Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация 63. 64  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 64         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




Толтекская цивилизация                                                    63

меняемые сейчас. Например, были удивительная голубая краска чище любого ультрамарина, а так­же розовая и фиолетовая краски, непохожие ни на один современный пигмент, при помощи которых великолепие закатного неба воспроизводилось гораздо точнее, чем представляется возможным в наши дни. Украшения из золота, серебра, бронзы и металла, имевшего глубокую малиновую окра­ску и неизвестного сейчас науке, изображались на картине при помощи порошка из самих этих ме­таллов, во многом как на средневековых миниатю­рах. И каким бы эксцентричным не казался этот метод на современный взгляд, нельзя отрицать, что он производил эффект варварского богатства, по-своему чрезвычайно поразительный.

Перспектива выдерживалась хорошо, рисунки были точны и совершенно свободны от грубова­той неуклюжести, характерной для позднего пери­ода центрально- и южноамериканского искусства. И хотя их пейзажное искусство было определённо хорошо, в то время, которое мы изучали, оно не было самоцелью, а использовалось лишь как фон для человеческих фигур. В качестве темы часто выбирались религиозные процессии, а иногда сце­ны, где заметную роль играли царь или местный губернатор.

Когда картина была окончена (а опытными ху­дожниками это делалось с замечательной быстро­той), она покрывалась каким-то лаком, который обладал свойством высыхать почти моментально.


64         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Картина, обработанная им, становилась практиче­ски несмываемой и могла быть на долгое время выставлена под дождь или на солнце без всякого заметного ущерба для неё.

Близко связана с искусством этой страны бы­ла и её литература, поскольку книги писались, или скорее, рисовались на том же материале и такими же красками, что и картины. Книга состояла из набора тонких листов, обычно форматом 45 на 15 сантиметров, иногда скрепляющихся проволо­кой, но гораздо чаще их просто хранили в ящич­ках от 7 до 13 сантиметров глубиной. Эти ящички делались из разных материалов и более или менее богато украшались, но чаще всего они были из ме­талла, напоминающего платину, и отделывались резным рогом, который каким-то образом при­креплялся к металлической поверхности путём размягчения, что позволяло ему держаться без по­мощи клея или заклёпок.

Насколько мы могли видеть, ничего подобно­го книгопечатанию известно не было; наиболь­шим приближением к нему было применение трафарета для размножения копий официальных циркуляров, чтобы доставить их всем губернато­рам империи. Однако, мы не наблюдали ни одного примера попыток применить этот метод для раз­множения какой-либо книги. Очевидно такой экс­перимент был бы сочтён святотатством, поскольку вся нация глубоко чтила книги и относилась к ним так же, как средневековые монахи. Изготовление


Толтекская цивилизация                                                    65

копии книги считалось определённо заслугой, и многие из них были переписаны очень красиво и с большим искусством.

Разнообразие их литературы было несколь­ко ограниченным. Несколько трактатов, которые можно определённо классифицировать как ре­лигиозные, или во всяком случае, этические, и в основном направление их было подобно той про­поведи старого жреца, краткое изложение которой приведено нами выше. Два или три из них имели даже определённо мистическую склонность, но они читались и распространялись меньше, чем те, которые считались более непосредственно при­менимыми к практике. Наиболее интересная из этих мистических книг столь близко напоминала китайский «Канон чистоты», что вряд ли можно сомневаться в том, что они представляют собой варианты того же текста, лишь незначительно рас­ходящиеся.

Большую же часть их литературы можно грубо разделить на две группы — содержавшую научные сведения и истории с моралью. Суще­ствовали трактаты или руководства по всякому производству, ремеслу или искусству, применяв­шихся в стране и имевших характер официальных справочников — обычно они не были сочинени­ем конкретного человека, но скорее являлись за­писью всех знаний по тому или иному предмету, существовавших на момент их написания. По ме­ре новых открытий или при пересмотре старых


66         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

взглядов к ним постоянно выпускались приложе­ния, и всякий, у кого имелся экземпляр, вносил в него поправки в соответствии с ними, будто это был его религиозный долг. Поскольку распростра­нение такой информации входило в обязанности губернаторов, они обеспечивали её распростра­нение среди всех, кого она могла интересовать, и перуанское руководство по любой теме было настоящим компендиумом всех полезных знаний, её касающихся, и давало студенту в сжатой форме весь опыт его предшественников в этом направ­лении.

Истории же почти все принадлежали одно­му общему типу, и как я уже сказал, всегда были поучительными. Главный герой неизменно был царём, губернатором или чиновником, и в расска­зе говорилось, как они справлялись с различными ситуациями, с которыми им приходилось стал­киваться в ходе их работы, будь это успешно или нет. Многие из этих историй были классическими и вошли в поговорку, подобно библейским исто­риям в Европе, постоянно упоминались и цитиро­вались как примеры того, как надо или не надо было поступать. Таким образом, почти в любой мыслимой затруднительной ситуации человек уже знал некий прецедент, которым мог руководство­ваться. Были ли все эти рассказы достоверными или часть их была вымышленной — нельзя быть уверенным, но несомненно, что там они признава­лись как правдивые.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...