Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания редакторов перевода

Бхиккху Бодхи

Два пути к знанию

©2010

Источником многих труднопреодолимых социальных и культурных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, является раскол науки и религии в Западной цивилизации, где наука утверждает неоспоримые знания, основанные на исследовании опытным путем естественного мира, в то время как религия способна лишь призывать к вере в сверхъестественные вероучения и следованию этическим нормам, которые требуют сдержанности, самодисциплины, самоотверженности. Поскольку религия в традиционном восприятии человечества зачастую основывается лишь на несерьезных обещаниях и раздутых угрозах, ее воззвания к лояльности редко получают одобрительный отзыв, в то время как этические идеалы, которых она придерживается, делают невозможной борьбу против настойчивых призывов жить полной жизнью, которые телевидение, радио и реклама постоянно обрушивают на нас. В результате, значительная часть человечества сегодня отвернулась от религии как осмысленного жизненного руководства, и, не имея других альтернатив, ушла с головой в мирскую религию потребительства и гедонизма1. Слишком часто в религиозных организациях, чувствуя угрозу, которую для их безопасности несет атеизм, встают на путь агрессивного фундаментализма в отчаянной попытке спасти традиционную лояльность.

Поиски здравой основы, которая могла бы стать руководством по поведению в сегодняшнем мире, стали особенно сложными потому, что одним из последствий доминирования научного мировоззрения стало вытеснение нравственных ценностей из сферы объективного знания. В то время как многие ученые в по своим взглядам являются непреклонными защитниками таких идеалов, как мир во всем мире, политическая справедливость и экономическое равенство, мировоззрение, пропагандируемое современной наукой, не видит, по большому счету, никакой объективной основы для всех этих ценностей. С этой точки зрения их корни и основа — понятия очень субъективные, и, соответственно, предполагают все характерные субъективизму особенности: они лишены всеобщности, частны, относительны, даже произвольны. Общее воздействие этого разделения, несмотря на благие намерения многих ответственных ученых, дает “добро” образу жизни, основанному на поисках личного удовлетворения и эксплуатации других.

В противоположность классическому западному противопоставлению религии и науки, буддизм с наукой объединяет характерная приверженность к раскрытию правды о мире. Как буддизм, так и наука проводят четкое различие между тем, каковым все кажется, и тем, каково оно есть на самом деле; как буддизм, так и наука предлагают открыть наши умы для понимания настоящей сущности вещей, как правило, скрытой от нас за ложными понятиями, основанными на чувственном восприятии и «здравом смысле». Тем не менее, несмотря на эту близость, очень важно отметить большую разницу в цели и ориентации, отличающую буддизм и науку. Хотя они могут разделять основные концепции о природе реальности, наука – это программа, задуманная с целью довести до нас объективные, основанные на фактах, знания, информацию, подходящую для всех, в то время как буддизм — это духовный путь, ведущий к внутреннему преобразованию и достижению наивысшего блага, называемого просветлением, освобождением или Нирваной. В буддизме поиски знаний важны не сами по себе, а потому, что главная причина нашей несвободы и наших страданий — наше неведение, непонимание вещей такими, какими они являются, и поэтому исцеляющее нас противоядие — это знание и понимание.

Кроме того, знания, которые приобретаются практикой Дхармы, значительно отличаются в некоторых принципиальных аспектах от тех, которые мы приобрели при помощи науки. Наиболее важно то, что обретаемые знания – это не только получение объективной информации об устройстве и действиях физического мира, но и глубокое субъективное проникновение в реальную природу личного существования человека. Целью является не понимание реальности извне, но понимание ее изнутри, с точки зрения собственного личного опыта. Ищутся не фактические знания, а прозрение и мудрость, личное знание, неизбежно субъективное, вся ценность которого заключается в его преобразующем влиянии на человеческую жизнь. Познание внешнего мира важно лишь в той мере, в какой этот мир вплетен в личностный опыт. Как говорит Будда: «Именно в этом теле, с его восприятием и мыслью, то, что я называю миром, началом мира, его прекращением, и путем к его прекращению».

