищи, случайно нажимает на педаль и открывается кормушка. В дальнейшем при возникновении голода она нажимает на педаль при условии подкрепления (пищи). В конце концов животное выработает устойчивое поведение.

Когнитивные теории мотивации

Один из сторонников данной теории – Боллес рассматривает мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности, отвечает на внешние раздражители, но чаще выбирает возможность, которая соответствует физическому состоянию, эмоции, воспоминанию пришедшей на ум мысли. Например, чаще всего мы выбираем перекусить или поесть как следует, также можно сказать и о развлечениях, которыми мы собираемся заняться в данный момент.

Десси считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая вызывает у нас чувство компетентности. Например, лучших результатов добиваются те, кто осознает, что сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

По мнению этих теоретиков, внешнее поощрение (конфеты, деньги…) чаще всего приводит лишь к уменьшению такой внутренней мотивации. Например, у ребенка, которого вознаграждают каждый раз, когда он выносит мусор, будет все меньше и меньше удовольствия чувствовать себя полезным.

 

Психоаналитические теории мотивации.

Любое поведение человека обусловлено хотя бы частично бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения является стремление удовлетворить врожденные инстинкты- физические потребности организма. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние. Основными инстинктами являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две формы: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержание жизни индивида (физиологические потребности). Инстинкт смерти проявляется в таких формах поведения как агрессия, самообвинение, самоуничтожение.

Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его энергии.

 

Гуманистические теории мотивации

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм- это самоценность индивида, человек принимается таким какой он есть и сам определяет свой путь. Олпорт считал, что нормальный взрослый человек независим от нужд тела, а не находится во власти инстинктов. По мнению Роджерса, личность нужно контролировать и или управлять ею. Человек должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним.

Одному из представителей гуманистической школы Маслоу принадлежит иерархия потребностей. Он выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения: физиологические, безопасности, принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить), оценки (стремление к достижению, потребность в престиже, высоком социальном статусе), самореализации(познавательные).

Маслоу полагает, что все мотивы имеют врожденный характер, но актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. По Маслоу, человек стремится подняться на более высокий уровень и это стремление определяет его поведение. Конфликт возникает тогда, когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

 

Строение мотивационной сферы человека.(Батаршев. Психология личности и общения. С. 50)

Любую форму поведения можно объяснить как внутренними причинами (психологические свойства человека: потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними условиями, обстоятельствами.

 

 

Сила мотива и эффективность деятельности.

Одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет на уровень активности человека, на успешность, эффективность деятельности.

С силой мотива связана его устойчивость. Если устойчивость проявляется ситуативно «здесь и сейчас», то говорят об упорстве.

Закон Йеркса и Додсона (1908) выявил, что чрезмерная стимуляция (мотивация)приводит к замедлению скорости научения.

Эксперимент на животных. Давалась задача, предполагающая 3 уровня сложности и было три уровня стимуляции удары электрическим током: сильный, средний, слабый как наказание за ошибку. Результаты эксперимента показали в каком случае при мотивации (сила тока) научение происходит быстрее всего. Выявилось, что при сложной задачи нужна слабая мотивация, а пари легкой – сильная.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру.(Столяренко)

1. С возникновением потребности (нужды в чем-то) возникает мотив. Человек его осознает.

2. Осознание мотива: сначала осознается причина (хорошо /плохо), затем осознается объект, который удовлетворяет потребность, далее осознаем с помощью каких действий можно достичь желаемого результата.

3. Идет реализация мотивов в поступках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...