Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Пси: «Эмоциональная зависимость – трудность на пути устранения негативных эмоций».





Сборники статей

Предисловие

С тех пор, как я закончил первую книгу, прошло около 3-х месяцев. За это время я провел исследование оптимальной дальнейшей траектории практики и, соответственно, наилучшего пути изложения последующего материала. Также за это время я оказался свидетелем того, какие изменения произошли в некоторых участниках практики, и наблюдение этих изменений создали во мне достаточно позитивное настроение для того, чтобы продолжить написание книги. Всегда приятно, когда пишешь не просто для каких-то неопределенных будущих поколений, а в том числе и для конкретных людей, жизнь и практика которых естественно вливается в мои исследования.

В это же время во мне созрело решение относительно того, что пора запускать в свет альманах ("альманах" - непериодический сборник тематических статей, сведений), посвященный практике прямого пути. Это решение было обусловлено тем, что на мой взгляд на настоящий момент около 10 человек совершили уже, и совершают далее существенные усилия в практике. Ими получены и получаются интересные результаты, и им есть что сказать своим партнерам по практике - настоящим и будущим. В этом альманахе будут размещаться статьи именно этих людей (и всех остальных, кто приступит к практике и будет готов к систематизации своего опыта). Смысл этого предприятия прост. Невозможно одному человеку охватить весь спектр вопросов, касающихся практики. Для каждого человека какие-то вопросы более актуальные, какие-то менее. Разнообразие опыта довольно значительно, так что кроме чтения моей книги, в которой изложение по необходимости носит краткий характер и отражает в основном мой опыт и частично опыт тех, чью практику я имею возможность наблюдать вплотную, очень полезно знакомиться с опытом других людей. Это с одной стороны даст возможность увидеть освещение одинаковых вопросов с разных сторон. С другой стороны это позволит адекватно и по возможности полно отразить индивидуальные особенности практики. Каждый из тех, кто входит в число приглашенных мною к участию в этом проекте людей, может написать короткую или длинную статью по любому вопросу, касающемуся практики, и разместить ее в альманахе. Ну и, конечно, всякий другой человек также может прислать мне свою статью или заметку, и она будет там размещена, если покажется мне толковой и относящейся к практике прямого пути.



 

Бодхи

 

(Цифра после названия статьи -
- примерный объем в страницах (1 страница – 2200-2400 знаков))

Список аббревиатур: (если расшифровка аббревиатуры все равно ничего не проясняет, значит ты недостаточно внимательно читал книгу «Путь к Самадхи»)

НЭ – Негативные эмоции
ПЭ – Положительные эмоции
ВВ – Возврат внимания
ВД – Внутренний диалог
ПВД – Прекращение внутреннего диалога
ОО – Осознание отсутствия
ПБ – Плато Безмятежности

 

 

Сборник статей 01

Содержание:

01) Скво: "Исследование автоматизма интерпретаций"…..3.5
02) Леа: "Описание одного приёма в практике ОО восприятия "ты"…..1.0
03) Рысь: "Наблюдение механических основ желания родить ребенка"…..4.0
04) Скво: "Способ преодоления механизма возникновения НЭ, когда кто-то указывает на твои омрачения"…..1.0
05) Скво: "Пример работы с тупиковыми состояниями"…..2.0
06) Пси: " Метод задавания вопросов в работе с концепциями"…..2.0
09) Пси: "Исследование «отрицательности» ПЭ"…..2.0
10) Рысь: "Осознание и преодоление механической потребности в еде"…..2.0
11) Рысь: "Исследование эмоции возмущения"…..4.0
12) Бодхи: "Отсутствие конфликта между Переживаниями и деятельностью"…..2.0
13) Пси: "Эмоциональная зависимость - трудность на пути устранения НЭ"…..1.0
14) Рысь: «Личное восприятие Бодхи»…..6.0
15) Рысь: "Свобода от концепции жизни как неизбежного источника страдания "…1.5
16) Бодхи: "Эмоциональное истощение как метод рассасывания травмирующих воспоминаний"…..2.5
17) Бодхи: "Техника самообучения неиспытывания оргазма"…..1.5
18) Журавель: "Проблески пространства в жизни практикующего существа"…..3.5
19) Нэти: "Практика забывания"…..7.0
20) Бодхи: "Желание просветлять"…..2.0
21) Белая Тигра: "Концепция о близости родственников"…..2.5
22) Пси: "Практический приём в борьбе с концепцией о «доме»"…..1.5
23) Бодхи: "Страх опоздать"….1.5
24) Вик: "Тайна связанных проявлений"…..2.5

 

01. Скво: "Исследование автоматизма интерпретаций"

 

Каждое изменение рано или поздно становится тюрьмой в разделяющем сознании. Переходишь из камеры в камеру, меняешь объекты привязанностей и омрачений, не осознавая, что нет верных интерпретаций. Явления пусты, и даже эта фраза не отражает действительность, хотя это, наверное, самое близкое определение этого переживания.

