День 5. «День ботанический»
ПРОГРАММА «ЗАПОВЕДНАЯ ЭКОСМЕНА» С 6 по 12 ИЮЛЯ 2015 Проживание в учебном и информационном центрах, комнаты по 3-4 чел. кровати (обычные или двухярусные), питание в столовой, готовит повар, продукты закупает она же, мед.книжка, соотвествующее образование. День 1. Организационный 14:00 – 15:00 – Заезд. Размещение. 15:00 – 16:00 – Обед. 17:00 – 18:30 – «Планерка» - вечер знакомств. - Вводный инструктаж. Правила поведения и пребывания в лагере. (Петрова Л.Н.) - Принципы совместной работы. (Замятина Г.В.) - Знакомство участников. Дерево ожиданий. Анкетирование. (Мех Н.В., Марышева Н.В.\Гаврилова Т.О.). - Вопросы к организаторам. Выбор темы для разработки проекта (Мех Н.В.).
19:00 – 20:00 – Ужин. 20:00 – 22:00 – свободное время. Просмотр видеофильмов о природе. 22:00 Отбой. День 2. «День охраны» 8:00 – 8:30 – Завтрак 9:00 – 9:10 – Открытие лагеря. (Литвинова Н.А., Ткаченко Е.Э.). 9:10 – 9:30 – Представление команд-участников.
9:30 – 10:30 – Вводная часть («мозговой штурм»). Вопросы для обсуждения: Что такое заповедник? Какие виды ООПТ организованы в России? Для чего организуют заповедники и другие виды ООПТ? Задачи Астраханского заповедника. (Замятина Г.В.) 10:30 – 10:45 – Разминка-игра на командообразование «Гусеница». (Мех Н.В.) 10:45 – 12:00 – Работа в 3 малых группах. «Режим охраны заповедной территории» (что разрешено и что запрещено в заповеднике и охранных зонах). (Замятина Г.В.) 12:00 – 13:00 – Ролевая игра по преодолению конфликтных ситуаций. «Задержание браконьеров» (лов рыбы в заповеднике, сбор ягоды в охранной зоне). (Замятина Г.В.)
13:00 – 14:00 – обед 14:00 – 15:00 – отдых, свободное время
15:00 – 15:30 – Работа в 2 малых группах. «Заповедник и местное население: причины конфликтов и возможности сотрудничества». (Замятина Г.В.)
15:30 – 16:00 – игра «Займи позицию». (Замятина Г.В.) 16:00 – 17:00 – «Чрезвычайные ситуации природного и антропогенного характера» («мозговой штурм», «ранжирование»). Работа в 3 малых группах: «Действия в чрезвычайных ситуациях». (Замятина Г.В.)
17:00 – 17:30 – полдник
17:30 – 18:00 – Анализ причин конфликтов между сотрудниками заповедника и местным населением и поиск путей их разрешения («мозговой штурм»). (Замятина Г.В.) 18:00 – 18:45 - игра «Предупредительные знаки» (Мех Н.В., Марышева Н.В.\Гаврилова Т.О.) 18:45 – 19:00 - рефлексия по итогам дня, мыслеобраз 2-го дня. (Мех Н.В.)
19:00 – 20:00 – ужин 20:00 – 21:30 – консультации, просмотр видеофильмов. 22:00 – отбой День 3. «День птиц» 8:00 – 8:30 Завтрак 9:00 – 10:00 – Водно-болотные угодья Нижней Волги: биоразнообразие и природная ценность. (лекция с демонстрацией слайдов). Русанов Г.М. 10:00 – 10:30 – Методы учета птиц, анализ результатов учета птиц (лекция). Реуцкий Н.Д.
10:30 – 13:00 – Экскурсия на лодках. Маршрутные учеты птиц. Русанов Г.М., Реуцкий Н.Д. 13:00 – 14:00 – обед, 14:00 – 15:00 – отдых, свободное время
15:00 – 16:00 – обсуждение результатов экскурсии, заполнение фенологических карточек, анализ результатов учетов. Русанов Г.М.
16:00 – 17:00 – Экскурсия в музей «Птицы Астраханской области» (зал «Ландшафтная диорама») Реуцкий Н.Д.
