Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями; чеками; по аккредитиву; расчеты по инкассо)




2.1 Формы безналичных расчетов

 

На основании действующего Положения безналичные расчеты в России могут осуществляться с помощью платежных поручений, платежных требований-поручений, чеков и аккредитивов. Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях.

 

2.2  Расчеты платежными поручениями

 

Можно сразу же отметить, что в настоящих условиях в России преобладающей формой расчетов является перевод, более того – кредитовый перевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность дать распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойством такой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкам ускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.

Упорядоченность документооборота обеспечивается использованием платежных поручений о дебетовых списаниях. Платежное поручение – это поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом учреждении банка.

Применение этого финансового инструмента может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями, причем нетоварные платежи, например в бюджет, осуществляются исключительно платежными поручениями.

В качестве примеров нетоварных операций можно привести:

ü платежи в бюджет,

ü погашения банковских ссуд и процентов по ссудам,

ü перечисления средств страховым органам государственного и социального страхования,

ü взносы средств в уставные фонды при учреждении АО,

ü приобретение ценных бумаг,

ü уплата пени, штрафов, неустоек и т.п.

Переводы платежными поручениями для платежей за товары и услуги используются:

ü за полученные товары и оказанные услуги (со ссылкой на номер и дату товарно-транспортного документа);

ü в порядке предварительной оплаты услуг (со ссылкой на номер договора);

ü для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

ü при расчетах по решению суда и арбитража;

ü для арендной платы за помещения;

ü в расчетах с коммунальными, транспортными, бытовыми предприятиями и т.п.

Они могут быть как срочными, то есть сразу после отгрузки товара, так и долгосрочными или отсроченными в рамках договорных отношений.

Для наглядного представления процесса документооборота удобно воспользоваться схемой, в которой задействованы следующие обозначения:

F1 – предприятие-покупатель, F2 – предприятие-поставщик,

B1 – банк покупателя, B2 – банк поставщика.

Операции и возникающие в связи с ними отношения будем изображать стрелками с цифрами, по которым можно составлять цепочки отношений.

Схема 1

Таким образом, получаем:

–товар или услуги, получаемые покупателем F1 от поставщика F2,

– счет-фактура,

– платежное поручение предприятия-покупателя F1 на списание со своего счета в банке B1 суммы за товар или услуги,

– документы о перечислении соответствующих сумм из банка B1 в банк поставщика B2 на счет предприятия F2.

При этом банк покупателя производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.

Четкость приведенной цепочки отношений не гарантирует ее участников от возникновения рисков. Зачастую такая форма расчетов не полностью удовлетворяет поставщиков, так как они попадают в зависимость от предприятий-покупателей. Действительно, плательщик может в данном случае задержать выписку платежного поручения из-за отсутствия или недостатка средств. В таком случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению.

Кроме того, несвоевременное поступление средств на счет поставщика может произойти и по вине соответствующих банков, или связанных с ними организаций (например, РКЦ).

Тем самым уместно указать еще раз на необходимость тщательной проработки условий расчетов, отражаемых в договоре, а также учета ответственности банков за ненадлежащее исполнение поручения в соответствии с законодательными нормами.

Предприятие-покупатель должно учитывать риск несвоевременной поставки товара при досрочных платежах и риск отвлечения из оборота денежных средств.

Платежное требование-поручение представляет собой расчетный документ, содержащий требование поставщика F2 к покупателю F1 оплатить на основании приложенных отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Преимущество такой формы расчетов состоит в том, что она удобна поставщику, так как банк включен в установленные отношения, осуществляет инкассирование платежных требований и следит за взысканием денег с покупателя.

Предприятие-покупатель, соответственно, имеет возможность контролировать по документам соблюдение поставщиком договорных условий. В частности, при несоблюдении условий можно отказаться от акцепта (согласия) оплаты документов. Более того, на практике допускаются самые разные формы акцепта: положительный и отрцательный, предварительный и последующий, полный и частичный. Для обоснования процедуры платежные требования-поручения регистрируются в банке покупателя B1 в специальном журнале и передаются непосредственно плательщику F1 под расписку для акцепта.

Не останавливаясь на деталях, приведем схему документооборота при расчетах требованиями-поручениями, в которой используются те же обозначения, что и в Схеме 1.