Возможно, в первую наносекунду всегда есть факт чистого восприятия, свободного от интерпретаций. И затем совершенно автоматически рождается интерпретация и приклеивается к явлению. И эта интерпретация абсолютно всегда воспринимается в разделяющем сознании как сущность явления.

Мне очень нравится такой пример по поводу интерпретаций: глядя на вкусно приготовленный кусок мяса, обычный человек видит хороший аппетитный ужин, а вегетарианец - отрубленную от трупа животного часть тела. И в том, и в другом случае кусок мяса один и тот же, но восприятие этого явления кардинально отличается. Однако в обоих случаях мы видим, как интерпретация принимается за сущность явления.

Интерпретируется КАЖДОЕ явление и событие, даже самое незначительное. Вот есть человек, и он ведет себя каким-то там образом,. и будет масса интерпретаций его поведения со стороны других, и почти каждый будет уверен в том, что он видит как оно "НА САМОМ ДЕЛЕ ЕСТЬ".

Что руководит выбором интерпретации? Те состояния сознания, в которых в данный момент имеется восприятие.

К примеру, меня уволили с работы. Если я нахожусь в омраченном состоянии сознания, то автоматически возникнет интерпретация этого события, как повода для страданий, с жалостью к себе, сопровождающейся выискиванием все новых факторов для поддержания страдания. Если же я занимаюсь практикой, то скорее всего возникнет совсем другая интерпретация – жизнь предлагает мне одно препятствие за другим, и я благодарна жизни за все страдания, потому что они заставляют меня двигаться вперед. И чем грознее препятствие, тем сильнее стану я, когда преодолею его. И тем скорее войдет в мою жизнь чистое восприятие, в котором возможна игра интерпретаций за счет осознания, что ни одна из них не является сущностью явления.

Освобождение от механического принятия интерпретации дает нам возможность использовать их для практики. Например, у меня возникла негативная эмоция. Одна интерпретация: «это препятствие для моей практики», и вторая интерпретация – «это помощь в моей практике, поскольку, преодолевая ее, я тренирую свое усилие». Если мы достаточно опытны, то мы можем сознательно выбрать первую или вторую интерпретацию в зависимости от того – в каком состоянии мы сейчас находимся, и к какой работе более склонны. Например, я сейчас настроена очень решительно, во мне кипит энергия, и тогда я принимаю первую интерпретацию и набрасываюсь на негативную эмоцию и устраняю ее, отрабатывая, таким образом, свою безжалостность, свое усилие устранения. Если я настроена более синтетически, более склонна к проявлению симпатии к миру, то я выбираю вторую интерпретацию, и тогда я применяю другое усилие – усилие растворения, усилие принятия в себя всего мира, и эту негативную эмоцию убираю ласково, играючись.

А ведь если мы возьмем самого обычного человека, то, непрерывно интерпретируя события, он совсем необязательно выбирает конструктивный или неконструктивный подход к ситуации. У каждого есть сложившийся круг предпочтений, привычек, желаний, и каждое явление воспринимается так, а не иначе, в зависимости от личности воспринимающего.

И в этом нет свободы выбора - интерпретация рождается автоматически. И ни у кого не возникает сомнения относительно правомерности этого явления. Даже если возникает сомнение, всегда встает вопрос - как же оно на самом-то деле? И вот уверенность в существовании этого "на самом деле", о котором ничего нельзя сказать, и есть корень зла.

Таким образом, интерпретации совсем не обязательно связаны с негативными эмоциями. Хотя, конечно, вся жизнь обычного человека - это почти непрерывный поток негативных эмоций, но все же здесь не стоит делать акцент именно на проявлении эмоций. Ведь неспроста мы подходим к этой работе, уже имея опыт и стаж устранения негативных эмоций. Здесь как раз нужно смотреть свободным от эмоций взглядом на то, как рождается восприятие.