17:00-17:30 – полдник 17:30 – 18:00 – Энтомологические наблюдения. Методы изучения насекомых, сбор и анализ энтомологического материала (световые ловушки, сачки и т.п.). Реуцкая Н.И.
18:00 – 18:30 – пешая экскурсия, наблюдение за птицами. Реуцкий Н.Д.
18:30 – 19:00 – викторина «Птичьи вопросы» (технология «Пять звезд»), рефлексия по итогам дня, мыслеобраз 3-го дня
19:00 – 20:00 – отдых, свободное время 20:00 – 20:30 – ужин 20:30 – 21:30 – просмотр видеофильмов о птицах, консультации. 22:00 – отбой
День 4. «День ихтиологический» 8:00 – 8:30 Завтрак 9:00 – 9:30 – Ихтиология, задачи, методы работы. Ихтиологические исследования в заповеднике. Основные виды рыб, обитающих в Астраханской области, их отличительные особенности. (лекция) – Литвинов К.В., Ирмухамедов Р.Г.
9:30 – 10:30 – Физиология и морфология рыб. Практическая работа по анализу контрольного улова (определение пола, возраста и плодовитости рыб разных видов). – Литвинов К.В., Ирмухамедов Р.Г.
10:30 – 11:00 – Экскурсия в музей (зал «Ихтиология»). – Литвинов К.В.
11:00 – 11:30 – Экскурсия на водоем (полои, протока). Значение малых и временных водоемов в сохранении биоразнообразия водно-болотных угодий. Наблюдение за молодью рыб различных видов, отбор проб для лабораторных исследований. – Литвинов К.В., Ирмухамедов Р.Г.
11:30 – 13:00 – Лабораторные исследования молоди рыб. Различия в строении, этапы роста, определение вида. Работа с бинокуляром.
13:00 – 14:00 – обед, 14:00 – 15:00 – отдых, свободное время 15:00 – 16:00 – Практическое занятие: изучение работы эхолота (экскурсия на лодках с элементами полевой исследовательской работы).
16:00 – 17:00 – Демонстрация материалов полученных с эхолота. Литвинов К.В., Ирмухамедов Р.Г.
17:00 – 17:30 – полдник
17:30 – 18:00 – Конкурс «Как меня зовут?» (подбери название к картинке). 18:00 – 18:45 – Игра-викторина «Что мы знаем о рыбах?» (технология «Пять звезд» или «Дартс» по выбору).
18:45 – 19:00 – Подведение итогов дня, рефлексия, мыслеобраз 4-го дня.
19:00 – 20:00 – ужин 20:00 – 20:30 – отдых, свободное время 20:30 – 21:30 – просмотр видеофильмов о природе, консультации. 22:00 – отбой День 4. «Мы - спасатели» - вариант 2 8:00 – 8:30 Завтрак 9:00 – 13:00 –– Выезд на полои (у мостика) для спасения малька. Отбор мальков для определения вида. (Литвинов К.В., Подоляко С.А.) 13:00 – 14:00 – обед, 14:00 – 15:00 – отдых, свободное время 15:00 – 17:00 – Работа в малых группах. «Определение видов мальков из отобранных на полоях проб». Учебный центр. (Литвинов К.В., Подоляко С.А.). 17:00 – 17:30 – полдник 17:30 – 18:30 – Спортивные соревнования. 18:30 – 19:00 – Викторина. Подведение итогов дня, рефлексия, мыслеобраз 3-го дня. (Гаврилова Т.О., Мещерякова Н.О.) 19:00 – 20:00 – ужин 20:00 – 21:30 – отдых, свободное время, спортивный досуг.
22:00 – отбой
День 5. «День ботанический» 8:00 – 8:30 Завтрак 9:00 – 10:00 Растение как живой организм. Видовое разнообразие, природные комплексы и их использование человеком (лекция). Изучение растений: флористика и геоботаника. Миловацкая Н.В.
10:00 – 10:30 – Значение растений в жизни человека (мозговой штурм: «Растения в нашей жизни» голосование). Миловацкая Н.В. 10:30 – 11:00 – Роль растений в сохранении биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги Значение растений в жизни животных (работа в 2 малых группах: «Я растение – что я даю животным» и «Я животное – что я беру от растений!») Миловацкая Н.В.