Схема 2

В данном случае имеем:

1. –товар, получаемый покупателем F1 от поставщика F2,

2. – счета и платежное поручение поставщика F2 своему банку B2,

3. – платежное требование и счета от банка B2 банку покупателя B1,

4. – платежное требование и счета для извещения о платеже и акцепта от банка B1 своему клиенту – предприятию F1,

5. - акцепт предприятия F1 на списание со своего счета в банке B1 суммы за товар,

6. – документы о перечислении соответствующих сумм из банка B1 в банк B2.

При этом банк покупателя B2 производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика B1 производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.

Недостаток приведенной схемы расчетов заключается в определенной длительности операции и возможности возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика.

 

2.3 Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо

 

Общая идея переводного векселя приводит к пониманию того, какие функции выполняет чек. Чек – это ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручение банку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу. По денежным чекам из банка выдаются наличные деньги, а по расчетным чекам осуществляются безналичные платежи.

Документооборот при чековой операции может быть представлен следующей схемой:

Схема 4.

Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались:

F1 – покупатель; F2 – поставщик;

B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;

В данном случае имеем следующие отношения:

– заявление F1 на получение чековой книжки в банке В1 и депонирование соответствующих денежных сумм;

– выдача чековой книжки F1;

– получение товара;

– выписка чека;

– сдача чека; банк поставщика B2 производит зачисление денег на счет F2;

– документы на списание средств; B1 производит списание суммы чека из депонированных средств.

Приведенная схема может быть модифицироваться, например, когда банк избирает для предприятий, своевременно выполняющих свои обязательства, форму соглашения о выдаче чековых книжек без депонирования средств. В этом случае банк гарантирует (за свой счет) платежи по чекам даже в случае отсутствия средств у чекодателя.

Таким образом, легко догадаться, что при расчетах чеками возможны случаи отсутствия средств, тогда как, например, платежные поручения принимаются банком только при наличии средств на счете.

Возможности использования чека в качестве платежного средства могут возрасти за счет увеличения его обращаемости. Способом передачи права на получение денег по чеку является так называемый индоссамент. Такая возможность соответствует правилам вексельного обращения, где также широко применяется.

Приведем четыре вида индоссаментов.

При помощи бланкового индоссамента чек становится предъявительским документом и любой законный владелец может получить по нему деньги в банке. Такой индоссамент состоит из одной подписи держателя чека на обороте.

Именной индоссамент позволяет указать имя лица, которому передается право получения денег по чеку. Это имя ставится рядом с подписью держателя чека.

Целевой индоссамент выражает ограничения возможностей получения денег по чеку. На обороте указывается цель передачи чека другому лицу, например, в виде “только для депонирования”. Иногда этот вид индоссамента может сочетаться с именным, например, “платите Валентину Ивановичу Лебедеву, только для депонирования”.

Безоборотный индоссамент представляет ограничение или исключение возможности предъявления претензий по чеку в случае его неоплаты. В таком случае используется выражение “без оборота”. Однако такая форма требует для своей действительности признания банка, куда перечисляются деньги по чеку, с помощью его собственного индоссамента.

Порядок индоссамента строго формализован, и банк обязан проверять их последовательность, но следует отметить, что он не отвечает за их качество, то есть за возможность подделки подписей индоссантов.

Итак, для получения расчетных чеков в обслуживающем банке оформляется заявление по установленной форме, подписанное руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверенное печатью. В заявлении указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками, что позволяет определить лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека.

Другой гарантированной формой расчетов является аккредитивная. В отличие от других форм безналичных расчетов она гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против предоставленных поставщиком соответствующих документов.

Схема документооборота превращается в таком случае в следующую:

Схема 3.

Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:

F1 – покупатель (плательщик, аккредитиводатель);

F2 – поставщик (бенефициар по аккредитиву);

B1 – банк-эмитент, открывающий аккредитив;

B2 – банк поставщика (банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара).

Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполнения аккредитива:

– обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;

– аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;

– извещение об открытии аккредитива;

– товар;

– реестр счетов, товарно-транспортные документы; зачисление средств на счет в В2;

– реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.

Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом В1 (по указанию покупателя F1) без предварительного согласования с поставщиком F2.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара F2 и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

Очевидно, что для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Это означает обязательство банка В2 в дополнение к обязательству банка В1 по платежу, то есть гарантии независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые и непокрытые.

Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка-корреспондента В2 покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды В.

Рассматриваемая форма расчетов в международной практике представлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда платежи поставщику гарантируют банки. С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

   Следует сказать, что применение аккредитивов и в России может оказаться вполне перспективным делом. По крайней мере оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую стоимость аккредитивной формы расчетов.

Преимущества для участвующих в расчетах сторон также достаточно очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности и полноты получения платежа, а для покупателя – получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными договором условиями.

Теперь рассмотрим такие денежные операции, как инкассирование (операции по инкассо). Под ними понимают банковские операции, при которых банк берет обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. Например, прием срочных процентных и дивидендных купонов, векселей или чеков для получения платежей по ним.

Операции по инкассо можно было бы производить, и не прибегая к помощи банков, однако техническое оснащение и наличие грамотного персонала вполне оправдывают обращение к их посредничеству. Контроль над ситуацией особенно важен тогда, когда платеж должен быть совершен в другом месте.

Если обратиться к основе инкассовых операций, то можно видеть, что ее составляет договор поручения, то есть инструкции клиента банка. Например, на векселях, передаваемых на инкассо, об этом свидетельствует индоссамент “деньги на инкассо”, “для инкассирования” и т.п.

Другим примером может быть инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств. Оно может осуществляться либо по поручению взыскателей, либо исходя из исполнительных документов. Отметим, что бесспорное списание средств допускается только на основании решений соответствующих органов и исполнительных документов.

Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором – банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе, кроме упомянутых выше векселей и чеков, акции, облигации и другие.

Во внутреннем обороте инкассирование векселей и чеков развито в недостаточной мере, хотя схема его применения достаточно прозрачна. Например, предприятие за определенное комиссионное вознаграждение передает до срока платежа имеющиеся у него векселя своему банку. Теперь банк берет на себя хлопоты по получению платежа и предоставлению в распоряжение своего клиента денежных средств. Передача векселей сопровождается письменным распоряжением – инкассовым поручением.

С инкассовыми операциями связаны расчеты платежными требованиями-поручениями и платежными требованиями. Платежные требования-поручения включают отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.

Указанные требования выставляются на инкассо поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк В2 обязан переслать документы в банк плательщика В1, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. В свою очередь, банк В1, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

Подобная форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. В таком контексте, например, использование покупателем требований-поручений освобождает его от необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющие доставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных с замедлением оборачиваемости средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

С позиций управления финансами корпораций, можно отметить возможности рассмотренных форм расчетов для нейтрализации риска отказа покупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение инкассации денег по многим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие.

 

Список использованной литературы

1. Аналитический обзор за 2006 год. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России в 2006 году. Общая характеристика. Авторский коллектив: С.В. Шишкин, Г.Е. Бесстремянная, В.А. Чернец. Москва, 2007

2. Ануриев, С. В. Платежные системы и их развитие в России / С. В. Ануриев. - М.: Финансы и статистика. 2004. - 288 с.

3.. Ануриев, С. В. Пределы эффективности проведения платежа в различных платежных системах // Финансы и кредит. - 2003. - №16 - С. 37 - 41.

4. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учебно-практическое пособие. Н.Л. Вещунова. Москва, издательство Проспект, 2006 г.

5. Копытин, В.Ю. Модели осуществления расчетов в платежных системах // Финансы и кредит. - 2005 - №3 С. 9-21

6. Платежная система: структура, управление и контроль / Под ред. Брюса Д. Саммерса. - Спб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 1997. - 456 с.

7. «Система ОМС — от стабилизации к эффективному развитию» Д. Рейхарт. Медицинский вестник № 32 (417), 2007 Г.

8.. Социальная медицина и организация здравоохранения / Руководство для студентов: В 2 томах. Т.2 / В.А. Меняев и соавторы – СПб, 1998, с.237-238.

9. Страховое дело в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. Составитель М.И. Басаков. Ростов-на-Дону, 1999, с.311.

10. Федорусенко, А. В. Совершенствование платежной системы // Банковское дело - 2006 - №8 С. 60-64

11. Финансы: Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М.Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002, с.74.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...