И когда мы искренне признаемся себе, что у нас нет восприятия этого "на самом деле" (не в том, что этого «на самом деле» нет - это тоже не воспринимается нами), то все интерпретации, которые возникают, остаются не более чем интерпретациями. И тогда появляется возможность сознательно использовать их направление в зависимости от того, каковы твои задачи сейчас. Именно об этом, как я ощущаю, говорит дон Хуан: "Маг не думает об объяснениях и переменах. Он использует эти непостижимые силы для того, чтобы изменить направление, приспособившись к направлению их воздействия. В этом заключается его хитрость".

Достаточно часто я нахожусь в таком состоянии сознания, когда рождается сразу несколько интерпретаций явления. Причем они могут быть настолько противоречивы, что невозможно ни сделать выбор, ни принять решение. В этом случае я следую своей искренности и говорю: есть несколько интерпретаций этого явления. И перечисляю их. И ВСЁ! На этом я останавливаюсь, я не делаю никакого выбора и никаких выводов. Ведь обычно происходит так: ты можешь увидеть, что у тебя появилось несколько интерпретаций, но все равно ты остаешься в полной уверенности в том, что ОДНА ИЗ НИХ ВЕРНА, и, принимая какую-то из них, ты непрерывно доказываешь себе, что сущность этого явления такова, как ты это видишь в данный момент.

Хотя у многих несчастных я наблюдала и такое, когда не возникает этих страданий (борьбы интерпретаций). У них все известно, все понятно, все однозначно. И не возникает никаких сомнений. И - смерть неверным.

Предчувствую вопрос: если просто констатировать интерпретации, то как же сделать выбор? Я как практик могу быть твердо уверена только в одном - я должна продолжать свою практику и непрерывно прикладывать усилия для устранения препятствий на пути к просветленным переживаниям. До тех пор, пока я нахожусь в омраченном состоянии сознания, я не принимаю никаких решений кроме одного – использовать любое омрачение как объект для отработки усилия. Мой выбор определяется направлением моей практики. Я говорю себе: "что бы я ни видела и ни чувствовала - это не главное. До тех пор, пока у меня есть омрачения, я буду с ними бороться". И это - единственное, что руководит моими действиями. Все взаимоотношения с миром, которые могут быть интерпретированы, отходят на второй план. Пока я несовершенна, меня интересует только одно - как устранить свои омрачения, а не как понять что-то в мире или в людях. Когда омрачения устраняются, когда приходит переживание, потребность в том, чтобы что-то интерпретировать/понимать отпадает.

Есть еще очень важный момент в процессе работы с интерпретациями: когда приходит осознание, что мы ничего не может сказать о явлении, а можем только интерпретировать его - рождается переживание свободы. Кажется, что произошло нечто удивительное - очень похожее переживание рождается, когда впервые осознаешь, что нет восприятия "я" и "ты".

Когда рождается переживание, рассудок автоматически начинает интерпретировать и ЭТО - то, что находится за его пределами. С помощью интерпретаций рассудок начинает искать объекты, на которые могло бы быть направлено переживание и объяснение происходящего с помощью привычных ментальных конструкций типа «Как же я теперь счастлив!»

И очень важно заметить этот момент, потому что как только в действие вступает рассудок, переживание блокируется. Ни одна интерпретация, ни один объект не имеют никакого отношения к настоящему переживанию, рождающемуся из абсолютной тишины.

Прекратить интерпретации - это необходимо по отношению к переживаниям, но если речь идет о каких-то событиях и явлениях, то интерпретации все равно будут возникать. И здесь, повторяюсь, важен момент искренности - ты честно говоришь себе "вот есть такая интерпретация, есть такая, и есть такая, но восприятия сущности этого явления/события нет". Это не значит, что необходимо игнорировать или устранять интерпретацию. Необходимо быть искренним.

Когда рождается переживание, необходимо отбросить все - все усилия и движения и прислушаться, как сквозь тишину начинает все отчетливее проступать НЕЧТО. Спутать ЭТО ни с чем нельзя. Когда оно приходит, не остается никаких сомнений в том, что это самое настоящее, что только может быть.

Переживание стихии, целостной, неразделенной и спонтанно проявляющей себя в любой форме. Волны океана, порывы ветра, игра дельфинов - как это происходит? Это тайна. И точно такая же тайна проявление потока через человеческую форму. И в этом нет места для «я». Эта ментальная конструкция, называющаяся «я», не может существовать там, где ум молчит. Там есть только переживание, неизменное и в то же время рождающееся ежемгновенно.