Так как буддизм принимает личный опыт исходной точкой, не преследуя цели использовать опыт в качестве трамплина к безличному, объективному типу знаний, он исследует весь спектр качеств, присутствующих в личном опыте. Это означает, что буддизм рассматривает в первую очередь ценности. Более того, ценности для буддизма – это вовсе не проекции субъективных суждений, которые мы формируем согласно своим прихотям, социальным нуждам или культурной обусловленности; совсем наоборот, они вписываются в структуру реальности так же твердо, как законы движения или термодинамики. Следовательно, ценности тоже могут быть оценены: классифицированы как истинные или ошибочные, расценены как действительные и недействительные. И часть нашей задачи в придании смысла нашей жизни заключается именно в раскрытии истинной схемы ценностей. Для определения верной иерархии ценностей, мы должны обратить наше внимание внутрь и использовать субъективные критерии исследования. Однако то, что мы находим, не является частным или случайным; это неотъемлемая часть объективного порядка, пронизанная той же упорядоченностью, которая руководит движением планет и звезд.

В утверждении объективной реальности ценностей заключается другое важное отличие между буддизмом и наукой. Для того, чтобы, возникло освобождающее знание просветления, исследователь должен подвергнуть себя основательной личной трансформации, руководствуясь внутренним восприятием подлинных ценностей. Если занятие естественными науками может сводится лишь к интеллектуальным усилиям, то буддистский поиск есть исключительно экзистенциальная дисциплина, реализуемая посредством регулирования внешнего поведения, очищения разума и усовершенствования способности человека прислушиваться к процессам, протекающим в своем собственном теле и уме. Этот тренинг требует соответствия с этикой на протяжении всего пути, и поэтому этическими принципами пронизан весь тренинг, начиная с правильного поведения в самом начале вплоть до кульминации в высшем освобождении ума.

Особенно заслуживает внимания то, что этическая сущность буддийских практик и их когнитивная сущность соприкасаются в одной и той же точке – осознании истинного отсутствия Я (анатта). Именно здесь современная наука близка к буддизму в понимании подлинной природы реальности, основанной на событиях и процессах, подразумевающей отсутствие конечной субстанции, скрытой за последовательностью событий. Но и это сходство во взглядах указывает на фундаментальную разницу. В буддизме преходящая, не имеющая постоянной и неизменной сущности природа реальности2 – не просто фактическая истина, постигнутая объективным знанием. Это, в первую очередь, экзистенциальная истина, преобразующий принцип, предлагающий ключ к правильному пониманию и правильному освобождению. Для того, чтобы использовать этот ключ по его прямому и единственному назначению, для открытия двери в духовную свободу, мы должны руководствоваться допущением, что идея реально существующего Я — заблуждение. Недостаточно давать только интеллектуальное одобрение идее отсутствия Я и превращать ее в игру мысли. Принцип должен быть постигнут на своем опыте, когда мы откроем отсутствие своего эго даже в самых укромных и глубоко затаенных местах нашего ума.

Остается надеяться, что буддийские мыслители и ученые, обладающие широкими взглядами, делясь своими знаниями и результатами размышлений, могут показать нам эффективный способ для восполнения трещин между объективным знанием и духовной мудростью и тем самым примирить науку и духовность. Таким образом, духовная практика станет неотъемлемой частью дисциплины, направленной на познание, и комбинация духовной практики и знания станет средством для достижения наивысшего блага, просветления и духовной свободы. Эта позиция была всегда присуща буддизму, как показывают все наиболее старые тексты. Мы должны помнить, что Будда, которого называют Просветленным, является не только, как ученый, локавиду, т.е. «знатоком мира», но также, прежде всего он виджджачаранасампанно, т.е. «совершенный в знании и поведении»

Примечания редакторов перевода

1. Гедонизм — жажда наслаждений и погоня за ними. [Назад]

2. В английском тексте «substanceless nature of reality». В своем комментарии к этому фрагменту Бхикху Бодхи пояснил, что слово «substanceless» («бессубстанциональная», «не имеющая сущности») не означает отсутствия материи как таковой. Данное утверждение следует понимать в том смысле, что все обусловленные явления (как в материальном мире, так и в психическом) — это постоянно изменяющиеся процессы, не имеющие под собой никакой абсолютной, неизменной и постоянной основы. [Назад]

Источник: © 1999 Buddhist Publication Society.
© 2007 Перевод с английского: Сона Абрамян. Редакторы перевода: А.В. Рожков, А. Газарян. Издание сайта Буддизм в Армении.

© 2010 Издание "Буддийского Просветительского Содружества", сайт "Колесо Дхаммы".

Условия использования: Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение единичных материалов в Интернете в неизменном виде при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и ссылку на этот источник. В остальном все права сохранены.

Как сослаться на этот источник (предлагаемый вариант): Бхиккху Бодхи: "Два пути к знанию". Колесо Дхаммы, 2010, http://dhamma.ru/lib/authors/bodhi/bps-essay_42.html.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...