11:00 – 12:30 – Растения Красной Книги. Экскурсия (водная) к местам произрастания редких видов растений (лотос, чилим, марсилия, роголистники, кубышка, кувшинка и др.). Миловацкая Н.В.
12:30 – 13:00 Обсуждение результатов экскурсии. Миловацкая Н.В.
13 00 – 13:30 – обед 13:30 – 15:00 – отдых, свободное время
15:00 – 16:00 – Описание растений по морфологическим признакам, работа с определительными таблицами основных частей растений (работа в 5 малых группах). Миловацкая Н.В. 16:30 – 17:00 – Работа с результатами описания растений. Игра «Рисуем «фоторобот» растения» Миловацкая Н.В.
17:00 – 17:30 – полдник
17:30 – 18:15 – Фенология, фенологические сезоны, климатические особенности низовьев дельты Волги. Экскурсия (пешая) Основные объекты фенологических наблюдений (лето). Миловацкая Н.В., Шкварникова Ж.А.
18:15 – 18:45 – Подведение итогов дня. Викторина «Растения заповедника»
18:45 – 19:00 - Рефлексия, мыслеобраз 5-го дня.
19:00 – 20:00 – ужин 20:00 – 20:30 – отдых, свободное время
20:30 – 21:30 – просмотр видеофильмов о природе, консультации. 22:00 – отбой
День 6. «День гидрохимический» вариант 2. 8:00 – 8:30 Завтрак 9:00 – 9:30 - Вода – среда жизни. Что такое гидрохимия? Методы анализа качества природных вод. Шкварникова Ж.А. 9:30 – 10:00 - Экскурсия к водоему (пешая) для отбора проб для гидрохимического анализа. Шкварникова Ж.А. 10:00 – 11:00 –Знакомство с устройством и работой портативного микропроцессорного спектрофотометра. Практическая работа: определение в пробах воды азота нитратного, азота аммонийного, фосфора реакционноспособного. Предельно допустимые концентрации этих веществ, их источники и роль в природных процессах. Шкварникова Ж.А.
11:00 – 11:30 – Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся. Экскурсия в музей. Петрова Л.Н. 11:30 – 12:30 – Экскурсия (пешая) по наблюдению и маршрутному учету земноводных (озерная лягушка) и пресмыкающихся (ужи водяной и обыкновенный). Петрова Л.Н.
12:30 – 13:00 – Экскурсия на метеостанцию. Петрова Л.Н.
13:00 – 13:30 – обед 13:30 – 15:00 – отдых, свободное время
15:00 – 16:00 Териология – наука о млекопитающих. Экскурсия в музей. Петрова Л.Н.
16:00 – 17:00 – Игра-аукцион «Хватит ли на всех!»
17:00 – 17:30 – полдник
17:30 – 18:30 – Викторина по итогам дня.
18:30 – 19:00 Рефлексия, мыслеобраз 6-го дня. Консультации по проектам.
19:00 – 20:00 – ужин 20:00 – 20:30 – отдых, свободное время 20:30 – 21:30 – просмотр видеофильмов о заповеднике, консультации. 22:00 – отбой
День 7. 8:00 – 8:30 Завтрак
9:00 – 9:30 – Приветственное слово участникам 2-й смены менеджера Проекта ПРООН\ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» Ткаченко Е.Э. 9:30 – 10:00 – Обмен мнениями участников смены. Рисуем «Дерево плодов ожиданий». Вопросы к участникам: «Что я получил на тренинге?», «Пригодятся ли мне эти знания?», «Чего бы я хотел?»
10:00 – 10:30 – Защита итоговых проектов командами (3 проекта).
10:30 – 11:00 – Анализ результатов тренинга (заполнение анкет)
11:00 – 11:30 – Подведение итогов. Награждение победителей. 11:30 – 12:00 – Закрытие 2-й смены. Фотография на память.
12:00 – 12:30 – обед 13:00 – отъезд из лагеря.
В ОДИН ИЗ дней – лекция о летучих мышах + НОЧНОЙ выход в заповедник для обнаружения и определения видов летучих мышей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|