 

02. Леа: "Описание одного приёма в практике осознания отсутствия "ты"

 

Иногда бывает несколько сложно прочувствовать то, что нет восприятия "ты". Вот мне пришёл в голову такой приём, который мне немного помог в этом деле. Под "ты" мы привыкли понимать нечто конкретно существующее, связанное с определённым человеком, его "сердцевину" что ли, что-то, что управляет его движениями, мыслями и прочим. Мы привыкли к идее, что это "ты" у каждого человека должно быть особенное, непохожее, и что мы, воспринимая человека, воспринимаем и "ты".

Можно задать себе мысленный вопрос при общении с другим человеком: "так в чём же восприятие этого "ты"?", и за этим следующий вопрос: "как я могу быть уверена, что в данный момент именно "ты" этого человека руководит его поступками, а не какое-то "поселившееся" в нём "ты" ещё кого-то?" Ведь у меня есть только физическое восприятие и всё, а вдруг это оборотень?:)) Ну это что-то вроде того вопроса: "это Я говорю, когда я говорю? А может некий могущественный гипнотизёр мне внушает всё это, и я себе не даю в этом отчёта и остальные уверены, что говорю именно Я?". Когда я задаю такой вопрос, я понимаю, что совершенно не могу сказать, чьё "ты" в данный момент руководит моим собеседником - его или ещё кого-то, потому что способов определить это у меня нет именно потому, что нет никакого конкретного восприятия "ты" ни этого человека, ни другого.

Чтобы лучше это себе представить, мы можем мысленно провести ещё такой эксперимент. Вообразим, что мы вошли в комнату, в которой находится хорошо знакомый нам человек. Мы подходим к нему, здороваемся, начинаем разговаривать и видим, что он молчит в ответ. Он на нас просто спокойно смотрит, не выражая никаких эмоций, не отвечая на наше обращение к нему. Видимо, в нас возникнет сомнение в нормальности происходящего . Если эта ситуация продлится ещё по времени, в нас может закрасться мысль, что у него "не все дома", а потом, если мы склонны к мистике и следов сумасшествия на его лице мы не замечаем, мы можем сделать какое-то фантастическое предположение, что ЧТО-ТО вселилось в него. Ну после всех этих Х-Файлов эта возможность уже вошла в коллективное подсознание. Так вот каким образом мы можем почувствовать - что именно "сидит" в нашем знакомом - его "я" или "я" другого, или в данный момент в нём вообще нет никакого "я" - ну вышло оно в астрал прогуляться? В самом деле, наше представление о наличии "я" другого человека так связано с проявлением его эмоций, образа мысли, способа реагировать и вступать в контакт с другими людьми, что когда мы не наблюдаем в нём ничего подобного, это "я" становится просто неуловимо, оно как бы полностью отсутствует, мы совершенно не можем о нём ничего сказать.

В таком случае будет более честно признаться себе, что то, что мы принимаем за "я" человека, является просто набором различных проявлений его личности, и кроме восприятия этих проявлений никакого другого восприятия его "я" нет.

 

03. Рысь: "Наблюдение механических основ желания родить ребенка"

Со мной на днях произошла очень интересная штука. Я впала в одно из своих любимых омрачений на тему того, что я хуже всех, и что у меня ничего не получалось, не получается и не получится. Просилось написать "я не могла с этим ничего сделать", но на самом деле я просто не хотела ничего делать и менять в этом состоянии - я забилась в свою комнату и целый день думала, смотрела на то, что со мной происходит. Состояние было, как я сейчас вижу, ужасное, но зато я вспомнила, что года 2,5-3 назад это было моим естественным, постоянным состоянием. Так что польза все-таки была - я увидела, как же все-таки изменилась жизнь. Но речь не об этом. Ощущая свою ничтожность, я поняла, что в жизни мне вообще не на что опереться, и от этого мне было очень страшно, как будто подо мной не твердый пол, а все шатающееся и колеблющееся, а мне обязательно хочется, чтобы было что-то прочное. Глядя на всю свою жизнь, я увидела, что там, особенно сейчас, нет вообще ничего предсказуемого и понятного. Что со мной будет, где я буду через год - неизвестно, и от этой неизвестности я вообще не вижу ничего впереди.

И вот на фоне этих размышлений у меня вдруг рождается такое ясное понимание - мне нужен ребенок! Это открытие меня очень поразило, потому что вообще-то я не могу сказать о себе, чтобы я очень любила и вообще когда-то хотела детей. Я к ним отношусь очень спокойно, с симпатией, но не более того. Дети для меня - это что-то непонятное. Так получилось, что близко рядом со мной их не было и нет, и я их вижу только на улице, или когда изредка прихожу в гости в семьи с детьми. Поэтому мне было очень интересно, откуда это во мне такое желание их заводить родилось. Меня удивила сила этого желания - у меня нет мужа, нет семьи, которая бы помогала ухаживать; если я уйду в декрет, то мне не на что будет жить, и нечем платить за жилье, у меня даже нет полиса, чтобы бесплатно ходить в женскую консультацию, но это желание не поддавалось никаким здравым аргументам. Оно уперлось, и как будто говорил о мне - ничего, как-нибудь выкрутимся, кто-нибудь поможет, причем на вопросы - кто же этот благодетель - ответа не было. Это желание вполне можно было принять за какое-то потустороннее желание, как часто говорят женщины - "Я поняла, что у меня должен быть ребенок. Не знаю, почему, но я знаю, чувствую, что он должен быть"

Я стала думать дальше. Меня удивило то, что эта мысль пришла ко мне именно сейчас, в один из наихудших моментов моей жизни за последнее время. Что-то тут было не так, ведь я хорошо знаю, что любое действие, порожденное, т.е. задуманное и сделанное в состоянии негатива, несет в себе этот негатив, а уж желание - тем более. Желание было очень сильным, как будто дух в меня вселился, и я даже стала опасаться, что сейчас выйду на улицу, трахнусь с первым попавшимся мужчиной и, несмотря на безопасный день, тут же забеременею от него. Мне стало интересно, что я представлю себе дальше. Я представила себе, что ребенок появился. Тут же я почувствовала озабоченность за него и беспокойство. Я прямо увидела, как я начинаю бегать возле него, прислушиваться, заботиться, причем вся эта забота имела оттенок какого-то помешательства. Я узнала в своем отношении к нему то отношение, что всегда видела в своей матери ко мне - оно было таким в раннем детстве, и оно не меняется уже больше 20 лет - пописала ли на ночь, а не промочила ли ноги, обедала ли ты сегодня и т.п. Это узнавание меня окончательно поразило и взбодрило, потому что как только я вижу в себе что-то общее с матерью (мне не нравится это слово, оно слишком грубое, а мама - слишком сопливое, поэтому я буду называть её тут по имени - Людмила), так вот когда я вижу что-то общее в себе с Людмилой, во мне просыпается устремление, потому что для меня ясно, как день, что я не хочу ни в чем быть на неё похожей, и как только я замечаю в себе что то от неё - это верный сигнал о том, что я иду совсем не туда, куда мне надо. Может показаться, что я обижена на неё и поэтому не хочу иметь с ней ничего общего, но дело тут в другом. Дело в том, что я хорошо знаю Людмилу, знаю, насколько она несчастлива, и даже когда мы жили дружно вместе, я всегда хотела быть похожа на неё внешне и никогда - характером. Мне всегда было видно, как она мучается сама и мучает отца и всех остальных (меня в том числе). В этом желании ребенка я как будто увидела Людмилу в себе - я не знаю почему, но я на 100 % уверена, что она родила меня примерно по той же причине, что и я сейчас готова была родить хоть кого и хоть от кого. Я почувствовала страх от того, что у меня нет почвы под ногами, т.е. недоверие ко всему, что со мной происходит, боязнь жизни вообще. Отсюда есть желание найти опору, т.е. нечто, что годами у тебя будет и ты будешь точно знать, что оно у тебя есть. Я почувствовала, что я не знаю, что буду делать и где окажусь - это опять же недоверие и страх жизни: ну что такого в том, что ты окажешься в другом месте, разве хоть когда-нибудь я была в каких-то ужасных местах или я подвергалась каким-то жутким мучениям в жизни? Нет, но страх тупой, ему не нужны основания, он просто боится, и все тут. Я прислушиваюсь к себе - во мне не то чтобы нет любви, во мне вообще есть обратное желание, желание забиться, спрятаться, зацепиться. И в этом состоянии вдруг появляется ребенок. Это кажется очень хорошей опорой, потому что теперь-то моя жизнь стала мне известной сразу лет на 20 как минимум. В ней появилось определенность, смысл, появилась такая крутая цель, что теперь вообще можно ни о чем не думать - расти своего ребенка - садик, школа, институт, а там глядишь уже и старость, пенсия - красота, никаких тебе размышлений - чем заняться и для чего ты тут вообще. Ни капельки любви не было во мне, когда я думала об этом ребенке, но я хорошо представила радость, с которой я увижу его. Я прямо увидела эту радость от того, что появится на свет этот МОЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ, и как его обниму и прижму к себе и скажу - "ты мой родненький, ты моя кровиночка!" И раньше, слыша эти слова, я принимала их за любовь, а теперь я ужаснулась - ведь это продукт ненависти к жизни! И все эти слова про то, что мы связаны навек, оттуда же. Конечно, ведь ребенок для родителей, родивших его в таком состоянии, - это основа и содержание жизни. Убери её - и все рухнет, поэтому о неё и не забудешь, и будешь помнить, и чувствовать. В таком отношении я вижу типичную наркоманию и алкогольную зависимость, т.е. зависимость на уровне жизни и смерти. И как ни ужасно выглядит эта аналогия, но ведь и алкоголик всегда чувствует, где спрятана от него бутылка, и она ему дороже всего, и он может убить того, кто выльет его водку в унитаз. Когда я представляла своего ребенка, я ощущала его примерно на таком же уровне. И еще я поняла чувства родителей, идущих встречать на остановку детей (в совсем недетском возрасте), несмотря на предупреждение о позднем возвращении - это огромный страх потери, в любой, самой малой доле вероятности. Не зря говорят - "пока у тебя не будет своих детей - ты не поймешь этого", я ведь и на самом деле не понимала никогда, что же они ощущают.

Я хочу подчеркнуть тут, что я не говорю сейчас за всех людей. Возможно, есть люди, которые рожают детей из других побуждений - я очень надеюсь, что такое все же бывает. НО я очень многих людей узнала, просто даже увидела, как в кино, когда представляла этого ребенка и все чувства к нему. Я узнала, кажется, всех матерей мира, и даже сейчас, когда я слышу, как мамы звонят своим взрослым детям на работу и интересуются ими, я вижу в этом тот же сумасшедший подход. Что получается - я боюсь жизни, мне нужно обо что-то опереться. С этой целью я рожаю нового человека, и его существование обеспечивает мне худо-бедно смысл жизни. И странно тут то, что не любя никого вообще, я вдруг «полюбляю» этого малыша - и всегда считается, что это нормально, естественно - это же ТВОЙ ребенок, как же его не любить. Еще часто говорят - "ты мой, поэтому ты для меня самый лучший". Мне всегда казалось это признанием в любви ко мне, а на деле - это признание в любви к самому себе, даже не в любви, а в эгоистичном желании, чтобы меня было побольше, что бы было в мире вообще побольше всего моего.

Вот какая еще штука мне стала видна. Мой ребенок - это часть меня. Когда я боюсь жизни одна, это один страх. Когда за счет ребенка меня становится больше, я "удваиваюсь", и мой страх жизни также удваивается. Отсюда это параноидальное беспокойство, которое я всегда принимала за проявление любви. Я боюсь, что с ним что-то случится, во-первых , потому что я боюсь потерять свою единственную опору, а во-вторых, потому что чувствую в нем себя и страх за себя переношу на этого несчастного ребенка.

Самый важный, наверное, вывод, который я сделала - это то, что я теперь утрою количество противозачаточных средств, чтобы не дай бог не покалечить своими страхами и беспокойствами вместе с собой еще какое-нибудь существо. И еще для меня важно то, что теперь я лучше понимаю других людей, имеющих детей и выражающих к ним похожее отношение - у меня поубавилось романтических чувств к ним. Я не перестала верить в любовь, просто теперь я вижу, где проявляется любовь, а где - присвоение себе другого человека, как способ уйти от одиночества, и возложение на него всех своих надежд и страхов.

 

04. Скво: "Способ преодоления механизма возникновения негативных эмоций, когда кто-то указывает на твои омрачения".

Долгое время мне было сложно привыкнуть к тому, что мне кто-то указывает на мои омрачения. Мне сложно было конструктивно воспринять эти указания как руководство к действию. Моя личность воспринимала это по-разному: как негативную оценку, как безосновательную критику, как выражение недовольства в свой адрес, как способ уязвить меня. Разумеется, во всех этих случаях я испытывала страдание, поддерживая в себе правомерность этого страдания - меня обидели.

Спустя некоторое время я, наконец, осознавала, что вместо того, чтобы устранить негативную эмоцию, я делаю все возможное, чтобы продлить ее существование. И даже в этом случае мне казалось, что я предаю себя, - меня обидели, а я устраню обиду, и соответственно уже не смогу показать своим поведением, как несправедливо со мной поступили. Ведь если у меня не будет моей правомерной обиды, то как же я смогу выразить отчуждение к тому, кто меня обидел? А если я не буду выражать отчуждение, он подумает, что со мной можно как угодно обращаться... и так до тех пор, пока меня вдруг не озаряло окончательно - да ведь так все негативные эмоции и проявляют себя!

Необходимо осознать, что все омрачения, в том числе боль, обиды и ревность – это проявления личности. Работать с личностью необходимо безжалостно, осознавая, что любая боль – это лишь показатель несовершенства. И НЕ БОЛЕЕ ТОГО. Испытывая боль, страдая от боли, я отождествляюсь со своей личностью, одну из составляющих которой задели.

Процесс разотождествления с личностью крайне болезненный. Но на каком-то этапе для меня стал возможен такой прием для мгновенного разотождествления. Если я испытываю боль, страдание, совершенно неважно по какой причине, я произношу магическое слово «ЛИЧНОСТЬ», что позволяет мне тут же впрыгнуть в осознание того, что я в который раз отождествилась, но вот прямо сейчас могу посмотреть на эту боль-препятствие-личность ясным взором и найти способы борьбы с этими омрачениями.

 

05. Скво: "Пример работы с тупиковыми состояниями".

Уверена, что каждому практикующему приходится сталкиваться с таким состоянием, когда энергия находится на нуле, устремленность отсутствует, и все осознания дальше интеллектуального понимания не распространяются. Это состояние характерно еще тем, что вовлечься во что-то «старое», ранее интересное, уже невозможно, и получается такое зависание «между небом и землей». Такое ощущение, что оказываешься в вакууме, в который не проникает ничего - ни желаний, ни интересов, ни стремлений.

И самое первое, что необходимо осознать в этом, на первый взгляд, тупиковом состоянии - что с ним можно работать, что оно не является чем-то устойчивым не неподвижным. Необходимо учиться к любой ситуации подходить конструктивно; в этом и выражается безупречность: если стремление отсутствует, необходимо продолжать совершать усилия, даже если есть ощущение, что они уходят в пустоту, и нет никаких результатов.

Необходимо попытаться классифицировать это состояние, разложить его по полочкам, и если найдутся хотя бы намеки на «зацепки», то тут же набрасываться на них и вытаскивать на свет. Я приведу пример того, как делала я каждый день до тех пор, пока все показатели моего состояния с нуля не поднялись до того уровня, с которого я могла выполнять обычные практики.

Состояние:
· уровень энергии недостаточен для переживания устремленности
· нежелание заниматься практикой
· ряд хронических беспокойств
· хаотические отвлечения
· возврат внимания производится с огромным трудом. Практически невозможно зафиксировать невыдуманное состояние
· физическая форма относительно энергична
· пробуждение к осознанным действиям происходит болезненно и с трудом
· устранение негативных эмоций не происходит мгновенно. Отождествление с грустью, жалостью к себе, несостоятельности личности в целом
· негативные отношения не устраняются вовсе, т.к. присутствуют в виде фона и не осознаются как негативные
· физические переживания отсутствуют
· желание впечатлений отсутствует
· мир воспринимается блекло и плоско
· неверие в собственные силы

Меры:
· непрерывный анализ на предмет присутствия/отсутствия негативных эмоций. Непрерывное устранение всего, что хотя бы отдаленно напоминает негативные или положительные эмоции
· несмотрение в глаза (для начала – в течение 3 дней)
· прекращение сексуальных отношений, не говоря уж об оргазмах
· исследование хаотических отвлечений (ежедневно в течение 1 часа – 1 неделя)
· поиск беспокойств (необходимо составить максимально полный список всех беспокойств
· исследование концепций, лежащих в основе хронических беспокойств (ежедневно в течение часа – 1 неделя)
· физическая нагрузка (йога, спортивная ходьба)
· максимальное ограничение в еде (в т.ч. полный отказ от мясной пищи)
· возврат внимания с выбранных объектов – 1 час ежедневно
· возврат внимания со спонтанных отвлечений в течение дня
· анализ мыслительных процессов – либо имеет место «продуктивное думание» (например, я могу исследовать концепции беспокойства), либо происходит автоматическое обсасывание образов и ситуаций
· конструктивный подход к любой критической ситуации, несмотря на отсутствие энергии, необходимой для практики

Итог дня:
*) Я практически непрерывно нахожусь в негативных эмоциях, но предпочитаю отдаваться им, упиваться ими, а не устранять:
беспокойства
ревность
жалость к себе
грусть
отчуждение
комплекс неполноценности

*) Когда я страдаю, то начинаю искать несовершенства тех, кто вызывает мои страдания. Мне даже доставляет удовольствие найти слабое место этого человека и размышлять на эту тему вместо того, чтобы обратить внимание на свои страдания и заняться их прямым устранением.
*) Осознание необходимости вернуться к самому началу – устранению негативных эмоций. Я не в состоянии мгновенно устранять некоторые негативные эмоции, потому что мгновенно отождествляюсь с ними, и мне стыдно признаться даже самой себе (не говоря уже о ком-то еще), что я нахожусь в омрачении.
*) Практика несмотрения в глаза позволяет постоянно помнить о практике, и в то же время внимание не уходит на других людей (что очень важно, потому что на анализ того, что обо мне думают другие, уходит масса энергии).
*) Сохранение сексуальной энергии позволяет направить ее на поиск устремленности и борьбу с негативными эмоциями и концепциями.
*) Искреннее осознание необходимости начать все сначала (с устранения негативных эмоций) наполняет меня радостью.

 

06. Пси: " Метод задавания вопросов в работе с концепциями".

"Skvo: я представляла себе самое худшее, и спрашивала себя: "что меняется во мне? что мне мешает переживать любовь, несмотря на все вышеперечисленные преграды? да, он не любит меня. я никогда не получу от него ни одного проявления любви, но почему от этого должна измениться моя жизнь? почему я не могу позволить себе находиться в переживании любви?"

Замечательная совокупность техник: «представлять себе самое худшее» и «задавать себе вопросы». Их можно использовать также и по отдельности, и не только для исследования природы любви. Я использую технику «постановки вопросов и поиска честных ответов», например, для борьбы с концепциями. Главное правило – отвечать себе только то, что ты знаешь наверняка, в чём у тебя не возникает сомнений, и не придумывать того, чего не знаешь. Моё любимое «оружие» - вопрос «почему?», эдакая «игра в почемучки» (видимо, в детстве получила кучу «механических» ответов). Я беру какую-нибудь концепцию и начинаю «бомбить» её вопросом «почему» до тех пор, пока не нахожу для себя чёткого и понятного ответа, не важно «за» или «против», это может быть также и ответ «не знаю». Главное – честный.

Например: "Смерть страшна
Первая ветка:
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они её боятся?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование.
- Почему они так считают?
- Потому что умерший человек выпадает (исчезает) из их жизни, для них он не существует.
- Почему он не существует для них?
- Потому что у них нет ДОКАЗАТЕЛЬСТВ его существования, у них нет с ним контакта, нет осязаемого восприятия этого контакта.

 

Но если я живу на необитаемом острове и у меня нет контакта со всем остальным миром и нет доказательств его существования, значит ли это, что мира на существует?

Вывод: если мы понимаем под смертью прекращение для нас контакта с привычным миром, то что в этом «страшного»? Это не более, чем страх перед «неизвестным». Всплывает концепция: "неизвестное – страшно". И с ней далее проделывается работа по той же схеме:

«Неизвестное – страшно»
- Почему страшно неизвестное?
- Потому что неизвестно, что это будет – плохое или хорошее. Хорошего, конечно, бояться не стоит, так что получается – мы боимся, что за неизвестным кроется плохое.
- Почему «плохого» нужно бояться?
- Не знаю. Просто все так делают, и я заодно. Если я не понимаю, почему я должна делать что-то, то я просто не буду это делать.

Вывод: «Все» много чего делают, это не значит, что я должна это слепо копировать, если не чувствую для того достаточных оснований. А бояться плохого бессмысленно – это не поможет мне избежать его, но зато очень хорошо может отравить жизнь страхом и беспокойством.

Вторая ветка: «Смерть – страшна»
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они боятся смерти?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование, которым они так дорожат.
- А почему это страшно – не существовать?
- Не знаю, здесь я не нахожу ответа. У меня нет опыта «не существования», и я никогда не слышала ни о ком таком, который бы сначала «не существовал», а потом сказал, что это страшно.

Вывод: концепция не имеет под собой оснований, которые могли бы показаться мне достаточными для дальнейшего следования ей.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.